Тема труда присутствует во всем Евангелии от Иоанна. Она начинается с труда Мессии, который является Божьим посланником в этом мире. Это труд Христа над творением до грехопадения, до Его прихода в виде Иисуса из Назарета и до Его труда искупления. Он послан Богом быть искупителем этого мира именно потому, что Он уже является со-творцом мира. Его работа по искуплению – не какой-то новый путь, а возвращение мира на верный путь. Это исполнение обещания творению.
Труд людей – это неотъемлемая часть творения (Бытие 2:5). Но человеческий труд извратился, поэтому искупление труда является неотъемлемой частью искупления всего мира Мессией. В течение Его земного служения мы увидим, что та работа, которую Иисус совершает для Отца, является неотделимым аспектом любви Отца и Сына друг ко другу. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоанна 14:10). Это является образцом для искупленного человеческого труда, что означает развивать нашу любовь друг к другу, трудясь вместе в праведном Божьем мире. Помимо того, что Иисус показал модель правильного труда, Он также учит о таких темах, связанных с трудом, как призвание, отношения, творчество и продуктивность, этика, правда и ложь, лидерство, служение, жертвование и страдания, уважение к труду.
Одна из главных целей Иоанна заключается в том, чтобы напомнить людям, что нельзя понять Иисуса с поверхностной точки зрения. Те, кто остаются с Ним, обнаруживают, что Его простые образы открывают абсолютно новый взгляд на мир. Это также касается и темы труда. Греческое слово, обозначающее работу (эргон), используется в Евангелии двадцать пять раз, в то время как более широкое понятие «дела» (поио) упоминается более ста раз. В большинстве случаев эти слова относятся к труду Иисуса для Отца, но, оказывается, даже это имеет отношение к обычной человеческой работе. Ключ к пониманию данного материала заключается в том, что необходим труд, чтобы понять, что означает Евангелие от Иоанна. Смысл часто находится глубже обычного чтения. Поэтому мы углубимся в некоторые отрывки, в которых говорится именно о труде, работниках и рабочих коллективах. Мы пропустим те отрывки, которые не имеют прямого отношения к нашей теме.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Иоанна 1:1-3). Это величественное начало Евангелия от Иоанна показывает нам безграничный размах действия Слова. Оно является полным самовыражением Бога, тем, через что Бог в начале создал все. Оно простирается по вселенной как картина выражения Божьей славы.
Слово действует; и поскольку Его работа совершается с самого начала творения, весь дальнейший труд людей происходит из Его изначальной работы. «Происходит» – подходящее в данном случае слово, потому что все, с помощью чего люди трудятся, было создано Им. Та работа, которую Бог совершил в Бытии 1-2, была исполнена Словом.
Некоторые христиане продолжают трудиться в заблуждении, что Мессия начал действовать, только когда все стало неисправимо плохо, и что Его работа ограничивается спасением (невидимых) душ и отправлением их на (нематериальные) небеса. Как только мы признаем, что Мессия физически работал с Богом с самого начала, мы сможем отвергать любые идеи, отрицающие творение (и таким образом презирающие труд).
Поэтому нам нужно избавиться от этого распространенного заблуждения. Евангелие от Иоанна не основано на противостоянии духовного и материального или противостоянии сакрального и духовного или какой-либо другой двойственности. В нем не показывается спасение как освобождение человеческого духа от уз физического тела. К сожалению, дуалистические идеи типа этой весьма распространены среди христиан. Сторонники таких теорий часто обращаются к словам из Евангелия от Иоанна, чтобы аргументировать свои взгляды. Иисус действительно использует контрасты типа свет / тьма (Иоанна 1:5; 3:19; 8:12; 11:9-10; 12:35-36), вера / безверие (Иоанна 3:12-18; 4:46-54; 5:46-47; 10:25-30; 12:37-43; 14:10-11; 20:24-39) и дух / плоть (Иоанна 3:6-7). Эти контрасты подчеркивают конфликт между Божьими путями и путями зла. Но они не означают разделения вселенной на две подвселенных. И они определенно не призывают последователей Иисуса бросить некий «светский» мир, чтобы попасть в мир «духовный». Вместо этого Иисус использует эти контрасты, чтобы призвать Своих последователей получить и использовать силу Божьего духа в нашем мире. Иисус прямо заявляет об этом в Иоанна 3:17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Иисус пришел, чтобы направить этот мир на правильный путь, а не чтобы увести из этого мира.
Если нужны другие доказательства того, что Божий завет для творения продолжает действовать, мы можем обратиться к Иоанна 1:14: «И Слово стало плотию и обитало с нами». Это воплощение является не победой духа над плотью, но исполнением того, для чего плоть была создана с самого начала. И плоть – это не временная оболочка для работы, а постоянное местопребывание Слова. После воскрешения Иисус предлагает Фоме и другим коснуться Его плоти (Иоанна 20:24-31), а позже завтракает с ними рыбой (Иоанна 21:1-15). В конце Евангелия Иисус говорит ученикам ожидать Его возвращения (Иоанна 21:22-23), а не «когда я вытащу нас всех отсюда». Если бы Бог был враждебен или не заинтересован в материальном мире, то едва ли этот мир стал бы постоянным местом Его пребывания. Если мир в целом так важен для Бога, то это и является той причиной, по которой та работа, которую Он совершил в этом мире, также имеет для Него значение.
Исцеление больного у купальни Вифезда выносит на поверхность спор, о котором повествуют Матфей, Марк и Лука: имел ли Иисус право исцелять в субботу? Любопытно то, что Иисус аргументировал Свой поступок весьма неожиданно: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоанна 5:17). Суть очевидна: Бог трудится над Своим творением даже в субботу, и значит Иисус, будучи Богом, может делать то же самое. Определенно, Иисус был далеко не единственным, кто утверждал, что Бог трудится даже в субботу, однако Его аргумент здесь уникален.
В итоге мы не можем использовать эту историю для того, чтобы ограничить обсуждение веры и труда только уместностью или неуместностью того, чтобы работать по субботам. Мы можем совершать Божий труд, но мы не обладаем божественной идентичностью, подобно Христу. Совершение некоторых видов деятельности по субботам (военная самозащита, спасение животных, упавших в яму и т. п.) (1 Маккавеи 2:41) уже считались легитимным. Под сомнение здесь ставится не исцеление как таковое, хотя чисто теоретически Иисус мог бы дождаться следующего дня безо всякого ущерба для больного.
Напротив, Иисуса критикуют за то, что в субботу Он позволил больному взять постель, что являлось согласно еврейскому закону формой работы. Означает ли это, что Иисус разрешает нам уехать в отпуск в субботу? Или улететь в командировку в воскресенье, хотя деловые встречи начнутся с понедельника? Работать круглосуточно и без выходных? Данный отрывок не содержит отсылок к тому, будто Иисус просто расширил список дел, которые можно совершать по субботам. Напротив, давайте удерживать внимание на теме, пронизывающей все Евангелие от Иоанна, а именно на труде, который поддерживает и искупляет творение (материальное и духовное), а также делает вклад в упрочнение общения с Богом и людьми. Такой труд уместно совершать и в субботу. Более подробно эта тема раскрыта в следующих источниках: Первые дни движения (Марка 1:21-45), Господин субботы (Марка 2:23-3:6), Суббота и труд (Луки 6:1-11; 13:10-17).
Более ясный и важный для нас урок из этого повествования заключается в том, что Бог продолжает трудиться ради поддержания Своего творения, а Иисус продолжает этот труд в Своем служении исцеления. По мере того, как мы поступаем в соответствии с верою ради восстановления того, что сломлено (как врачи, медицинские работники, автомеханики и т. д.), мы тем самым призываем людей помнить о благости Бога-Творца. По мере того, как мы действуем в соответствии с верою с целью развить потенциал творения (как программисты, преподаватели, художники и т. д.), мы тем самым призываем людей размышлять над благостью Божьего поручения к человечеству властвовать над миром. Труд искупления и труд творения / производства, совершаемые в вере, являют наше доверие вечному Богу, Который был и есть, и Который грядет. Бог сотворил все сущее через Христа, восстанавливает все сущее в тот вид, который был замыслен Им изначально, также через Христа, и ведет все сущее к совершенству через Христа.
Библейские комментарии. От Иоанна
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Тема труда присутствует во всем Евангелии от Иоанна. Она начинается с труда Мессии, который является Божьим посланником в этом мире. Это труд Христа над творением до грехопадения, до Его прихода в виде Иисуса из Назарета и до Его труда искупления. Он послан Богом быть искупителем этого мира именно потому, что Он уже является со-творцом мира. Его работа по искуплению – не какой-то новый путь, а возвращение мира на верный путь. Это исполнение обещания творению.
Труд людей – это неотъемлемая часть творения (Бытие 2:5). Но человеческий труд извратился, поэтому искупление труда является неотъемлемой частью искупления всего мира Мессией. В течение Его земного служения мы увидим, что та работа, которую Иисус совершает для Отца, является неотделимым аспектом любви Отца и Сына друг ко другу. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоанна 14:10). Это является образцом для искупленного человеческого труда, что означает развивать нашу любовь друг к другу, трудясь вместе в праведном Божьем мире. Помимо того, что Иисус показал модель правильного труда, Он также учит о таких темах, связанных с трудом, как призвание, отношения, творчество и продуктивность, этика, правда и ложь, лидерство, служение, жертвование и страдания, уважение к труду.
Одна из главных целей Иоанна заключается в том, чтобы напомнить людям, что нельзя понять Иисуса с поверхностной точки зрения. Те, кто остаются с Ним, обнаруживают, что Его простые образы открывают абсолютно новый взгляд на мир. Это также касается и темы труда. Греческое слово, обозначающее работу (эргон), используется в Евангелии двадцать пять раз, в то время как более широкое понятие «дела» (поио) упоминается более ста раз. В большинстве случаев эти слова относятся к труду Иисуса для Отца, но, оказывается, даже это имеет отношение к обычной человеческой работе. Ключ к пониманию данного материала заключается в том, что необходим труд, чтобы понять, что означает Евангелие от Иоанна. Смысл часто находится глубже обычного чтения. Поэтому мы углубимся в некоторые отрывки, в которых говорится именно о труде, работниках и рабочих коллективах. Мы пропустим те отрывки, которые не имеют прямого отношения к нашей теме.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Иоанна 1:1-3). Это величественное начало Евангелия от Иоанна показывает нам безграничный размах действия Слова. Оно является полным самовыражением Бога, тем, через что Бог в начале создал все. Оно простирается по вселенной как картина выражения Божьей славы.
Слово действует; и поскольку Его работа совершается с самого начала творения, весь дальнейший труд людей происходит из Его изначальной работы. «Происходит» – подходящее в данном случае слово, потому что все, с помощью чего люди трудятся, было создано Им. Та работа, которую Бог совершил в Бытии 1-2, была исполнена Словом.
Некоторые христиане продолжают трудиться в заблуждении, что Мессия начал действовать, только когда все стало неисправимо плохо, и что Его работа ограничивается спасением (невидимых) душ и отправлением их на (нематериальные) небеса. Как только мы признаем, что Мессия физически работал с Богом с самого начала, мы сможем отвергать любые идеи, отрицающие творение (и таким образом презирающие труд).
Поэтому нам нужно избавиться от этого распространенного заблуждения. Евангелие от Иоанна не основано на противостоянии духовного и материального или противостоянии сакрального и духовного или какой-либо другой двойственности. В нем не показывается спасение как освобождение человеческого духа от уз физического тела. К сожалению, дуалистические идеи типа этой весьма распространены среди христиан. Сторонники таких теорий часто обращаются к словам из Евангелия от Иоанна, чтобы аргументировать свои взгляды. Иисус действительно использует контрасты типа свет / тьма (Иоанна 1:5; 3:19; 8:12; 11:9-10; 12:35-36), вера / безверие (Иоанна 3:12-18; 4:46-54; 5:46-47; 10:25-30; 12:37-43; 14:10-11; 20:24-39) и дух / плоть (Иоанна 3:6-7). Эти контрасты подчеркивают конфликт между Божьими путями и путями зла. Но они не означают разделения вселенной на две подвселенных. И они определенно не призывают последователей Иисуса бросить некий «светский» мир, чтобы попасть в мир «духовный». Вместо этого Иисус использует эти контрасты, чтобы призвать Своих последователей получить и использовать силу Божьего духа в нашем мире. Иисус прямо заявляет об этом в Иоанна 3:17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Иисус пришел, чтобы направить этот мир на правильный путь, а не чтобы увести из этого мира.
Если нужны другие доказательства того, что Божий завет для творения продолжает действовать, мы можем обратиться к Иоанна 1:14: «И Слово стало плотию и обитало с нами». Это воплощение является не победой духа над плотью, но исполнением того, для чего плоть была создана с самого начала. И плоть – это не временная оболочка для работы, а постоянное местопребывание Слова. После воскрешения Иисус предлагает Фоме и другим коснуться Его плоти (Иоанна 20:24-31), а позже завтракает с ними рыбой (Иоанна 21:1-15). В конце Евангелия Иисус говорит ученикам ожидать Его возвращения (Иоанна 21:22-23), а не «когда я вытащу нас всех отсюда». Если бы Бог был враждебен или не заинтересован в материальном мире, то едва ли этот мир стал бы постоянным местом Его пребывания. Если мир в целом так важен для Бога, то это и является той причиной, по которой та работа, которую Он совершил в этом мире, также имеет для Него значение.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Исцеление больного у купальни Вифезда выносит на поверхность спор, о котором повествуют Матфей, Марк и Лука: имел ли Иисус право исцелять в субботу? Любопытно то, что Иисус аргументировал Свой поступок весьма неожиданно: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоанна 5:17). Суть очевидна: Бог трудится над Своим творением даже в субботу, и значит Иисус, будучи Богом, может делать то же самое. Определенно, Иисус был далеко не единственным, кто утверждал, что Бог трудится даже в субботу, однако Его аргумент здесь уникален.
В итоге мы не можем использовать эту историю для того, чтобы ограничить обсуждение веры и труда только уместностью или неуместностью того, чтобы работать по субботам. Мы можем совершать Божий труд, но мы не обладаем божественной идентичностью, подобно Христу. Совершение некоторых видов деятельности по субботам (военная самозащита, спасение животных, упавших в яму и т. п.) (1 Маккавеи 2:41) уже считались легитимным. Под сомнение здесь ставится не исцеление как таковое, хотя чисто теоретически Иисус мог бы дождаться следующего дня безо всякого ущерба для больного.
Напротив, Иисуса критикуют за то, что в субботу Он позволил больному взять постель, что являлось согласно еврейскому закону формой работы. Означает ли это, что Иисус разрешает нам уехать в отпуск в субботу? Или улететь в командировку в воскресенье, хотя деловые встречи начнутся с понедельника? Работать круглосуточно и без выходных? Данный отрывок не содержит отсылок к тому, будто Иисус просто расширил список дел, которые можно совершать по субботам. Напротив, давайте удерживать внимание на теме, пронизывающей все Евангелие от Иоанна, а именно на труде, который поддерживает и искупляет творение (материальное и духовное), а также делает вклад в упрочнение общения с Богом и людьми. Такой труд уместно совершать и в субботу. Более подробно эта тема раскрыта в следующих источниках: Первые дни движения (Марка 1:21-45), Господин субботы (Марка 2:23-3:6), Суббота и труд (Луки 6:1-11; 13:10-17).
Более ясный и важный для нас урок из этого повествования заключается в том, что Бог продолжает трудиться ради поддержания Своего творения, а Иисус продолжает этот труд в Своем служении исцеления. По мере того, как мы поступаем в соответствии с верою ради восстановления того, что сломлено (как врачи, медицинские работники, автомеханики и т. д.), мы тем самым призываем людей помнить о благости Бога-Творца. По мере того, как мы действуем в соответствии с верою с целью развить потенциал творения (как программисты, преподаватели, художники и т. д.), мы тем самым призываем людей размышлять над благостью Божьего поручения к человечеству властвовать над миром. Труд искупления и труд творения / производства, совершаемые в вере, являют наше доверие вечному Богу, Который был и есть, и Который грядет. Бог сотворил все сущее через Христа, восстанавливает все сущее в тот вид, который был замыслен Им изначально, также через Христа, и ведет все сущее к совершенству через Христа.