В 587 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иерусалим. Вавилоняне убили лидеров Иудеи, разграбили и до основания сожгли храм, разрушили большую часть города, вкл. его стены, и угнали тысячи иудеев в плен в Вавилон. Там, в изгнании, они жили на протяжении десятилетий, ожидая Божьего избавления и восстановления Израиля. Их надежды укрепились в 539 году до н. э., когда персидский царь Кир покорил Вавилон. Вскоре после этого он издал указ, призывавший всех иудеев в его царстве вернуться в Иерусалим, восстановить храм и, как следствие, вновь жить как народ Божий (Ездры 1:1-4).
Книги Ездры и Неемии, которые изначально представляли собой две части одного текста, повествуют о критических моментах этой истории восстановления, начиная с указа, изданного Киром в 539 году до н. э. Однако они не просто описывают события древнейшей истории: скорее, они используют исторические события, чтобы проиллюстрировать тему восстановления. Эти книги показывают, как Бог восстановил тогда Свой народ и как этот народ сыграл важную роль в труде обновления. Ездра и Неемия были написаны неизвестным автором, вероятно, в четвертом веке до н. э., чтобы вдохновить иудеев сохранять веру даже под иностранным владычеством, дабы они могли стать соучастниками Божьего труда восстановления в настоящем и в будущем.
Ездра и Неемия – в высшей степени богословские книги, но они не обращаются к богословию труда напрямую. Они не содержат юридических императивов или пророческих видений, связанных с нашей повседневной работой. Однако их повествование описывает тяжелый труд и косвенным образом помещает работу в богословские рамки. Таким образом, под поверхностью мы можем обнаружить богатую почву, из которой может произрасти наше богословие труда. К примеру, Ездра и Неемия были призваны восстановить Божье царство (Израиль) в эпицентре одновременно враждебной и благоприятной среды. Сегодня рабочее место также может быть как враждебным, так и благоприятным для Божьего труда. Это вдохновляет нас разобраться, как наша работа может способствовать расширению Божьего Царства в современном мире.
Восстановление городских стен Иерусалима (Неемии 1:1-7:73)
Первая глава книги, носящей имя Неемии, служит введением в историю человека, находившегося «в Сузах, в престольном городе» Персидской империи. Когда Неемия услышал, что стены Иерусалима до сих пор разрушены, а с момента восстановления храма на тот момент прошло уже более полувека, он «сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неемии 1:4). По сути, он составлял план по разрешению ситуации в Иерусалиме.
Преодоление дуализма духовного и светского (Неемии 1:1-10)
Связь между храмом и стенами очень важна для богословия труда. Можно сказать, что храм представлял религиозный институт, а стены – светский. Однако Бог побудил Неемию трудиться над восстановлением городских стен, равно как Он призвал Ездру работать над восстановлением храма. Для исполнения Божьего замысла по восстановлению народа Израиля требовались как духовные, так и светские вещи. Если стены не были восстановлены, то не был восстановлен и храм. Это был единый труд, и причины тому понять достаточно легко. Без стен любой город в древнем Ближнем Востоке был под угрозой нападения бандитов и диких животных, даже если империя не находилась в состоянии войны. Чем больше город был развит в экономическом и культурном смыслах, тем более ценным было находившееся в нем имущество, и тем сильнее он нуждался в городских стенах. Наибольшей угрозе, тем самым, подвергался храм с его богатым внутренним убранством. Другими словами, нет стен – нет и города; нет города – нет храма.
И наоборот, город и его стены зависели от храма как источника Божьих законов, правительства, безопасности и процветания. Храм и стены были взаимозависимы даже в сугубо военном смысле. Городские стены – это в буквальном смысле неотъемлемая часть системы защиты города, равно как и храм, который является обителью Бога (Ездры 1:3), сводящего на нет жестокие замыслы неприятелей города (Неемии 4:15). То же можно сказать о правительстве и справедливости. Судебные разбирательства проводились у городских ворот (Второзаконие 21:19, Исаии 29:21), и в то же время Господь, пребывающий в храме, «дает суд сироте и вдове» (Второзаконие 10:18). Отсутствие храма означает отсутствие Бога, а отсутствие Бога означает отсутствие военной силы, справедливости, цивилизации и потребности в стенах. Храм и стены едины в обществе, основанном на Божьих «завете и милости» (Неемии 1:5). Это как минимум тот идеал к которому Неемия стремился посредством поста, молитвы и труда.
Доверие Богу означает молитву, «практические» действия или и то, и другое? (Неемии 1:11-4:23)
Последний стих первой главы идентифицирует Неемию как «виночерпия у царя» (Неемии 1:11). Это означает не только то, что у него был непосредственный доступ к царю и что он проверял и подавал ему напитки. Он также был его доверенным советником и высокопоставленным персидским чиновником. В деле восстановления стен Иерусалима он мог воспользоваться своим богатым профессиональным опытом и положением.
Получив от царя разрешение руководить восстановлением стен, Неемия также попросил дать ему письма к начальникам тех областей, через которые ему пришлось бы пройти по пути в Иерусалим (Неемии 2:7). По мнению Неемии, царь удовлетворил эту просьбу, «так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» (Неемии 2:8). Очевидно, Неемия не считал, будто доверие Богу означало, что ему не следует просить у царя защиты на время своего путешествия. Более того, «послал же со мною царь воинских начальников со всадниками» (Неемии 2:9).
Текст книги не предполагает, что решение Неемии обратиться к царю за поддержкой и защитой было неверным. Более того, в этом покровительстве проявилась Божья поддержка. Удивительно и то, как сильно подход Неемии к подобным вопросам отличался от подхода Ездры. Если Ездра считал, что доверие Богу означает, что ему не следует просить у правителя защиты, то Неемия воспринял подобное покровительство как милость и длань Божью. Подобное разночтение показывает, сколь легко верующие люди приходят к противоположным мнениям о том, что означает доверять Богу. Возможно, каждый из них просто поступил наиболее привычным для него способом. Ездра был священником, непонаслышке знакомым с обителью Божьей. Неемия же был виночерпием у царя, знакомым с практикой осуществления царской власти. Каждый из них доверял Богу в своем труде. Каждый из них был благочестивым духовным лидером. Но в своем понимании доверия Богу и Его защиты они отличались. Ездра путешествовал без царской охраны, Неемия же принял поддержку со стороны царя как Божье благословение.
В ряде отрывков мы обнаруживаем признаки того, что Неемия был, как бы мы сказали сегодня, «прагматичным верующим». К примеру, в Неемии 2 он втайне осматривает разрушенные стены и лишь затем говорит о своих планах жителям Иерусалима (Неемии 2:11-17). Очевидно, он хотел узнать объем и масштаб работы, которую предстояло проделать, прежде чем открыто взяться за нее. После этого он сказал о цели своего прибытия в Иерусалим и о том, что на нем «благодеявшая рука Бога». И когда некоторые местные начальствующие отнеслись к нему с презрением и начали его обвинять, он ответил: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам…» (Неемии 2:20). И Бог действительно даровал успех, в частности, благодаря разумному и хорошо осведомленному лидерству Неемии. Тот факт, что успех пришел от Господа, вовсе не означал, что Неемия мог опустить руки и расслабиться. Как раз наоборот, Неемия был готов приступить к тяжелому и требующему колоссальных усилий труду.
Его лидерство включало делегирование некоторых полномочий самым разным людям, в т. ч. «Елияшива, великого священника, и братьев его священников» (Неемии 3:1), «Фекойцев» (за исключением «знатнейших из них», которые «не наклонили шеи своей поработать для Господа своего») (Неемии 3:5), «Уззиила, сына Харгаии, серебряника» и «Ханании, сына Гараккахима» (Неемии 3:8), «Шаллума, сын Галлохеша, начальника полуокруга Иерусалимского… и дочерей его» (Неемии 3:12), а также многих других. Неемия смог сплотить общину и организовать эффективную работу.
Однако затем, как и в случае с историей Ездры и восстановления храма, возникла оппозиция. Вожди местных народов попытались свести на нет усилия иудеев, начав высмеивать их, однако «у народа доставало усердия работать» (Неемии 4:6). Увидев, что их слова не возымели эффекта, местные вожди «сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его» (Неемии 4:8).
Итак, что же Неемия сказал делать народу? Больше молиться? Или готовиться к сражению? Вполне предсказуемо, что, будучи прагматичным верующим, он приказал им и то, и другое: «И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них» (Неемии 4:9). Более того, когда угроза нападения на строителей стала реальной, Неемия также расставил на ключевых позициях стражу. Он призвал народ не терять духа из-за неприятелей: «Не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои» (Неемии 4:14). Им предстояло сразиться благодаря своей вере, а не вопреки ей. Вскоре Неемия добавил: «Бог наш будет сражаться за нас» (Неемии 4:20). Это не звучало как призыв опустить оружие и сосредоточиться на строительстве, полагаясь только на «сверхъестественную защиту». Бог будет сражаться за Свой народ, помогая ему в битве. Он совершает Свой труд в Своих людях в т. ч. посредством их труда.
Христиане порой ведут себя так, словно между активной деятельностью и пассивным ожиданием находится непреодолимая стена. Конечно же, это ложный дуализм. По этой причине, к примеру, ортодоксальное / историческое христианское богословие отрицает учение т. н. Христианской науки о том, что обращение за медицинской помощью является проявлением недоверия Богу. И все же порой у нас возникает ощущение все пустить на самотек и пассивно ждать Божьего вмешательства. Если вы оказались безработным, то да, Бог желает, чтобы у вас была работа. Чтобы найти богоугодную работу, вы, как и все остальные, кто оказался в подобной ситуации, должны составить резюме, активно искать и откликаться на вакансии, ходить на собеседования и неоднократно получить отказ, прежде чем найти такую работу. Если вы родитель, то да, Бог желает, чтобы вы наслаждались воспитанием детей. Но вам все равно потребуется устанавливать и поддерживать ограничения для своих детей, уделять им время, когда это неудобно, обсуждать с ними сложные вопросы, сопереживать им, когда они плачут, когда они набивают шишки, когда у них разбит нос или сердце, делать с ними уроки, просить у них прощения, когда вы неправы, и прощать их, когда неправы они. Вы не получите выходного в награду за примерное поведение, например, за то, что водите своих детей в церковь. Тяжелый труд Неемии и его соратников предупреждает нас о том, что доверие Богу не означает, будто можно плевать в потолок и просто ждать сверхъестественного разрешения всех трудностей.
Восстановление жизни в завете, второй этап: совместный труд Ездры и Неемии (Неемии 8:1-13:31)
В Библии содержится множество повествований, главными действующими лицами которых являются пастухи, военные, политики, плотники, рыбаки и представители многих других профессий. Один из них – Неемия. Его карьера началась с государственной службы при дворе иноземного царя. Затем он стал строительным подрядчиком, призванным восстановить стены Иерусалима. Его соработник Ездра был учителем, исследовавшим Писания. Неемия же работал с камнями и известкой. Переплетение историй этих двух персонажей, безгранично преданных святости и своему призванию, наиболее явно прослеживается в Неемии 8. Ни та, ни другая деятельность не была более или менее важной или святой, чем другая. Неемия нуждался в Ездре, а Ездра – в Неемии. А Божий народ нуждался в труде каждого из них. То же можно сказать и о нас.
После восстановления городских стен израильтяне собрались в Иерусалиме, дабы обновить завет с Богом. В этот момент вновь появляется Ездра и много часов подряд читает народу Закон (Неемии 8:2-5). Книги Ездры и Неемии возносят «закон Господень» на новый уровень авторитета; в частности, Неемия содержит подробное описание одной из наиболее ярких церемоний завета во всей Библии. В то же время автор упрекает народ за их печаль, говоря: «…пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас» (Неемии 8:10). Таким образом, в святые дни народу полагается наслаждаться плодами своих трудов, а также делиться ими с теми, у кого их не хватает.
Тем не менее, как показывается в Неемии 9, должно быть время и для богоугодной печали, когда народ исповедует свои грехи (Неемии 9:2). Исповедь совершается в контексте продолжительного пересказа всего, что совершил Бог, начиная с сотворения мира (Неемии 9:6), и включает критические события Ветхого Завета. Неверность Израиля Господу объясняет, среди прочих вещей, почему избранный народ Божий оказался «рабами» чужих царей, и почему те наслаждались плодами трудов Израиля (Неемии 9:36-37).
Обетования, которые народ дает в ходе обновления завета с Господом, включают в себя обещание почитать субботу (Неемии 10:31), в частности, не иметь дела в день субботний с «иноземными народами», которые работают в этот день. Израиль также обещает поддерживать храм и его работников (Неемии 10:31-39), отдавая им определенную часть плодов своего труда. Сегодня, как и тогда, жертвование части нашего дохода на «потребности для дома Бога» (Неемии 10:32) – необходимое средство финансирования труда поклонения и напоминание о том, что все, чем мы обладаем, происходит от Бога.
Восстановив городские стены и общество, Неемия возвращается на службу Артаксерксу (Неемии 13:6). Позднее он вновь приходит в Иерусалим, где видит, что некоторые из его реформ развиваются, в то время как другими пренебрегают. К примеру, он увидел, что некоторые люди работают в субботу (Неемии 13:15). Иудейские правители позволяют язычникам привозить свои товары в Иерусалим и продавать их в день субботний (Неемии 13:16). Конечно, Неемия упрекает таковых (Неемии 13:7-8). Более того, в своем типичном и прагматичном духе он приказывает закрывать городские ворота на всю субботу. Он также выставляет некоторых из своих слуг у ворот, дабы те прогоняли потенциальных торговцев (Неемии 13:19).
Конечно, книга Неемии не дает ответа на вопрос, следует ли / каким образом современным христианам соблюдать субботу. Тем не менее, эта книга напоминает нам о центральном значении соблюдения субботнего дня для первого народа Божьего и опасности экономического взаимодействия с теми, кто субботу не почитает.
Библейские комментарии. Неемия
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В 587 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иерусалим. Вавилоняне убили лидеров Иудеи, разграбили и до основания сожгли храм, разрушили большую часть города, вкл. его стены, и угнали тысячи иудеев в плен в Вавилон. Там, в изгнании, они жили на протяжении десятилетий, ожидая Божьего избавления и восстановления Израиля. Их надежды укрепились в 539 году до н. э., когда персидский царь Кир покорил Вавилон. Вскоре после этого он издал указ, призывавший всех иудеев в его царстве вернуться в Иерусалим, восстановить храм и, как следствие, вновь жить как народ Божий (Ездры 1:1-4).
Книги Ездры и Неемии, которые изначально представляли собой две части одного текста, повествуют о критических моментах этой истории восстановления, начиная с указа, изданного Киром в 539 году до н. э. Однако они не просто описывают события древнейшей истории: скорее, они используют исторические события, чтобы проиллюстрировать тему восстановления. Эти книги показывают, как Бог восстановил тогда Свой народ и как этот народ сыграл важную роль в труде обновления. Ездра и Неемия были написаны неизвестным автором, вероятно, в четвертом веке до н. э., чтобы вдохновить иудеев сохранять веру даже под иностранным владычеством, дабы они могли стать соучастниками Божьего труда восстановления в настоящем и в будущем.
Ездра и Неемия – в высшей степени богословские книги, но они не обращаются к богословию труда напрямую. Они не содержат юридических императивов или пророческих видений, связанных с нашей повседневной работой. Однако их повествование описывает тяжелый труд и косвенным образом помещает работу в богословские рамки. Таким образом, под поверхностью мы можем обнаружить богатую почву, из которой может произрасти наше богословие труда. К примеру, Ездра и Неемия были призваны восстановить Божье царство (Израиль) в эпицентре одновременно враждебной и благоприятной среды. Сегодня рабочее место также может быть как враждебным, так и благоприятным для Божьего труда. Это вдохновляет нас разобраться, как наша работа может способствовать расширению Божьего Царства в современном мире.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Первая глава книги, носящей имя Неемии, служит введением в историю человека, находившегося «в Сузах, в престольном городе» Персидской империи. Когда Неемия услышал, что стены Иерусалима до сих пор разрушены, а с момента восстановления храма на тот момент прошло уже более полувека, он «сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неемии 1:4). По сути, он составлял план по разрешению ситуации в Иерусалиме.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Связь между храмом и стенами очень важна для богословия труда. Можно сказать, что храм представлял религиозный институт, а стены – светский. Однако Бог побудил Неемию трудиться над восстановлением городских стен, равно как Он призвал Ездру работать над восстановлением храма. Для исполнения Божьего замысла по восстановлению народа Израиля требовались как духовные, так и светские вещи. Если стены не были восстановлены, то не был восстановлен и храм. Это был единый труд, и причины тому понять достаточно легко. Без стен любой город в древнем Ближнем Востоке был под угрозой нападения бандитов и диких животных, даже если империя не находилась в состоянии войны. Чем больше город был развит в экономическом и культурном смыслах, тем более ценным было находившееся в нем имущество, и тем сильнее он нуждался в городских стенах. Наибольшей угрозе, тем самым, подвергался храм с его богатым внутренним убранством. Другими словами, нет стен – нет и города; нет города – нет храма.
И наоборот, город и его стены зависели от храма как источника Божьих законов, правительства, безопасности и процветания. Храм и стены были взаимозависимы даже в сугубо военном смысле. Городские стены – это в буквальном смысле неотъемлемая часть системы защиты города, равно как и храм, который является обителью Бога (Ездры 1:3), сводящего на нет жестокие замыслы неприятелей города (Неемии 4:15). То же можно сказать о правительстве и справедливости. Судебные разбирательства проводились у городских ворот (Второзаконие 21:19, Исаии 29:21), и в то же время Господь, пребывающий в храме, «дает суд сироте и вдове» (Второзаконие 10:18). Отсутствие храма означает отсутствие Бога, а отсутствие Бога означает отсутствие военной силы, справедливости, цивилизации и потребности в стенах. Храм и стены едины в обществе, основанном на Божьих «завете и милости» (Неемии 1:5). Это как минимум тот идеал к которому Неемия стремился посредством поста, молитвы и труда.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Последний стих первой главы идентифицирует Неемию как «виночерпия у царя» (Неемии 1:11). Это означает не только то, что у него был непосредственный доступ к царю и что он проверял и подавал ему напитки. Он также был его доверенным советником и высокопоставленным персидским чиновником. В деле восстановления стен Иерусалима он мог воспользоваться своим богатым профессиональным опытом и положением.
Получив от царя разрешение руководить восстановлением стен, Неемия также попросил дать ему письма к начальникам тех областей, через которые ему пришлось бы пройти по пути в Иерусалим (Неемии 2:7). По мнению Неемии, царь удовлетворил эту просьбу, «так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» (Неемии 2:8). Очевидно, Неемия не считал, будто доверие Богу означало, что ему не следует просить у царя защиты на время своего путешествия. Более того, «послал же со мною царь воинских начальников со всадниками» (Неемии 2:9).
Текст книги не предполагает, что решение Неемии обратиться к царю за поддержкой и защитой было неверным. Более того, в этом покровительстве проявилась Божья поддержка. Удивительно и то, как сильно подход Неемии к подобным вопросам отличался от подхода Ездры. Если Ездра считал, что доверие Богу означает, что ему не следует просить у правителя защиты, то Неемия воспринял подобное покровительство как милость и длань Божью. Подобное разночтение показывает, сколь легко верующие люди приходят к противоположным мнениям о том, что означает доверять Богу. Возможно, каждый из них просто поступил наиболее привычным для него способом. Ездра был священником, непонаслышке знакомым с обителью Божьей. Неемия же был виночерпием у царя, знакомым с практикой осуществления царской власти. Каждый из них доверял Богу в своем труде. Каждый из них был благочестивым духовным лидером. Но в своем понимании доверия Богу и Его защиты они отличались. Ездра путешествовал без царской охраны, Неемия же принял поддержку со стороны царя как Божье благословение.
В ряде отрывков мы обнаруживаем признаки того, что Неемия был, как бы мы сказали сегодня, «прагматичным верующим». К примеру, в Неемии 2 он втайне осматривает разрушенные стены и лишь затем говорит о своих планах жителям Иерусалима (Неемии 2:11-17). Очевидно, он хотел узнать объем и масштаб работы, которую предстояло проделать, прежде чем открыто взяться за нее. После этого он сказал о цели своего прибытия в Иерусалим и о том, что на нем «благодеявшая рука Бога». И когда некоторые местные начальствующие отнеслись к нему с презрением и начали его обвинять, он ответил: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам…» (Неемии 2:20). И Бог действительно даровал успех, в частности, благодаря разумному и хорошо осведомленному лидерству Неемии. Тот факт, что успех пришел от Господа, вовсе не означал, что Неемия мог опустить руки и расслабиться. Как раз наоборот, Неемия был готов приступить к тяжелому и требующему колоссальных усилий труду.
Его лидерство включало делегирование некоторых полномочий самым разным людям, в т. ч. «Елияшива, великого священника, и братьев его священников» (Неемии 3:1), «Фекойцев» (за исключением «знатнейших из них», которые «не наклонили шеи своей поработать для Господа своего») (Неемии 3:5), «Уззиила, сына Харгаии, серебряника» и «Ханании, сына Гараккахима» (Неемии 3:8), «Шаллума, сын Галлохеша, начальника полуокруга Иерусалимского… и дочерей его» (Неемии 3:12), а также многих других. Неемия смог сплотить общину и организовать эффективную работу.
Однако затем, как и в случае с историей Ездры и восстановления храма, возникла оппозиция. Вожди местных народов попытались свести на нет усилия иудеев, начав высмеивать их, однако «у народа доставало усердия работать» (Неемии 4:6). Увидев, что их слова не возымели эффекта, местные вожди «сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его» (Неемии 4:8).
Итак, что же Неемия сказал делать народу? Больше молиться? Или готовиться к сражению? Вполне предсказуемо, что, будучи прагматичным верующим, он приказал им и то, и другое: «И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них» (Неемии 4:9). Более того, когда угроза нападения на строителей стала реальной, Неемия также расставил на ключевых позициях стражу. Он призвал народ не терять духа из-за неприятелей: «Не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои» (Неемии 4:14). Им предстояло сразиться благодаря своей вере, а не вопреки ей. Вскоре Неемия добавил: «Бог наш будет сражаться за нас» (Неемии 4:20). Это не звучало как призыв опустить оружие и сосредоточиться на строительстве, полагаясь только на «сверхъестественную защиту». Бог будет сражаться за Свой народ, помогая ему в битве. Он совершает Свой труд в Своих людях в т. ч. посредством их труда.
Христиане порой ведут себя так, словно между активной деятельностью и пассивным ожиданием находится непреодолимая стена. Конечно же, это ложный дуализм. По этой причине, к примеру, ортодоксальное / историческое христианское богословие отрицает учение т. н. Христианской науки о том, что обращение за медицинской помощью является проявлением недоверия Богу. И все же порой у нас возникает ощущение все пустить на самотек и пассивно ждать Божьего вмешательства. Если вы оказались безработным, то да, Бог желает, чтобы у вас была работа. Чтобы найти богоугодную работу, вы, как и все остальные, кто оказался в подобной ситуации, должны составить резюме, активно искать и откликаться на вакансии, ходить на собеседования и неоднократно получить отказ, прежде чем найти такую работу. Если вы родитель, то да, Бог желает, чтобы вы наслаждались воспитанием детей. Но вам все равно потребуется устанавливать и поддерживать ограничения для своих детей, уделять им время, когда это неудобно, обсуждать с ними сложные вопросы, сопереживать им, когда они плачут, когда они набивают шишки, когда у них разбит нос или сердце, делать с ними уроки, просить у них прощения, когда вы неправы, и прощать их, когда неправы они. Вы не получите выходного в награду за примерное поведение, например, за то, что водите своих детей в церковь. Тяжелый труд Неемии и его соратников предупреждает нас о том, что доверие Богу не означает, будто можно плевать в потолок и просто ждать сверхъестественного разрешения всех трудностей.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В Библии содержится множество повествований, главными действующими лицами которых являются пастухи, военные, политики, плотники, рыбаки и представители многих других профессий. Один из них – Неемия. Его карьера началась с государственной службы при дворе иноземного царя. Затем он стал строительным подрядчиком, призванным восстановить стены Иерусалима. Его соработник Ездра был учителем, исследовавшим Писания. Неемия же работал с камнями и известкой. Переплетение историй этих двух персонажей, безгранично преданных святости и своему призванию, наиболее явно прослеживается в Неемии 8. Ни та, ни другая деятельность не была более или менее важной или святой, чем другая. Неемия нуждался в Ездре, а Ездра – в Неемии. А Божий народ нуждался в труде каждого из них. То же можно сказать и о нас.
«Введение в Неемию» в книге Юджина Петерсона «Весть: Библия на современном языке».
После восстановления городских стен израильтяне собрались в Иерусалиме, дабы обновить завет с Богом. В этот момент вновь появляется Ездра и много часов подряд читает народу Закон (Неемии 8:2-5). Книги Ездры и Неемии возносят «закон Господень» на новый уровень авторитета; в частности, Неемия содержит подробное описание одной из наиболее ярких церемоний завета во всей Библии. В то же время автор упрекает народ за их печаль, говоря: «…пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас» (Неемии 8:10). Таким образом, в святые дни народу полагается наслаждаться плодами своих трудов, а также делиться ими с теми, у кого их не хватает.
Тем не менее, как показывается в Неемии 9, должно быть время и для богоугодной печали, когда народ исповедует свои грехи (Неемии 9:2). Исповедь совершается в контексте продолжительного пересказа всего, что совершил Бог, начиная с сотворения мира (Неемии 9:6), и включает критические события Ветхого Завета. Неверность Израиля Господу объясняет, среди прочих вещей, почему избранный народ Божий оказался «рабами» чужих царей, и почему те наслаждались плодами трудов Израиля (Неемии 9:36-37).
Обетования, которые народ дает в ходе обновления завета с Господом, включают в себя обещание почитать субботу (Неемии 10:31), в частности, не иметь дела в день субботний с «иноземными народами», которые работают в этот день. Израиль также обещает поддерживать храм и его работников (Неемии 10:31-39), отдавая им определенную часть плодов своего труда. Сегодня, как и тогда, жертвование части нашего дохода на «потребности для дома Бога» (Неемии 10:32) – необходимое средство финансирования труда поклонения и напоминание о том, что все, чем мы обладаем, происходит от Бога.
Восстановив городские стены и общество, Неемия возвращается на службу Артаксерксу (Неемии 13:6). Позднее он вновь приходит в Иерусалим, где видит, что некоторые из его реформ развиваются, в то время как другими пренебрегают. К примеру, он увидел, что некоторые люди работают в субботу (Неемии 13:15). Иудейские правители позволяют язычникам привозить свои товары в Иерусалим и продавать их в день субботний (Неемии 13:16). Конечно, Неемия упрекает таковых (Неемии 13:7-8). Более того, в своем типичном и прагматичном духе он приказывает закрывать городские ворота на всю субботу. Он также выставляет некоторых из своих слуг у ворот, дабы те прогоняли потенциальных торговцев (Неемии 13:19).
Конечно, книга Неемии не дает ответа на вопрос, следует ли / каким образом современным христианам соблюдать субботу. Тем не менее, эта книга напоминает нам о центральном значении соблюдения субботнего дня для первого народа Божьего и опасности экономического взаимодействия с теми, кто субботу не почитает.