Библейские комментарии. 1-е Тимофею

Труд в пастырских посланиях

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Пастырские послания были написаны лидерам ранней церкви. Однако многое из того, что там говорится, также применимо к христианам и на других должностях. Говоря о применении этого к мирской работе, важная задача состоит в том, чтобы понять схожие моменты и отличия между церквями и другими рабочими коллективами. И те, и другие являются общественными организациями (в основном), имеющими структуру и цели. И те, и другие в конечном счете находятся под властью одного и того же Господа. Все они состоят из людей, созданных по образу и подобию Божьему. И те, и другие порой сталкиваются с серьезными трудностями, которые они должны выдержать и приспособиться к ним для будущих поколений. Эти похожие моменты предполагают, что многие из данных библейских принципов применимы к каждому виду этих организаций, о чем мы и поговорим подробнее.

С древних времен 1 и 2 Тимофею и послание к Титу группировали вместе под названием «пасторские послания». В них описываются навыки, развитие и продвижение лидеров; организационные структуры для заботы, оплаты и дисциплинирования членов организации, а также установление и исполнение личных и организационных целей. В них поднимаются вопросы хорошего руководства, эффективности и развития организации, а именно церкви. В 1 Тимофею 3:14-15 Павел говорит на главную тему всех этих трех посланий: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».

Но имеются и отличия. У церкви есть своя миссия, состоящая в том, чтобы призывать и готовить людей доверить жизнь Христу, служить Его Царству и прославлять Бога. Она была создана Богом как Тело Христово, и Он пообещал заботиться о ней до возращения Христа. У других организаций иные миссии, такие как создание экономических ценностей (бизнес), защита своих участников (профсоюзы), образование для детей и взрослых (школы и университеты) и обеспечение безопасности, справедливости и других гражданских нужд (правительства). Они основаны в качестве учреждений (корпорации или государства) различными законами и могут появляться и исчезать. Эти отличия означают не то, что другие организации хуже церкви, а скорее то, что каждую из них нужно уважать за ее предназначение. Тем не менее, в пасторских посланиях можно увидеть основы того, какими должны быть взаимоотношения и в светских организациях; при этом в них подчеркивается особая роль церковного сообщества. Несмотря на то, что в этих посланиях говорится в основном об организациях, это не означает, что они не имеют отношения к тем, кто трудится в семьях, как индивидуальный предприниматель и на других подобных должностях.

Труд ради порядка в Божьем доме

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Каждое из трех пасторских посланий представляет собой письмо Павла, дающего советы одному из своих сподвижников. В 1 Тимофею Павел дает указания своему молодому соратнику о том, как служить в церкви и как справляться с ложными учениями. Однако последние слова этого письма («Благодать с тобою. Аминь» (1 Тимофею 6:21) показывают, что послание предназначено для всей церкви в Ефесе, чтобы все могли получить пользу от этих советов.

Связь веры и поведения на работе (1 Тимофею 1:1-11, 18-20)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Одна из часто повторяющихся тем в 1 Тимофею – тесная связь между верой и поведением, или между учением и практической деятельностью. Разумное, или «здравое» учение ведет к праведности, в то время как ложное учение в лучшем случае оказывается неэффективным, а в худшем влечет проклятья. С самого начала письма Павел напутствует Тимофея «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному» (1 Тимофею 1:3), потому что иное учение наряду с мифами и родословными не способствуют «Божьему назиданию в вере» (1 Тимофею 1:4).

Павел говорит о важности надежной доктрины в церкви, но его слова так же хорошо применимы и к рабочим коллективам. 1 Тимофею 1:4 можно перевести более ясно: «Божий путь – наводить порядок в мире, как это подсказывается верой». Порядок в церкви устанавливается в соответствии с Божьим путем, по крайней мере, в идеале. Но должны ли другие организации тоже выстраиваться в соответствии с этим путем? В первом веке н. э. считалось, что общество должно быть устроено согласно «природе». Таким образом, если природа является творением Бога, то Божий путь устройства творения должен отражаться и в устройстве общества. Структуры ойкос (дома) и екклесиа (церкви) не только продолжают друг друга, но также являются частью Божьего промысла (управления) в этом мире. Рабочие коллективы, дома и церкви отражают одно-единственное устройство творения.

Здравое понимание Божьих путей необходимо на всех рабочих местах. Например, важная идея в связи с творением – это то, что люди были созданы совершенными. Позже мы впали в грех, и главная христианская истина заключается в том, что Иисус пришел искупить грешников. Таким образом, работники являются людьми, которые грешат, однако могут получить искупление и стать совершенными, как это Бог и задумал изначально. Истина о праведности, грехе и искуплении должна быть реализована в организационных делах. Ни церкви, ни рабочие коллективы не могут функционировать должным образом, если они предполагают, что люди совершенны и никогда не грешат. Отчеты должны проверяться, а превышение полномочий должно быть остановлено. Качественное обслуживание клиентов должно поощряться. Священники и пасторы, работники и начальники нуждаются в контроле. Подобным образом, ни церкви, ни рабочие коллективы не могут предполагать, что люди, которые ошибаются или грешат, должны быть автоматически исключены или уволены. Необходимо предлагать искупление и практическую помощь для реализации изменений. В церквях основное внимание должно уделяться духовному искуплению. Светские рабочие коллективы должны сосредотачиваться на более ограниченном искуплении, связанном с целями организации. Испытательный срок, планы по улучшению производительности, повышение квалификации, перераспределение на другую должность, наставничество и программы помощи работникам вместо немедленного увольнения являются примерами искупительных методов в некоторых организациях. Детали того, что действительно является искупительным, отличаются в зависимости от вида организации, ее целей, культурного, правового и экономического окружения и пр.

Если христиане на рыночной площади хотят знать, как Бог хочет, чтобы они себя вели (1 Тимофею 3:15), то они должны понимать и практиковать Божье откровение в Библии. Истина ведет к любви (1 Тимофею 3:15), в то время как ложное учение ведет к «спорам» (1 Тимофею 1:4), «словопрениям» (1 Тимофею 6:4) и духовному разрушению (1 Тимофею 1:19). Знание Божьих путей, открытых в Его слове, не может быть единственной областью изучения Библии, равно как библейское понимание относится не только к церкви. Христианские работники тоже должны знать Библию, чтобы вести себя в этом мире в соответствии с Божьей волей.

У всех христиан есть та или иная лидерская роль, независимо от рабочей должности. У начальников обычно есть самые большие возможности создавать стратегию и структуру для организации. У всех работников есть постоянная возможность выстраивать добрые отношения, производить товары и услуги высокого качества, вести себя порядочно, помогать другим развивать свои способности и формировать конструктивную культуру своего рабочего окружения. У каждого есть сфера влияния на работе. Павел советует Тимофею не позволять кажущемуся невысокому положению удерживать его от попыток что-либо изменить. «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тимофею 4:12).

Интересно заметить, что часть этой действительности уже видна в некоторых современных рабочих коллективах. У многих организаций имеются такие положения, как «миссия» и «наши ценности». Эти слова в общих чертах означают для светских организаций то, что вера или доктрина означает для церкви. Такие организации и церкви обращают пристальное внимание на свою культуру. Это дополнительное доказательство того, что то, во что верят работники или члены церкви, влияет на поведение людей. На работе христиане должны играть важную роль в формировании ценностей, миссии и культуры своего коллектива, насколько это возможно.

Молитва, мир и порядок востребованы на работе так же, как и в церкви (1 Тимофею 2:1-15)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Павел начинает эту главу с призыва «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тимофею 2:1-2). Цель такой молитвы заключается в том, чтобы христиане могли вести «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тимофею 2:2). Очевидно, что у правителей в первом веке н. э, была возможность усложнить и разрушить жизнь христиан. Поэтому Павел призывает молиться за земных правителей. Молитва, мир и порядок являются основными средствами христиан для взаимодействия с миром.

Мы вновь видим, что указания Павла основаны на единстве Бога, уникальности Христа как Посредника, Его всеобщем искуплении и вселенском желании Бога, чтобы все спаслись (1 Тимофею 2:3-7). Христос является Господом творения и Спасителем мира. Его Царство включает и рабочие коллективы. Христианам следует молиться за коллег, особенно тех, кто находится на высоких должностях. Христиане должны стремиться выполнять свою работу, не мешая другим, не привлекая к себе излишнего внимания и не доставляя властям трудностей, т. е., другими словами, трудиться «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тимофею 2:2). Для христиан такое миролюбивое и смиренное поведение мотивировано не страхом, желанием угодить другим или социальным конформизмом, но здравым уважением к порядку, установленному Богом, и желанием, чтобы другие «достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4).

Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Коринфянам 14:33).

Христианам требуется личное и уважительное участие в организационной культуре. Христиане должны поддерживать дружеские отношения с коллегами и становиться источником советов и мудрости для тех, кому приходится принимать важные решения. Христианам следует выполнять возложенную на них работу максимально качественно, чтобы другие сотрудники просили их рассказать об источнике их силы и мудрости. Христиане могут помочь улучшить положение основных дел в своем рабочем коллективе, таких как выполнение работы, обслуживание клиентов и  разработка продукта, и тем самым заслужить уважение окружающих.

Следует помнить, что советы Павла для Тимофея основаны на здравом учении и не содержат внутренних противоречий. Живите в мире и содействии с теми, кто окружает вас. Стремитесь влиять на других, служа им, а не пытаясь властвовать над ними. Разве не это делал Царь царей?

Добропорядочность и способность выстраивать отношения как ключевые лидерские качества (1 Тимофею 3:1-13, Титу 1:5-9)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

1 Тимофею 3:1-13 хорошо известен и имеет параллели с Титу 1:5-9. В обоих отрывках говорится о востребованных качествах старейшин и начальников. В 1 Тимофею 3:8-13 описываются качества, необходимые для дьяконов и, возможно, диаконисс. Подобные черты весьма разнообразны, однако общими для всех них являются добропорядочность и способность ладить с людьми. И хотя способность учить упомянута как качество для старейшин (1 Тимофею 3:2; Титу 1:9), в целом ей не уделяется столько же внимания. Среди этого перечисления мы снова видим связь между домом и церковью: способность иметь хорошие взаимоотношения в семье рассматривается как необходимый опыт для успешной работы в Божьем доме (1 Тимофею 3:4-5, 12; Титу 3:6; 1 Тимофею 3:15).

Как было отмечено ранее, у разных организаций разные миссии. Поэтому отличаться могут и востребованные лидерские качества. Было бы неверно использовать данный отрывок как единый список навыков, необходимых для работы. Например, качество быть серьезным может не подходить для гида или ведущего юмористических программ. Но что насчет таких черт, как моральная целостность и способность выстраивать отношения? Что насчет способностей разрешать конфликты, иметь чистую совесть, быть во всем верным? Что насчет гостеприимства, миролюбия и сдержанности? Подобные вещи не менее важны, чем профессиональные умения и опыт.

Это не означает, что к руководителям на работе следует предъявлять меньше требований, чем к лидерам церкви. Но когда мы готовимся к работе и карьере, вкладываем ли мы столько же усилий в развитие добропорядочности, этики и отношений, как и в развитие профессиональных навыков?

Интересно, что многие из первых церковных лидеров также были руководителями на рабочих местах. Лидия торговала дорогим багряным красителем (Деяния 16:14, 40). Тавифа шила одежду (Деяния 9:26-41). Акила и Прискилла изготавливали палатки и были кожевниками, а также стали деловыми партнерами Павла (Деяния 18:2-3). Эти лидеры стали успешны в церкви уже после того, как доказали свою эффективность в работе и тем самым заслужили уважение большого числа людей. Возможно, основные лидерские качества в церкви, на работе и в обществе имеют много общего.

Благость Божьего творения (1 Тимофею 4:1-5)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

1 Тимофею утверждает «Божий путь устройства мира». Этот Божий порядок влияет на то, как христианам следует вести себя дома, в церкви и, продолжая логику этого текста, у себя на работе. Самое четкое подтверждение порядка для Божьего творения находится в 1 Тимофею 4:1-5. В 1 Тимофею 4:4 Павел прямо заявляет, что «всякое творение Божие хорошо». Это явная отсылка к Бытию 1:31: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». В контексте послания столь высокая оценка творения использована для того, чтобы бороться со лжеучителями, которые запрещали брак и определенную пищу (1 Тимофею 4:3). Павел противостоит их учению, утверждая, что такие вещи должны приниматься с благодарностью (1 Тимофею 4:3-4). Пища и все, что создано Богом, «освящается» Божьим словом и молитвой (1 Тимофею 4:5). Это не означает, что Божье слово и молитва делают Божье творение хорошим, будто оно еще не является таковым. Скорее, с благодарностью признавая Бога Создателем и попечителем всего, христиане освящают, т. е. отделяют созданные вещи, такие как пища, для святых целей, прославляющих Бога (см. 1 Коринфянам 10:31).

Подобное прославление творения означает, что не существует ничего, что было бы изначально создано плохим, и с чем нельзя взаимодействовать. Нет такой работы, связанной с творением, которая неприемлема для христиан, если она не противоречит Божьей воле. Другими словами, христианин может копать колодцы, работать программистом или дворником, чинить автомобили или заниматься сельским хозяйством во славу Божью. Ничто в такой работе не является изначально злым. Любой труд может быть угоден Богу. Это может казаться понятным людям в современном мире, которые не обращают особого внимания на аскетичный образ жизни, который был важен для людей в древности. Однако 1 Тимофею 4:4 призывает не смотреть на материальный мир как на что-то нравственно нейтральное или злое. Благость всего Божьего творения позволяет нам жить и работать в радости и свободе, ибо оно было создано Богом.

Добрые отношения основаны на уважении (1 Тимофею 5:1-6:2; Титу 2:1-10)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

1 Тимофею 4:6-16 содержит массу конкретных указаний Павла для Тимофея. Христианам полезно помнить о том, что развитие благочестия является важной частью и профессионального роста (см. 1 Тимофею 4:8). Однако мы сразу перейдем к следующей части в 1 Тимофею 5:1-6:2. Этот отрывок имеет схожие моменты с Титу 2:1-10. То, что мы является верующими, должно вести нас не к эксплуатированию членов церкви (см. 1 Тимофею 5:16, 6:2), а к более усердному труду ради их благополучия. Подобный подход применим и к работе.

В этих двух отрывках описывается, как мужчины и женщины, пожилые и молодые, начальники и рабы должны работать в семье Божьей. Особенно важны первые два стиха: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою». Это повеление не отменяет различий между семьями и церковью (что четко сказано в 1 Тимофею 5:4, 8), но предполагает, что доброта, сочувствие, верность и чистота, которые должны характеризовать наши взаимоотношения в семье, должны отличать наши отношения и в семье Божьей, т. е. церкви.

Призыв Павла ко «всякой чистоте» напоминает, что половая распущенность может происходить в семьях, церквях и рабочих коллективах. Сексуальные домогательства на работе порой остаются безнаказанными и даже незамеченным. Мы можем принести благословение в любой рабочий коллектив, обращая пристальное внимание на то, как в нем относятся к сотрудникам, и бросая вызов неподобающим словам и действиям.

Правильно ли воспринимать рабочий коллектив как семью? И да, и нет. Нет, потому что на самом деле это не семья. Членство в рабочем коллективе является условием для правильного исполнения своей роли и получения соответствующего вознаграждения. В отличие от членов семьи, работники, которые не соответствуют требованиям начальства, увольняются.

Однако в определенном смысле рабочий коллектив может быть похож на семью, если это слово используется для описания уважения, преданности, открытого общения и заботы, которые должны проявлять друг ко другу члены семьи. Если бы христиане славились подобным отношением к коллегам, это могло бы быть отличным проявлением искупительного служения церкви этому миру. Например, наставничество является очень ценной услугой, которую опытные работники могут предложить новым коллегам. Оно похоже на воспитание детей родителями. Подобно тому, как мы защищаем членов семьи от плохого обращения и эксплуатации, любовь Христа побуждает нас поступать таким же образом по отношению к людям на нашей работе.

Достоинство трудовых отношений (1 Тимофею 6:1-4)

Автор: Павел ЖЕЛНОВАКОВ

Одним из часто задаваемых вопросов является вопрос о мотивации достойного труда и формировании не менее достойных отношений в коллективе и с работодателем. Что должно в большей степени руководить христианином в вопросе трудовых отношений: предполагаемая прибыль, страх закона, человеческие симпатии? Возможно, другие пасторы сталкивались с иными вопросами, но мне приходилось разбираться именно с такими. Собственно, это сводится к одному теологическому вопросу: что первичнее и важнее – вера или дела? То, что эти понятия переплетены, не вызывает сомнения, поэтому «сталкивать» их нельзя, но и уравнивать также не стоит. Ведь именно вера и будет определять характер наших дел, особенно в такой сфере, как наемный труд или индивидуальное предпринимательство. По этой причине апостол особенно призывает пасторов и наставников в церкви «учить этому и увещевать» (1 Тимофею 6:2).

Что же предлагает Павел? В основу трудовых отношений он ставит не прибыль (она не отвергается), а достоинство труда в контексте почтительного отношения к Божьему имени и учению Христа (1 Тимофею 6:1-2). То, что ценно в наших глазах, будет мотивировать нас к достоинству и привлекать внимание. В связи с этим важно напоминать работникам и работодателям о том, что все мы делаем что-то прежде всего перед Ним. Именно наше отношение к труду будет формировать у людей понимание ценности и жизнестойкости нашей веры. Говоря о труде, апостол также поднимает вопрос взаимного уважения в коллективе или команде. Именно такой подход апостол называет «здравым» (1 Тимофею 6:3), поскольку он имеет отношение к благочестию, т. е. способности оказать практическую помощь людям (Иакова 1:27). Поощрение иного взгляда в понимании достойного отношения к работе может привести к недостойному поведению (1 Тимофею 6:4).

Благочестие и радость как великие достижения (1 Тимофею 6:3-10, 17-19)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Заключительная глава 1 Тимофею содержит важные призывы и предупреждения для богатых христиан. Мы пропустим поручения Павла для Тимофея в стихах 11-16 и 20, которые относятся к конкретной ситуации, в которой оказались первые слушатели. 1 Тимофею 6:3-10 и 17-19 могут быть применены непосредственно к работе. Однако читая и практикуя эти отрывки, нам следует избегать двух распространенных ошибок.

Во-первых, этот отрывок не учит тому, что праведники достигнут финансового благополучия. Когда Павел пишет о тех, кто являются «людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка», он обличает представления о том, что благочестие обязательно ведет к росту финансовых доходов в этой жизни, или о том, что праведность должна преследовать цели немедленной финансовой выгоды. Глупость таких взглядов заключается в следующем:

1. Бог часто допускает материальные трудности в жизни праведников, и поэтому Божьим людям не следует надеяться на «богатство неверное» (1 Тимофею 6:17)

2. даже если кто-то добился богатства в этой жизни, подобное достижение может оказаться недолговечным. Как сказал Джон Пайпер, «служба доставки не едет за катафалком» (1 Тимофею 6:7)

3. стремление к богатству может привести к отступничеству, краху и разрушению (1 Тимофею 6:9-10)

Однако обратите особое внимание на то, что Павел призывает своих читателей помнить, что существует великое приобретение в благочестии, если оно сочетается с радостью от самого необходимого в этой жизни (1 Тимофею 6:6, 8). Наш Бог – это Бог, «дающий нам всё обильно для наслаждения» (1 Тимофею 6:17). Павел повелевает богатым праведникам «благодетельствовать, богатеть добрыми делами, быть щедрыми и общительными» (1 Тимофею 6:18), а не распродавать все, что у них есть, чтобы стать бедными. Они должны богатеть добрыми делами, чтобы накапливать себе «сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тимофею 6:19). Другими словами, благочестие является средством для достижения благочестивой жизни в присутствии Божьем, а не для накопления денег. Призыв Павла в 1 Тимофею 6:18-19 похож на учение Христа «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матфея 6:20; ср. Матфея 19:21 и Луки 12:33).

Вторая ошибка, которую следует избегать, это мысль, будто данный отрывок и осуждение в нем любви к деньгам означают, что христианским работникам не следует стремиться к прибавке к зарплате или повышению, или будто верующим бизнесменам не следует стараться увеличить доходы. Если кто-то хочет больше денег ради статуса, роскоши и собственного эго, то, конечно, данный отрывок осуждает подобные стремления. Но если же кто-то хочет заработать больше денег, чтобы помогать нуждающимся, жертвовать на добрые дела ради славы Божьей или инвестировать в создание товаров и услуг, которые позволили бы обществу процветать, то в этом случае нет ничего плохого в том, чтобы желать больше денег. Отказ от любви к деньгам не означает отказ от любого желания быть успешным в получении доходов от своей работы.

Обогащение и благословение (1 Тимофею 6:6-10)

Автор: Павел ЖЕЛНОВАКОВ

Многие предприниматели, знакомые с Евангелием, задают непростой вопрос: как вести развивающийся бизнес и при этом не подпасть под осуждение обогащения? Как наставники, мы должны иметь на этот и другие подобные вопросы разумный ответ (Малахии 2:7).

Беглый взгляд на 1 Тимофею 6:6 и 8 может привести к мысли, будто развитие бизнеса должно быть ограничено личной потребностью в одежде и пище. Тогда зачем развивать бизнес и ожидать прибыли? Что нужно развивать – благословение бизнеса или воздержание от неких излишеств?

Важно отметить, что Павел как еврейский учитель не мог не знать о благословениях богатства как знака Божьего завета с Его народом (Второзаконие 8:18). В какую тогда сеть и какое искушение может впасть человек (1 Тимофею 6:9)? В данном отрывке важно обратить внимание на правильное понимание веры и первичное желание на пути труда: «благочестие не для прибыли…» (1 Тимофею 6:5). Нельзя начинать и вести бизнес с мыслью, что вера нужна только для процветания! Если не помочь работнику сформировать правильную мотивацию на рабочем месте, то отсутствие здравого понимания веры и благочестия понудит его вести бизнес, взирая не на Бога, а на мятежный мир с его предложениями и искушениями. Блеск возможностей предполагаемого богатства лишит человека любви к Богу и наполнит сердце сребролюбием со всеми печальными последствиями.

Как сохранить богатство и быть угодным Богу (1 Тимофею 6:17-19)

Автор: Павел ЖЕЛНОВАКОВ

Благодаря своему многолетнему опыту пасторского служения и практики общения с деловыми людьми я хорошо понимаю подобные вопросы, т. к. отсутствие на них ответов разрушает доверие к пасторскому надзору и побуждает искать сомнительные ответы вне рамок веры и церковной жизни. Пытаясь донести до многих людей вопросы труда, честности и возможности иметь растущую прибыль, обходить стороной эти трудные вопросы просто нельзя. Впрочем, если их пытаться обойти, в сердце предпринимателя возникнет внутренний конфликт, что в дальнейшем может привести к некоему противостоянию в церкви между бедными и богатыми. Ничего хорошего в этом нет, поэтому Павел и в этом вопросе предлагает нам ясность. Он дает несколько советов.

Первое: правильно относиться к самому себе в свете Его слова (1 Тимофею 6:17). Потребуются время и усилия для формирования смирения, т. е. оценки себя с позиции понимания Бога как источника благословений и наших способностей.  Это трудный урок, но его можно и нужно усвоить.

Второе (1 Тимофею 6:17): осознать, что все, чем мы обладаем, принадлежит Ему. На современный бизнес влияют столь многие различные обстоятельства (текущая ситуация, положение на рынках сбыта и пр.), что пускаться в это плавание без Божьей помощи весьма опасно. Упование же на Бога означает, что многие обстоятельства и возникающие вопросы мы будем решать не в надежде на «связи», взятки и другие недостойные средства, а в доверии Богу и с учетом разумных законов и достойных отношений.

Третье: осознать важность и ценность щедрости в добродетели (1 Тимофею 6:18). У добродетели есть отличительная черта: она способна оберегать от неверных поступков и по-особенному привлекать Божье расположение в жизнь человека. Мы ведь созданы для «добрых дел» (Ефесянам 2:10).

Четвертое: научить общительности (1 Тимофею 6:18). Так складывается, что деловые люди с их плотным графиком работы, определенным кругом общения и страхами, что от них в церкви многие люди всегда чего-то хотят, не очень стремятся к церковному общению. При таком отношении эти люди будут непонятны большинству других в церкви и еще более уязвимы. Общительность же формирует много добрых связей, что позволяет всегда иметь стойкое равновесие в жизни.

Пятое: формировать понимание предстоящей вечности, т. к. напряженность многих дел нередко лишает способности думать о вечности. Человек, который ведет дела в свете предстоящей вечности, будет избавлен от многих ошибок.