МОНАШЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ТРУДА И МОЛИТВЫ
Ложные стереотипы о монашестве
Монашество возникло как реакция на определенное обмирщение Церкви, когда эпоха гонений завершилась, христианство стало разрешенной, а потом и государственной религией; быть (или, по крайне мере, считаться) христианином стало выгодно, и в Церковь хлынули люди, многие из которых так и не пережили подлинного обращения. Большие города империи, хотя теперь христианские, были все еще полны соблазнов, и многие люди, желавшие посвятить свою жизнь Богу, уходили в «пустыни», т. е. ненаселенные места, чтобы там сосредоточиться на молитве и поисках Бога. Такое решение предполагало готовность к жестоким лишениям и опасностям от суровости природы, зверей и разбойников; а нередко монахи сознательно возлагали на себя строгие ограничения.
Нам это может показаться странным: слово Божие вовсе не требует отказываться от брака, собственности и того комфорта и защищенности, которые дает жизнь в лоне цивилизации. Мы знаем, что вечное спасение даруется нам Христом и без того, чтобы мы удалялись в пустыни. Конечно, знали это и сами монахи: Церковь всегда учила, что человек может обрести спасение и состоя в браке, живя обычной жизнью добропорядочного обывателя. В одном из древних монашеских текстов приводится такое сравнение: мирянин, который соблюдает заповеди, подобен верноподданному, который платит государю все положенные налоги. А монах не только платит налоги: он как тот человек, который желает угодить государю, давая больше положенного. Слово Божие не требует отказываться от брака, собственности и городских удобств, но монах приносит все это в жертву Богу, желая полностью посвятить себя служению Ему и подражая Cамому Христу.
Монашество сыграло огромную роль в истории Церкви: обращение северной Европы ко Христу состоялось именно благодаря монашеству. Люди, которые признали себя уже умершими для этого мира, которые не были связаны семьями, шли к варварам, – германцам, кельтам и славянам, – неся им слово Божие. Многие из них умирали от голода, холода и других испытаний пути, многие становились жертвами разбойников или хищных зверей, многие принимали мученический венец, будучи убиты язычниками за проповедь христианства. В их жизни совершалось сказанное в послании к Евреям: «…те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евреям 11:38).
Монастыри средневековой Европы (в т. ч. Руси) были свидетельством другой жизни, построенной по другим принципам. В миру люди стремились (как стремятся и сейчас) к комфорту и удовольствиям, власти и почету. Монахи добровольно избирали тесное и суровое житие в послушании, молитве и труде. Зачем? Потому что они верили в Бога и искали той жизни вечной и блаженной, которую Он дает. Поэтому подвиг монашества так глубоко повлиял на целые страны и народы; у нас в России с особенной любовью помнят святого Сергия Радонежского и его учеников.
Чем их опыт важен для нас?
Монах уходит в пустыню, чтобы молиться Богу. Но он должен трудиться, чтобы содержать себя. Часто это было какое-то ремесло, которым можно было заниматься в одиночестве, например, плетение корзин. Как совмещать молитву и труд? Нам может показаться, что эти два занятия мешают друг другу; по крайней мере, это часто так в нашей обычной жизни. Наши рабочие обязанности оставляют нас слишком вымотанными и загнанными, чтобы нам еще и уделять время молитве (по крайней мере, нам так кажется). Но монашеский опыт говорит о том, что мы можем и «трудиться, день и ночь работая своими руками» и «непрестанно молиться».
В общежительных монастырях монахи выполняли различные «послушания», т. е. поручения, которые касались служения другим людям: кто-то готовил пищу для всей братии и посетителей монастыря, кто-то принимал паломников, кто-то возделывал огороды. Жизнь монаха была немыслима и без молитвы, и без труда.
В уставе святителя Василия Великого было сказано о том, что монаху надлежало помнить, «что те, для кого приняли мы на себя попечение, суть братия Спасителю, и старания о них переносятся к Самому Господу». Это ключевая фраза для понимания всей монашеской трудовой этики: работа не является чем-то отдельным от служения Богу. Можно было бы подумать, что мы устремлены к Богу, когда возносим молитвы, а вот работа – это вынужденное отвлечение от главного, печальная необходимость добывать средства к существованию. Но святитель Василий и другие учителя монашества говорят, что это не так. Забота о других людях, которая проявляется в нашей работе – это служение Богу. В притче о Страшном Суде Христос говорит: «…как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40). Работу, которую мы выполняем для наших ближних, мы выполняем для Христа.
Именно с глубоким сознанием этого монахи исполняли свои послушания, которые обычно были достаточно тяжелыми и монотонными. Они пропалывали огород для Господа, плели корзины для Господа, варили кашу для Господа, мыли посуду для Господа и вообще следовали правилу Апостола: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Колоссянам 3:23).
Однообразная и утомительная работа более всего изматывает именно тем, что переживается как бессмысленная, но монашеский опыт говорит о том, что ее можно совершать с ясным пониманием того, что она делается для Господа. А такое сознание приобретается молитвой, которую мы совершаем одновременно с работой. Вот что говорит святой Василий Великий:
Поскольку некоторые уклоняются от дел под предлогом молитв и псалмопения, то должно знать, что хотя для прочего всему свое время, по слову Екклесиаста: время всякой вещи (Екклесиаст 3:1), но для молитв и псалмопения, как и для многого другого, пригодно всякое время. Поэтому, когда трудишься руками, то, вслух, когда это возможно, или полезно к созиданию веры, или про себя, псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Ефесянам 5:19) воспевай Бога. Между делом совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания. Кто дал вещество, из которого сделаны инструменты материалы, с которыми мы работаем. Молись, чтобы дела рук наших направлялись к цели благоугождения Богу.
Мы можем молиться в процессе работы, благодаря Бога за то, что у нас есть все необходимое, чтобы трудиться и приносить пользу, и прося у Него, чтобы Он дал нам выполнить ее наилучшим образом. Такая молитва не мешает нам работать. Напротив, она помогает нам увидеть в нашей работе смысл и сделать ее как можно лучше.
Для прослушивания данной статьи нажмите здесь: Сергей Худиев. Монашеская традиция труда и молитвы