Статьи

ТРУД КАК ЗАБОТА О ТВОРЕНИИ

Источник: газета «Мирт».

Христианский центр «Мирт» – стратегический партнер проекта «Вера и труд».

С другими работами автора на сайте интернет-газеты «Мирт» можно ознакомиться здесь.

«Зачем что-то улучшать в этом мире? Все равно все сгорит! Смысл для христианина имеет лишь проповедь Евангелия и спасение людей!». С такими рассуждениями приходится сталкиваться довольно часто. И на первый взгляд, такой подход является вполне библейским: разве Христос не говорил о том же самом, когда, к примеру, ученики хотели обсудить с Ним великолепие Храма (Матфея 24:1-2)? Разве Павел не предупреждал нас, что «время коротко», а потому не нужно заботиться о земном: покупающие должны быть как не приобретающие, «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Коринфянам 7:31)?

Но это только на первый взгляд. Более внимательное изучение Писания показывает, что ни Христос, ни Павел, ни другие апостолы не учили тому, что христиане не должны стремиться делать мир лучше. Да и сами сторонники подхода «все равно все сгорит» не отличаются последовательностью: большинство из тех, с кем мне довелось дискутировать, были вполне прилично одеты, у них были хорошие смартфоны и автомобили, да и дома у них все было чисто и красиво… Как-то это не очень вяжется с тем, что «о земном» не надо заботиться. Мне кажется, эти люди интуитивно ощущают, что мы дадим Богу отчет за то, как мы распорядились своей жизнью, как мы заботились о своей семье, как управляли своим бюджетом… Но почему-то нам кажется, что зона нашей ответственности заканчивается порогом нашей квартиры и не распространяется на дом, улицу, город, страну. Тем более состояние окружающей среды или социальная справедливость – это уж точно совсем не наша забота. Но на каком основании мы провели границу нашей ответственности именно в этом месте? И откуда берется противопоставление заботы о творении проповеди Евангелия? Где для такого подхода основание в Писании?

Библия говорит о том, что Бог поставил человека «владыкою над делами рук Своих» (см. Бытие 1:28). И мы нигде не читаем, что после грехопадения Бог отменил Свое решение и передал управление миром кому-то еще. Более того, Давид, Иаков и другие авторы Писания подтверждают, что и после грехопадения человек остается тем, кому доверено управление всем творением (Псалом 8:7, Иакова 3:7). Достаточно даже поверхностного взгляда на мир, чтобы убедится в верности библейского учения: человек действительно владычествует над всей землею – сегодня это очевидно, как никогда ранее.

Другими словами, Бог вверил весь мир заботам человека. Управление миром должно было способствовать раскрытию заложенного в человеке потенциала; но мир не был просто «тренажером» для всевозможных человеческих «упражнений». Бог вверил сотворенный мир нашим заботам, поскольку этот мир имеет ценность в Его глазах. И Он хотел бы, чтобы мы эту ценность сохранили и умножили. Ведь именно в этом и состоит работа управителя – вспомним притчи Иисуса о талантах, минах или «неверном управителе». Заботиться о творении – значит рассмотреть заложенный Богом потенциал и раскрыть его, сделать его видимым. Повеление «владычествовать над всею землею» имело целью раскрытие славы Божьей во всем творении: человек – единственный, в ком был заложен образ Божий, кто способен к прямому общению с Богом, призван посредством своего труда наполнить видимый мир славой Невидимого Бога.

При этом важно помнить: человек был поставлен Богом не просто для «поддержания порядка». Слова «владычествовать» и «возделывать» указывают нам, что Бог ожидал от человека творчества – привнесения в мир того, чего в нем еще не было. Это не было «творение из ничего» (что доступно только Богу): человек творил из того, что уже было в мире. Но в своем творчестве человек создавал (и продолжает создавать) нечто действительно новое, умножая разнообразие и богатство этого мира. Поручая Адаму возделывать (по латыни «культивировать») сад, Бог ожидал, что человек будет создавать культуру, вкл. строительство городов, создание произведений искусства, конструирование техники и освоение цифрового мира. Заботиться о мире – значит не просто трудиться, но трудиться творчески, создавая новое, еще небывшее.

Грех исказил эту способность к творчеству, а потому вместо заботы о творении мы сегодня имеем дело с безжалостной эксплуатацией природы и самого человека. Вместо раскрытия заложенного в мире потенциала мы выжимаем из природы все соки, не заботясь о том, в каком мире будут жить наши дети и внуки. Иными словами, безразличие к миру, в котором мы живем, в т. ч. позиция «все равно все сгорит», есть проявление человеческой греховности, а вовсе не особой духовности! И напротив, призыв заботиться о творении – это напоминание о нашем изначальном призвании, о Божьем замысле о мире и месте человека в нем, а потому – свидетельство о Творце.

Сознавая греховность мира, в котором мы живем, мы должны быть особенно внимательны, чтобы наш труд служил созиданию мира, а не его еще большему разрушению. Если мы будем ставить перед собой такую задачу, это очень сильно повлияет и на выбор профессии, и на то, какие акценты мы будем расставлять в нашей профессиональной деятельности. Как правило, сегодня человек вовлечен в очень сложную деятельность, а потому решение этой задачи не лежит на поверхности. Но есть масса примеров, которые показывают: если такая цель ставится, способ ее достижения можно найти почти в любой деятельности. И надо сказать, что когда христиане начинают проявлять заботу о мире, их свидетельство почему-то намного более охотно принимается неверующими. Проповедь Радостной Вести и напоминание о ценности этого мира не противостоят, а усиливают друг друга. Поскольку и одно, и другое есть свидетельство о Боге и Его любви к миру.

Михаил Дубровский
Место работы: Руководитель программы «Миссия в профессии» Евроазиатской богословской семинарии
Должность: Координатор движения «Бизнес как миссия» в России; член координационного совета группы «Служение на рабочем месте» при Лозаннском движении. Ведущий семинаров по священнодействию в профессиональном труде и предпринимательстве