Библейские комментарии. 1-е Фессалоникийцам

1 и 2 Фессалоникийцам и труд

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

«Мы работаем, чтобы вы отдыхали». Это слоган из рекламы современного чистящего средства для ванной, но с небольшой поправкой он мог бы также подойти в качестве девиза некоторых христиан в древнем городе Фессалониках. «Иисус работал, чтобы я отдыхал». Многие считали, что новый образ жизни, предложенный Иисусом, был причиной оставить прежнюю жизнь, вкл. тяжелый труд, и поэтому они стали бездельниками. Как мы еще увидим, трудно точно узнать, почему некоторые фессалоникийцы не работали. Возможно, они по ошибке решили, что обещание вечной жизни означает, что эта жизнь больше не имеет значения. Но эти бездельники жили благодаря щедрости более ответственных членов церкви. Они тратили средства, предназначенные для нужд тех, кто действительно не мог обеспечивать себя. И они начинали доставлять неприятности и вызывали споры.

В своих письмах фессалоникийцам Павел не терпит такого отношения или поведения. Он ясно говорит, что христианам нужно продолжать трудиться, потому что образ жизни Христа – это не безделье, а служение и качественная работа.

Церковь в Фессалониках

Столица римской провинции Македонии и крупный средиземноморский порт Фессалоники имел население свыше ста тысяч человек. Помимо того, что в нём была естественная гавань, он был также расположен на ключевых торговых путях с севера на юг и на Игнатийском пути с востока на запад, который соединял Италию с восточными провинциями. Люди из окрестных деревень приезжали в этот великий город, который был шумным центром торговли и науки. Природные ресурсы Фессалоников включали в себя древесину, зерно, континентальные фрукты, а также золото и серебро (однако нет точных сведений о том, были ли шахты по добыче золота и серебра в 1 веке н. э.). Фессалоники были также особенно проримским городом с собственным правительством, и его жители наслаждались статусом свободного города. Поскольку его граждане были римскими гражданами, они были освобождены от выплаты дани Риму.

Церковь в Фессалониках была основана Павлом и его сподвижниками Тимофеем и Силой во время второго апостольского путешествия в 50 году н. э. Бог много действовал через этих миссионеров, и многие стали христианами. И хотя среди уверовавших были евреи (Деяния 17:4), большинство людей в церкви были из язычников (1 Фессалоникийцам 1:9-10). Несмотря на то, что некоторые из них были относительно состоятельными, например Иасон, Аристарх и «знатные женщины» (Деяния 17:4, 6-7, 20:4), похоже, что многие в церкви были чернорабочими (1 Фессалоникийцам 4:11), а некоторые, возможно, и рабами. Во Втором послании к Коринфянам Павел утверждает, что церкви Македонии были очень бедными (2 Коринфянам 8:2), и церковь в Фессалониках относилась к их числу.

Нет единого мнения о том, какие конкретные ситуации  побудили Павла написать эти два письма. Для наших целей достаточно сказать, что Павел хотел ободрить верующих, которые пытались жить праведной христианской жизнью среди враждебного языческого окружения. Помимо типичной борьбы с идолопоклонством и сексуальной распущенностью, они неправильно понимали конец времён, роль повседневной работы и жизнь в вере.

Действующая вера (1 Фессалоникийцам 1:1-4:8)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Говоря о проблемах, связанных с трудом, интересно то, что Павел начинает с воспоминаний о «деле веры и труде любви и терпении упования на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 1:3). Подобное начало вводит в его рассуждения слова, имеющие отношение к труду. Этот стих напоминает нам, что вера – это не просто мысленное согласие с Евангелием. Она требует действий. Это посвящение жизни заповедям и обещаниям Бога, который обновляет нас и дает силы через Свой Дух. Похоже, фессалоникийцы неплохо справлялись с повседневными трудностями, но все равно нуждались в поддержке, чтобы продолжать жить в нравственной чистоте (1 Фессалоникийцам 4:1-8).

Вопрос о труде вновь поднимается в главе 2, когда Павел напоминает им, что он и его друзья трудятся днем и ночью, чтобы не быть обузой для них (1 Фессалоникийцам 2:9). Павел говорит об этом, чтобы фессалоникийцы были уверены в том, как сильно он заботится о них, несмотря на то, что физически не находится среди них. Но это может также служить упреком тем членам общины, которые, возможно, попрошайничают и пользуются щедростью братьев по вере. Если кто-то и имел право получать что-то от фессалоникийцев, то это Павел, через чей труд они обрели новую жизнь во Христе. Но Павел не требовал от них денег за это. Вместо этого он усердно трудился в качестве ремесленника и заботился о них.

Те, кто действительно не могут работать, должны получать помощь (1 Фессалоникийцам 4:9-10)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Павел является сторонником общественной помощи и благотворительности, но только для тех, кто действительно нуждается в этом. Он явно считает, что ранее объявленное щедрое обеспечение безработных христиан в Фессалониках является верным выражением христианской любви (1 Фессалоникийцам 4:9-10). Более того, даже после того, как это выражение любви было эгоистично использовано другими, Павел все равно призывает церковь продолжать делать добро, жертвуя тем, кто действительно нуждается (2 Фессалоникийцам 3:13). 

Главным критерием в определении того, действительно ли какой-нибудь безработный достоин благотворительности или общественной поддержки, является желание работать (2 Фессалоникийцам 3:10). Если кто-то, кто вполне способен трудиться, не работает просто потому, что не хочет, то он не заслуживает финансовой или материальной помощи. С другой стороны, если некоторые не могут работать из-за нетрудоспособности или смягчающих обстоятельств, то они заслуживают такой поддержки. В стихе 13 предполагается, что в церкви в Фессалониках есть и вполне оправданные случаи благотворительности.

На практике, конечно, нелегко определить, кто отлынивает от работы, а кто хочет работать, но не может трудиться или найти работу. Если церковь в Фессалониках испытывала трудности в определении, кто достоин получать финансовую поддержку, то представьте, насколько это сложнее в большом городе, регионе или целой стране. Такая действительность привела к сильному расколу среди христиан, уважающих общественную политику, проводимую как церковью, так и государством. Некоторые предпочитают оставаться на стороне милосердия, обеспечивая относительно простой доступ к порой долговременной помощи людям, испытывающим явные финансовые трудности. Другие предпочитают оставаться на стороне трудолюбия, требующей относительно строгих доказательств финансовых трудностей, вызванных непреодолимыми обстоятельствами, и ограничений в объеме и продолжительности поддержки. Весьма сложен вопрос о необходимости поддержки матерей-одиночек и безработных во время длительных экономических кризисов. Предоставляет ли такая поддержка заботу о наиболее незащищенных членах общества, а именно детей в бедных семьях? Или она поддерживает культуру ухода от работы, нанося ущерб как отдельным людям, так и всему сообществу?

Подобные библейские отрывки должны использоваться христианами в их понимании общества и политики. Сделанные нами выводы могут отличаться от мнения других христиан, но это не является обязательной причиной не участвовать в социальной и политической жизни. Однако мы должны относиться к политическим и общественным обсуждениям с уважением, добротой и здравым смирением, понимая, что наши взгляды неидеальны, и что одни и те же отрывки из Библии могут привести других верующих к противоположным выводам. Послания к Фессалоникийцам показывают Божьи ценности и идеи применительно к контексту античных Фессалоников. Но они не устанавливают необсуждаемую общественную программу для использования в крайне разнообразных современных контекстах.

Очевидно, что Павел считает, что все христиане в Фессалониках должны трудиться по мере своих возможностей, и что церковь должна заботиться о тех, кто действительно нуждается в этом. Он хочет, чтобы финансовые пожертвования в церкви использовались целенаправленно, а не расходовались бессмысленно. На самом деле, если бездельники вернутся к работе, то они тоже окажутся в положении жертвователей, а не получателей, и возможность церкви распространять Евангелие и служить бедным и нуждающимся в ней и за ее пределами возрастет. Библейской повеление о том, что христиане должны трудиться, чтобы обеспечивать себя во всех сферах, является проявлением Божьего царства на Земле.

Проблема безделья в Фессалониках (1 Фессалоникийцам 4:9-12 и 2 Фессалоникийцам 3:6-16)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

В 1 Фессалоникийцам 4:9-12 и 2 Фессалоникийцам 3:6-16 прямо говорится о труде. Исследователи продолжают обсуждать, что именно привело к проблеме безделья в Фессалониках. Поскольку нас больше всего интересует, как Павел хотел решить эту проблему, будет полезно предположить, как вообще могла возникнуть такая проблема.

Многие считают, что некоторые фессалоникийцы прекратили работать из-за грядущих последних времен. Они, возможно, думали, что уже начали жить в Божьем царстве, и что нет нужды работать; или, возможно, они считали, что Иисус мог прийти в любую минуту, и поэтому нет смысла работать. Послания к Фессалоникийцам немного упоминают о неправильном понимании последних времен. При этом интересно, что в отрывках 1 Фессалоникийцам 4:9-12 и 2 Фессалоникийцам 3:6-16 говорится о безделье в контексте учения о последних временах. С другой стороны, Павел не проводит четкой связи между бездельем и концом света.

Другие предполагают «более благородную» причину этого безделья: некоторые люди оставили свою обычную работу, чтобы проповедовать благую весть. Такие «евангелисты» сильно отличаются от Павла, который трудился собственными руками, чтобы не быть обузой для церкви. Общины в Македонии были известны своим евангелистским энтузиазмом, однако неясно, использовали ли они свое свободное время для благовестия или нет.

Есть и третий взгляд на данную проблему, и он более социологический, нежели богословский. Некоторые чернорабочие оказались безработными (будь то из-за лени, гонений или общей экономической нестабильности) и стали зависимыми от благотворительности церкви. Они открыли для себя, что жить за счет богатого покровителя значительно легче, чем усердно трудиться. Повеление христианам заботиться друг о друге дало им предлог продолжать вести паразитический образ жизни.

Сложно выбрать одно из этих предположений. Все они имеют основания. В современных церквях можно увидеть аналогичные ситуации. Некоторые недооценивают повседневную работу, потому что «Иисус скоро придет, и все равно все сгорит». Многие христианские работники оправдывают свою некачественную работу, потому что считают, что их «настоящее» предназначение на работе – это благовествовать своим коллегам. Вопросы вредной зависимости от благотворительности возникают как в локальном контексте, так и в глобальном.

Однако не столь важно, что именно стало причиной безделья в Фессалониках. Можно заметить, что подобные мнения разделяют распространенное, но ложное предположение о том, что приход Христа в этот мир сильно снизил ценность повседневного труда. Люди использовали некоторые аспекты учения Христа, будь то Его второе пришествие или поручение нести Благую Весть миру или повеление быть щедрыми, чтобы оправдать свое безделье. Павел не терпит таких оправданий. Жизнь ответственного христианина включает в себя работу, даже если это тяжелый труд чернорабочего. Также ясно, что Павел обеспокоен тем, что некоторые люди используют щедрость других верующих. Если люди могут работать, им следует работать. В конечном счете безделье христиан выставляло их в плохом свете в языческом обществе. Подобное утверждение было актуально тогда. Актуально оно и сегодня.

Христиане должны трудиться (1 Фессалоникийцам 4:9-12, 5:14)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Христиане должны трудиться по мере своих возможностей

Павел подчеркивает, что Бог ожидает, что каждый христианин, способный трудиться, будет работать (1 Фессалоникийцам 4:11-12). Он призывает фессалоникийцев «работать своими собственными руками» (1 Фессалоникийцам 4:11), чтобы они «ни в чем не нуждались» (1 Фессалоникийцам 4:12). Вместо того, чтобы избегать работы, христиане в Фессалониках должны быть трудолюбивы, дабы зарабатывать себе на жизнь, избегая тем самым возложения непосильной ноши на других. Быть чернорабочим в античном городе означало тяжелую жизнь как по современным меркам, так и по древним, и мысль о том, что, возможно, работа не обязательна, должна была быть весьма привлекательной. Однако неприемлемо бросать работу, чтобы жить за счет других. Удивительно, что понимание Павлом этого вопроса в 1 Фессалоникийцам выражено словами «братолюбие» (1 Фессалоникийцам 4:9). Его мысль заключается в том, что любовь и уважение необходимы в христианских взаимоотношениях, и что жизнь за счет других без необходимости является выражением нелюбви и неуважения к щедрым братьям и сестрам.

Важно помнить, что под словом «труд» не всегда имеется в виду оплачиваемая работа. Многие виды труда (приготовление пищи, уборка, ремонт, воспитание детей и молодежи и т. д) удовлетворяют нужды семей или общества, но за них не платят. Или, например, некоторые произведения искусства могут быть бесплатными, либо их стоимость может быть слишком низкой, чтобы обеспечивать тех, кто создает. Тем не менее, все это является трудом.

Христиане не обязательно должны зарабатывать деньги, но должны трудиться, чтобы поддерживать себя, свои семьи, церковь и общество.

Поручение творению остается в силе

Поручение в Бытии 2:15 («…взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его») все еще в силе. Работа Христа не отменяет и не заменяет изначальный труд человека, но делает его продуктивнее и ценнее. Возможно, Павел ссылался на Бытие 2:15, когда говорил о безделье, используя греческие прилагательные, наречия и глаголы с корнем атакт («бесчинство») в 1 Фессалоникийцам 5:14, 5:7 и 2 Фессалоникийцам 3:6, 11. Эти слова описывают поведение бездельников как беспорядочное, выдающее безответственное отношение к обязанности трудиться. Нарушение этого повеления является нарушением повеления из Бытия 2.

Настойчивость Павла в постоянной необходимости трудиться – не пропаганда, но скорее отражение баланса во взглядах об уже / еще не наступившем Царстве Божьем. Царство уже пришло на землю благодаря Христу, но еще не в полной, завершенной мере (1 Фессалоникийцам 4:9-10). Когда христиане трудятся усердно и качественно, они показывают, что Божье Царство – это не фантазии о бегстве из этого мира, а исполнение самой важной реальности в нем.

Христиане должны трудиться качественно

Принимая во внимание важность труда, христиане должны быть настолько хорошими работниками, насколько это возможно. Неспособность качественно выполнять свою работу может создать церкви плохую репутацию. Многие философы-киники в античном мире бросали работу, и такое поведение в основном рассматривалось как позорное. Павел знает, что когда христиане избегают ответственности трудиться, то положение всей церкви ослабляется. В 1 Фессалоникийцам 4:11-12 он обеспокоен тем, что у общества складывается неверное представление о церкви. В контексте античного мира его обеспокоенность имеет большое значение не только потому, что то, что происходило в церкви в Фессалониках, было ниже общественных стандартов приличия, но также потому, что из-за этого щедрые христиане выглядели наивными и глупыми. Павел хочет, чтобы христиане не падали ниже общественных стандартов труда, а наоборот превосходили их. Более того, не справляясь со своей истинной ролью в обществе, эти христиане оказываются в опасности разжигания антихристианских слухов и настроений. Павел хочет, чтобы у тех, кто подвергает церковь гонениям, не было законных оснований для враждебности. Уважая труд, христиане должны быть образцовыми гражданами. 

Зрелые верующие должны показывать пример молодым христианам своей образцовой трудовой этикой. Хотя Павел знал, что финансовая поддержка проповедников – это правильно (1 Тимофею 5:17-18), сам он отказывался от таких преимуществ (1 Фессалоникийцам 2:9; 2 Фессалоникийцам 3:8). Он видел необходимость показать новообращенным пример того, как должна выглядеть христианская жизнь, что означало присоединиться к их физическому труду. Странствующие философы в античном мире часто принимали финансовую поддержку от своих сторонников, но Павла не интересовала легкая жизнь или демонстрация своего духовного превосходства.

Физический труд достоин уважения

Позитивный взгляд на усердный (в т. ч. физический) труд, который проповедовал Павел, шел вразрез с культурой того времени. В античном мире преобладало негативное отношение к физическому труду (зачастую мы сталкиваемся с этим и сегодня). Если бездельники в Фессалониках были чернорабочими, оставшимися без работы, то нетрудно понять, как легко было обосновать эксплуатацию благотворительности братьев и сестер вместо того, чтобы снова трудиться. В конце концов, разве христиане не равны друг перед другом во Христе? Однако у Павла нет времени на обоснование всего этого. Он рассматривает этот вопрос с позиции Ветхого Завета, где описывается, как Бог создал Адама для работы, где физический труд Адама не отделен от поклонения, а скорее является формой поклонения. В понимании Павла физический труд не является чем-то низким для христиан, и он сам делал то, что требовал от бездельничавших верующих. Он явно относится к труду как ко способу славить Бога, являть любовь к другим христианам и демонстрировать неверующим преображающую силу Евангелия. Он хочет, чтобы бездельничающие братья приняли его взгляды и показали впечатляющий, достойный пример неверующим современникам.

Библейский смысл труда (1 Фессалоникийцам 4:11-12)

Автор: Михаил ДУБРОВСКИЙ

Пусть каждый из вас занимается своим делом и зарабатывает на жизнь собственными руками, как мы вам и раньше велели, чтобы и посторонние вас уважали, и вы ни в чем не знали нужды (1 Фессалоникийцам 4:11-12, Перевод РБО).

Очень интересно проследить аргументы апостола Павла в защиту труда в посланиях церкви в Фессалониках на примере данного отрывка. В этих двух стихах Павел приводит по меньшей мере три тезиса, в которых раскрывается смысл труда в библейской перспективе, а также ценное обетование.

Тезис первый: Павел утверждает, что труд создает достоинство! Конечно, изначально достоинство даровано нам Богом и не зависит от наших заслуг и достижений (в т. ч. профессиональных). Бог удостоил нас чести, сотворив нас по Своему образу (Бытие 1:28; Псалом 8:6-7). Затем Он возвращает утерянное нами в грехе достоинство через смерть и воскресение Иисуса Христа (Ефесянам 5:8; Откровение 1:5-6). Наша духовная позиция не обусловлена ничем, кроме Его благодати!

Однако нам нужно учитывать, как эта духовная реальность должна быть проявлена в реальности социальной, поскольку одни наши действия способствуют раскрытию данного нам достоинства, а другие подавляют его, препятствуют проявлению в нас образа Божьего. Когда человек трудится и зарабатывает себе на жизнь, это, согласно рассуждениям Павла, и есть та позиция, благодаря которой человек утверждается в богоданном ему достоинстве. И более того, это достоинство получает подтверждение в виде общественного уважения. Для Павла особенно важно, что оно подтверждается со стороны «внешних», т. е. тех, кто не принадлежит церкви. Иными словами, Павел вводит мнение «внешних» как критерий оценки того, насколько Божий образ действительно проявлен в жизни христиан! Отношение неверующих (как иудеев, так и язычников) к христианам в Фессалониках было более чем прохладным: и контекст письма Павла, и повествование Луки в книге Деяний апостолов свидетельствуют о клевете и гонениях (1 Фессалоникийцам 2:14-15, 3:1-5; 2 Фессалоникийцам 1:5-7; Деяния 17:5-13). Сам Павел не мог посетить эту церковь по причине реальной угрозы для его жизни. И тем не менее, именно оценку этих людей Павел указывает в качестве критерия того, что верующие в Фессалониках действительно «живут достойно Бога»! Что же должно произойти, чтобы неверующие, причем изначально негативно настроенные, стали уважать христиан? Павел считает, что качество товара или услуги, строгое выполнение договоренностей, соблюдение сроков, – одним словом, высокие стандарты и профессионализм во всем, – лучшие аргументы, которые христиане могут выдвинуть в свою защиту!

Таким образом, Павел указывает, что именно труд является основным способом выразить данное нам Богом достоинство в социальной реальности. Высокий профессионализм и качество работы являются самыми убедительными аргументами, способным изменить негативное отношение к христианам в обществе.

На мой взгляд, современная евангельская церковь в основном этим аргументом пренебрегает. Не в этом ли главная причина того, что нам до сих пор не удается переломить общественное мнение?

Второй тезис: ценность труда определяется Богом, а не обществом. Павел утверждает, что любой труд, независимо от его социального статуса, обладает равной ценностью в глазах Бога. 

Чтобы точнее понять мысль Павла, нам нужно восстановить некоторые важные детали исторического контекста. Церковь в Фессалониках состояла главным образом из бывших язычников. Другими словами, на мир и деятельность в нем они смотрели не через призму Откровения, а на основании греко-римских представлений. И хотя они приняли Иисуса как Спасителя, многие элементы в их мышлении оставались прежними. В т. ч. это относилось и к представлению о труде. Труд в греко-римском мире воспринимался если не как проклятье, то в лучшем случае как вынужденное зло. Физическая работа считалась занятием, недостойным свободного человека. По Аристотелю все орудия делились на три категории: неживые, живые (домашний скот) и говорящие (рабы). Граждане Римской империи (т. е. люди, обладающие правами гражданства) имели право не работать и рассчитывать на обеспечение со стороны государства. Достойными занятиями для свободного человека считались искусство и философия, участие в государственных делах или военная служба, но никак не «работа своими руками»! Павел, соединяя достоинство человека именно с физическим трудом, совершает мировоззренческую революцию, полностью меняя привычную для его читателей картину мира! 

Есть по меньшей мере две причины, по которым Павел подчеркивает достоинство именно физического труда. Во-первых, он тем самым восстанавливает онтологический статус труда вообще: любой труд есть Божий дар человеку, возможность раскрытия заложенного в нас образа Бога. Труд сам по себе, вне зависимости от сложности, требуемого образования или квалификации, уровня оплаты или социальной престижности, есть способ нашего преображения в образ Христа и явления в этом мире Божьей славы. 

Во-вторых, Павел выделяет физический труд потому, что в процессе именно такого труда создаются те блага, без которых нормальная человеческая жизнь невозможна. Конечно, сегодня деятельность, связанная с созданием материальных благ, значительно изменилась. Но труд инженера, конструктора или дизайнера тоже входит в то, что Павел называет «трудиться своими руками». Как и труд официанта, парикмахера или уборщицы. Бог ценит их работу. Таким же должно быть и наше отношение.

Сегодня мы имеем дело с похожей проблемой: отношение к труду многих христиан определяется тем, какой социальный статус имеет та или иная профессия. Нередко можно столкнуться с тем, что христиане закрывают глаза на явную порочность или бессмысленность той или иной деятельности, если эта «работа» хорошо оплачивается или дает какие-то социальные преференции. Иными словами, отношение к труду в наших церквях определяется не учением Священного Писания, а «языческими мифами». А потому призыв Павла «делать своими руками полезное» (Ефесянам 4:28) сохраняет свою актуальность и по сей день.

Третий тезис: труд позволяет нести ответственность за свою жизнь. Что имеет в виду апостол, призывая христиан «заниматься своим делом и зарабатывать на жизнь» (1 Фессалоникийцам 4:11)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется еще немного погрузиться в исторический контекст того времени. Как мы говорили раньше, в греко-римском мире труд (особенно физический, а в основном ничем больше заработать на жизнь и не получалось) считался чем-то недостойным для свободных людей. Более того, граждане Рима рассчитывали, что государство обязано обеспечить их всем необходимым. Из школьного курса истории многие помнят знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ». Это был лозунг городской бедноты, или пролетариев. Латинский термин proletarius буквально означает «производящий потомство». Им называли римских граждан (т. е. свободных людей, имевших гражданские права), чье имущество было ниже, так сказать, «прожиточного минимума». Такое их название в обществе объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства, будущих граждан Рима. В Древнем Риме при проведении переписи населения те люди, у которых не было собственности, в графе об имуществе писали «дети» (пролес). Отсюда и возникло их название «пролетарии».

В лозунге «хлеба и зрелищ» римские пролетарии требовали, чтобы государство исполнило, как мы бы сказали сегодня, свои «социальные обязательства». Государство (а иногда просто богатые влиятельные люди) с помощью разного рода «мер социальной поддержки» использовали пролетариев в своих интересах: иногда для апелляции к «народному мнению» (vox populi – vox dei; эта крылатая фраза переводится как «глас народа – глас богов» и часто использовалась в качестве популистского аргумента при принятии политических решений), а иногда просто как боевиков против неугодных.

Апостол Павел в данном отрывке призывает христиан не становиться пролетариями, не рассчитывать на государство и его «социальные обязательства», не ждать, что кто-то должен позаботиться о восполнении наших нужд. Иными словами, не перекладывать ответственность за свою жизнь на что-то или кого-то, а принять полную меру ответственности на себя и исходя из этого выстраивать свою жизненную стратегию. Получается интересная последовательность: вера во Христа подразумевает личную ответственность человека перед Богом за свою жизнь, невозможность «переложить» эту ответственность на каких-то «посредников». А в социальной проекции это выражается в том, что человек берет на себя ответственность за свое обеспечение, за то, чтобы самому выстроить устойчивую экономическую конструкцию жизни, не ожидая, что эту функцию выполнят какие-то посредники в виде государства или кого-то еще. 

Мы видим, что в основе христианской экономической этики с самого начала лежал библейский принцип ответственного отношения к жизни, стремление самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, а, следовательно, и отказ от паразитизма.

Обетование: труд – способ жить, «ни в чем не знать нужды». Хотим ли мы «ни в чем не знать нужды»? Ведь это прекрасно, когда все твои нужды восполнены, и ты можешь посвятить свое время и силы служению другим! Судя по тому, что пишет Павел, Бог тоже этого хочет! При каких условиях это возможно?

Иногда можно встретить христиан, которые «живут по вере» в том смысле, что они ожидают, что все необходимое для жизни появится «само собой». Некоторые считают отказ от работы в надежде на восполнение признаком особой духовности. Но апостол Павел занимает диаметрально противоположную позицию: вера в Бога-Обеспечителя выражается в труде, а не в безделье! Людей, которые не хотят работать, он называет «бесчинными» (2 Фессалоникийцам 3:6-12). 

Бог действительно призывает нас полагаться на Него, а не на свои усилия. Он готов восполнять наши нужды и иногда делает это сверхъестественным образом. Но происходит это только в том случае, если мы трудимся! Этот порядок установлен еще до грехопадения: труд – наша часть в том, как Бог обеспечивает нас. Если мы хотим «ни в чем не иметь нужды», нужно достигать профессионализма в том, что мы делаем. Именно в этом заключается ключ к настоящему процветанию.

Заключение (1 Фессалоникийцам 4:13-5:28)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Павел продолжает утешать фессалоникийцев по поводу умерших членов их общины. Они не умерли, но только спят, потому что Иисус разбудит их в последние дни (1 Фессалоникийцам 4:13-18). Им не нужно беспокоиться о том, когда наступит этот день, потому что это в руках Господа. Их единственной заботой должно быть только то, чтобы продолжать ходить во свете, оставаясь верными и имеющими надежду посреди тьмы этого мира (1 Фессалоникийцам 5:11). Помимо всего прочего, это означает, что они должны уважать тех, кто трудится (1 Фессалоникийцам 5:12-13; возможно, имеется в виду работа по наставлению других в вере, но это может также иметь отношение к работникам в целом, в противопоставление бездельникам), и обличать тех, кто уклоняется от работы (1 Фессалоникийцам 5:14). Обещание вечной жизни является большей причиной для усердного труда в этой жизни, а не оправданием безделья. Это объясняется тем, что то, что мы делаем во благо, пребудет в вечности, т. к. «мы – сыны дня» искупления Христа, а не сыны тьмы забвения (1 Фессалоникийцам 5:4-8). Каждый день предоставляет нам возможности искать «добра и друг другу и всем» (1 Фессалоникийцам 5:15).