Библейские комментарии. Иеремия

Книги Иеремии и Плач Иеремии и труд

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Фундаментальный вопрос в книге пророка Иеремии заключается в том, будет ли народ верен Богу в эпицентре враждебной среды. Иеремия обеспокоен верностью народа в каждом аспекте жизни, вкл. религию, семью, армию, правительство, сельское хозяйство и прочие сферы жизни и труда. С подобным вопросом мы сталкиваемся на наших рабочих местах и сегодня. Мы призваны быть верными Богу в т. ч. в нашем труде, однако на многих рабочих местах весьма непросто следовать за Богом.

Иеремия столкнулся с неверностью буквально всего народа. Никто не был верен Господу – ни цари и князья, ни священники и пророки. Они продолжали приходить в храм, совершать жертвоприношения и призывать Имя Господне, однако по сути отвергали Бога своим повседневным образом жизни (Иеремии 7:1-11). Это более чем схоже с жизнью современных людей, которые ходят по воскресеньям в церковь, жертвуют деньги, но при этом за пределами церковных стен живут так, словно Бог не присутствует в их жизни.

В контексте верности Богу пророк предлагает ряд высказываний, напрямую относящихся к работе, а также много других отрывков о верности Богу в повседневной жизни в целом, вкл. рабочие часы.

В своих пророчествах о труде Иеремия не представляет какие-либо новые принципы или заповеди. Наоборот, он ссылается на более ранние писания, особенно на Закон Моисеев. Далее он обличает народ в том, что они не исполняют Божий закон, и предупреждает, что это навлечет на них катастрофу. Когда же последняя все-таки наступила, он начал учить народ, как жить в соответствии с законом Божьим в новой, причем весьма трудной, обстановке. Он ободряет народ Божьим обетованием о том, что Господь рано или поздно восстановит их радость и благополучие, если они вновь станут верными Ему.

Хотя Иеремия жил за 600 лет до апостола Павла, то, что он говорил о труде, можно с легкостью резюмировать словами в Колоссянам 3:23: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков».

Книга пророка Иеремии – это не богословский трактат о труде. По этой причине высказывания о работе встречаются здесь и там на протяжении всей книги, и порой между ними находится много глав; иногда же они пересекаются в рамках одной и той же главы или отрывка. 

Иеремия был всецело обеспокоен тем, верны ли люди Богу. В ходе чтения мы можем спрашивать себя, считаем ли мы свою работу важной сферой жизни, в которой Бог ожидает от нас верности Ему. В случае утвердительного ответа мы можем испытать Божье присутствие на нашем рабочем месте. Таким образом, наша верность Богу и Его присутствие в нашей работе – это взаимосвязанные темы, к которым мы еще не раз вернемся.

Иеремия и его эпоха

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Обзор книги пророка Иеремии

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Темы в связи с работой в книге Иеремии

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Призыв Иеремии к труду (Иеремии 1)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Благость и осквернение труда (Иеремии 2)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Признание Божьего провидения (Иеремии 5)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Материальные успехи и неудачи (Иеремии 5)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Несправедливость, жадность, всеобщее благо и целостность (Иеремии 5-8)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Вера в Божье провидение (Иеремии 8-16)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Работа в рамках сбалансированной жизни (Иеремии 17)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Труд как забота о благосостоянии более широкого сообщества (Иеремии 29)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

В Иеремии 29 пророк обращает внимание на желание Бога, чтобы труд Его народа был благословением для всех окружающих его людей, а не только для израильтян.

...так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иеремии 29:4-7).

Данная тема была затронута в предшествующих главах, к примеру, в заповеди не притеснять живущих рядом чужестранцев (Иеремии 7:6, 22:3). И это часть завета, к которому пророк призывает продолжает призывать Иудею. «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Бытие 18:18). Тем не менее, в изгнании лжепророки убедили иудеев, что Божье благословение будет всегда принадлежать Израилю и не распространяется на соседей. Вавилон падет, Иерусалим будет спасен, а народ в скором времени вернется домой. Иеремия противостоял подобным лжепророчествам истинным Божьим словом: вы будете в пленении семьдесят лет (Иеремии 29:10).

Стоит заметить, что это стих о народе, который оказался в пленении из-за греха; обетованные будущее и надежда не будут дарованы до тех пор, пока семьдесят лет изгнания не очистят их от греха, из-за которого они и оказались в изгнании. Лишь по завершении семидесяти лет люди будут готовы искать Господа: «...и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (Иеремии 29:13-14).

Вавилон будет единственным домом этого поколения. Бог призвал народ усердно обрабатывать там землю: «...и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иеремии 29:7).

Подобный призыв ко гражданской ответственности, прозвучавший около двухсот 2600 лет назад, актуален и сегодня. Мы призваны трудиться ради благополучия всего общества, а не только собственных интересов. Подобно иудеям во времена Иеремии, мы далеки от совершенства. Мы даже можем страдать от собственного неверия или развращенности. Однако мы призваны и снаряжены быть благословением сообществам, в которых мы живем и трудимся.

 «...и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас» (Иеремии 29:7). Можно подумать, будто этот стих не о том, что Богу есть дело до благополучия вавилонян. Будто просто признает, что, будучи рабами, израильтяне не могут процветать, если не будут процветать и их поработители. Однако забота о тех, кто не является частью народа Божьего, – неотъемлемый элемент завета, звучащий в предшествующих главах Иеремии. Строители, садовники, фермеры, представители каких бы то ни было профессий – все очевиднейшим образом призваны трудиться на благо всего общества. Божья забота настолько велика, что даже когда дома Его народа разрушены, семьи депортированы, земли конфискованы, и права нарушены, у него все равно будет достаточно всего для собственного процветания и для того, чтобы быть благословением для других. Однако это возможно только при верности народа; из этого и вытекает призыв к молитве в Иеремии 29:7. В свете Иеремии 29 сложно читать 1 Кор. 12-14 и прочие новозаветные отрывки о дарах применительно только лишь к церкви или христианам. Бог призывает и снаряжает Свой народ служить всему миру.

Давайте не будем отчаиваться и продолжим искать Божий мир. Хотя порой у нас почти нет возможности глобально влиять на окружающее нас общество, как минимум мы можем пытаться коснуться сердец наших близких и коллег. Мы можем бороться за справедливость в сферах нашего влияния. Мы можем стремиться быть людьми мира (шалом) в общении на работе, учебе, дома и в обществе.

Повсеместное Божье присутствие (Иеремии 29)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Благословение для всех народов (Иеремии 29)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Восстановление благости труда (Иеремии 30-33)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Освобождение рабов (Иеремии 34)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Активная позиция (Иеремии 38)

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.

Иеремия как поэт: Плач Иеремии

Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.