В книге Второзаконие труд является одним из основных предметов, с которым среди прочих связаны следующие темы:
Смысл и ценность труда. Божья заповедь трудиться для всеобщего блага, благословение труда для каждого отдельного человека и всего общества, последствия ошибок и опасности успеха, а также ответственность являть Бога другим людям
Общение на работе. Важность хороших отношений, защита достоинства, уважение к другим людям, требование не наносить ущерб другим и не допускать в отношении них несправедливые высказывания на рабочем месте
Лидерство. Мудрая реализация лидерства и власти, подготовка и обучение преемников, ответственность лидеров трудиться на благо своих последователей
Финансовая справедливость. Уважение к частной собственности, правам работников и постановлениям суда, продуктивное использование ресурсов, кредитование и заимствование, честность в коммерческих соглашениях и справедливая торговля
Работа и отдых. Заповедь трудиться, важность отдыха, призыв доверять Богу в том, что Он обеспечит нас всем необходимым и в труде, и в отдыхе
Несмотря на бесчисленные многовековые изменения в сфере экономики и профессиональной деятельности, Второзаконие может помочь нам лучше понять, как нам являть Божью любовь и служить другим людям на нашем рабочем месте.
Драматичное и гармоничное изложение этой книги делает ее особо запоминающейся. Иисус не раз цитировал отрывки из Второзакония. Фактически, первое Его цитирование Писания относилось к трем отрывкам из Второзакония (Матфея 4:4, 7, 10). Новый Завет ссылается на Второзаконие более пятидесяти раз (чаще, чем на Псалмы и Исаию). Второзаконие содержит самую первую формулировку Великой заповеди: «…люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4-5).
В основе всех затронутых во Второзаконии тем лежит завет Израиля с единым истинным Богом. Все в этой книге проистекает из краеугольного камня этого завета: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Второзаконие 5:6-7). Когда народ поклоняется только Господу, доброе управление, продуктивный труд, этичная коммерция, всеобщее благо и справедливость становятся естественным тому результатом. Если же люди ставят прочую мотивацию, ценности и вопросы выше Бога, труд и жизнь несут одни лишь горести.
Второзаконие по сути охватывает тот же материал, который представлен в других книгах Закона (Исход, Левит и Числа), однако внимание оно уделяет преимущественно вопросам труда, в особенности в десяти заповедях. Создается впечатление, будто пересказ предшествующих событий и учений делает особое ударение именно на труде народа Божьего. Возможно, в некотором смысле это предвосхищает возрастающее внимание современных христиан к труду сегодня. Свежий взгляд на Писание позволяет нам увидеть, что работа более важна для Бога, чем мы ранее предполагали, и что Божье слово направляет наш труд в гораздо большей степени.
Бунт против Бога и самоуспокоение (Второзаконие 1:1-4:43)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Отказ Израиля войти в землю обетованную (Второзаконие 1:19-45)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Когда успех ведет к самоуспокоению (Второзаконие 4:25-40)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Божий закон и его практическое применение (Второзаконие 4:44-30:20)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Уставы и постановления (Второзаконие 4:44-28:68)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Антонимом радостного послушания Богу является гордыня, которая часто сопутствует процветанию. Она подобна опасности самонадеянности, о которой Моисей предупреждает во Второзаконии 4:25-40, хотя акцент в этом отрывке делается на активной гордости, нежели на пассивном чувстве собственности.
Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, - то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Второзаконие 8:12-14).
Видя после многих лет усердного труда успех в своем бизнесе, карьере, исследовательской деятельности, воспитании ребенка или какой-либо другой работе, человек испытывает заслуженное чувство гордости. Однако мы можем позволить радостной гордости перерасти в высокомерие. Второзаконие 8:17-18 напоминает нам: «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».
В рамках завета со Своим народом Бог дает нам возможность заниматься экономическим производством. Нам следует помнить, однако, что это Божий дар. Когда мы полностью ассоциируем наш успех исключительно с нашими способностями и усилиями, мы можем забыть, что эти способности даруются нам Господом, равно как и вся наша жизнь. Мы не созданы сами по себе. Иллюзия самодостаточности делает нас бессердечными . Как всегда, правильное поклонение и осознание зависимости от Бога предоставляют противоядие от гордыни (Второзаконие 8:18).
Щедрость и Божье благословение (Второзаконие 15:7-11)
Второзаконие 15:7-8 затрагивает тему щедрости: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается».
Щедрость и сострадание – это суть завета: «…дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Второзаконие 15:10). Наша работа благословляется в полной мере лишь тогда, когда она благословляет других. Как сказал Павел, «…итак любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10).
Многим из нас заработанные деньги дают возможность быть щедрыми. Используем ли мы их ради щедрости? Более того, существуют ли способы того, чтобы мы были щедрыми в рамках самого труда? Данный отрывок говорит о щедрости как о конкретном аспекте работы («…во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками…»). Если коллеге требуется помощь в том, чтобы развить какой-либо навык или способность, или ему нужна рекомендация, или наше терпение в случае его ошибок, можно ли это считать возможностью проявить щедрость? Подобные виды щедрости могут стоить нам времени и денег, или потребовать от нас пересмотреть наше представление о самих себе, или поставить под сомнение наши истинные мотивы и намерения. Если мы будем щедрыми в использовании подобных возможностей, откроем ли мы новые двери для Божьего благословения на нашу работу?
Рабство (Второзаконие 15:12-18)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Взяточничество и коррупция (Второзаконие 16:18-20)
Эффективность имущественных прав и защиты сотрудников часто зависит от правоохранительных органов и систем судебной защиты. Призыв Моисея к судьям и чиновникам особенно важен в плане работы: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Второзаконие 16:19). Без нелицеприятного суда и справедливости было бы просто невозможно жить и овладеть «землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 16:20). Современные рабочие места и общества не менее подвержены взяточничеству, коррупции и несправедливости, чем древний Израиль. По данным ООН, величайшим препятствием для экономического роста в менее развитых странах являются отсутствие справедливости и недолжное исполнение закона (Программа развития ООН [United Nations Development Programme, Issue Brief: Rule of Law and Development (New York: United Nations, 2013], 3). В странах с зашкаливающим уровнем коррупции порой невозможно зарабатывать, путешествовать даже в пределах города или жить спокойно, если ты не даешь взятки. Формулировка данного текста в законе Божьем предполагает, что в целом вина возлагается на тех, кто обладает властью и требует взятки, нежели на тех, кто соглашается давать их, потому что запрет касается принятия взяток, а не их выплаты. Но даже несмотря на это христиане (как со стороны предложения, так и со стороны принятия взяток) могут бороться с коррупцией посредством «суда праведного» (Второзаконие 16:18), который является святым для Господа.
Исполнение постановлений суда (Второзаконие17:8-13)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Справедливое использование полномочий (Второзаконие 17:14-20)
Подобно тому, как люди и организации не должны нарушать закон, власть имущим нельзя использовать свои полномочия незаконными способами. Моисей обращается к царям:
Только чтоб он не умножал себе коней… и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги… и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево… (Второзаконие 17:16-19).
В данном тексте мы видим два ограничения относительно использования власти: обладающие властью не выше закона, но должны соблюдать и поддерживать его; обладающие властью не должны пользоваться ею для собственного обогащения.
Как раньше, так и сегодня многие власть имущие пытаются стать выше закона. Примеров тому масса. Это касается как политических деятелей, так и руководителей, занимающих высокие должности в коммерческих организациях. Подобным образом, власть имущие используют свое положение, чтобы вымогать взятки, продвигать исключительно свои интересы, использовать в личных интересах конфиденциальную информацию, получать доступ к частной и общественной собственности и т. д. Иногда им предоставляются колоссальные льготы и пр. привилегии, что не противоречит закону, но на фоне общего положения в обществе может выглядеть оскорбительно в отношении других людей. Порой подобные привилегии не представляют собой формального правонарушения, поскольку ранее правительство узаконило их (зачастую позабыв о базовых потребностях рядовых граждан). Повеление Моисея к царям не в том, чтобы те легитимизировали свои привилегии, но чтобы они в целом избегали подобных излишеств и перегибов. По сути, когда правители используют полномочия не просто ради получения льгот и привилегий, но чтобы монополизировать власть, обрести в личную собственность земли и пр. движимое и недвижимое имущество, сажать в тюрьму или избавляться каким-либо другим образом от своих оппонентов, они ставят под угрозу благосостояние всего народа. Таким образом, между мелкими злоупотреблениями властью и тотальным угнетением нет разницы. Разница лишь в степени злоупотребления.
Чем больше власти – тем сильнее искушение злоупотребить ею и вести себя так, будто ты выше закона. Моисей предлагает противоядие. Царь должен ежедневно читать Божий закон (или слово). Причем он должен не только читать его, но также развивать навыки толкования закона и исполнять его справедливо и честно. Он должен развивать привычку послушания слову Божьему, применять его на практике в своей работе, стараясь «исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Второзаконие 17:19). Этим самым царь учится почитать Господа и исполнять возложенные на него Богом обязанности. Писание напоминает, что царь тоже подотчетен. Бог дает правителям власть не для того, чтобы они подгоняли закон под себя, но чтобы они исполняли закон Божий для всеобщего блага.
Это справедливо в отношении власть имущих и сегодня, причем в самых разных сферах. Чтобы использовать полномочия должным образом, следует сверять свое поведение с Писанием во все дни нашей жизни, в т. ч. на работе. Это предполагает, что работающие христиане должны знать Писание достаточно хорошо, чтобы применять его и в процессе труда, а церкви (в лице пасторов, богословов и опытных профессионалов) должны обучать людей, как применять Писание на рабочих местах. Мы можем избежать искушений злоупотребления властью или нашим положением только благодаря искусству непрерывной практики соответствующего исполнения Божьего слова. Благодаря этому лидер служит общине (или обществу) (Второзаконие 17:20), а не наоборот.
Использование ресурсов для всеобщего блага (Второзаконие 23:1-24:13)
Второзаконие требует, чтобы обладатели производственного капитала использовали последний на благо общины, причем требует этого вполне здраво и осознанно. К примеру, землевладельцы должны позволять соседям использовать их землю для удовлетворения своих неотложных потребностей. «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Второзаконие 23:24-25). Это тот закон, который позволил ученикам Иисуса срывать колосья, когда они шли засеянными полями (Матфея 12:1). Людям разрешалось собирать для себя колосья после сбора урожая, в то время как землевладельцы должны были позволять им делать это (более подробно см. в Сбор урожая).
Подобным образом, кредиторы не должны давать взаймы на таких условиях, которые ставят здоровье и жизнь одалживающих под угрозу (Второзаконие 23:19-20; 24:6, 10-13). В некоторых случаях они даже должны быть готовы дать в долг при риске потерять некоторую сумму, просто потому что ближний оказался в серьезной нужде (Второзаконие 15:7-9) (более подробно см. в Кредитование и залог).
Бог желает, чтобы мы были готовы помочь нуждающимся и при этом здраво распоряжались ресурсами, которые Он доверил нам. С одной стороны, все, чем мы обладаем, принадлежит Богу, и Он заповедует нам, чтобы мы использовали это для всеобщего блага (Второзаконие 15:7). С другой стороны, Второзаконие не говорит о чьих-либо землях или полях как об общественном имуществе. Посторонние люди не могли собирать столько зерна, сколько им вздумается. Требование по пожертвованиям ради всеобщего блага преподносится в рамках системы частной собственности как основного способа производства. Баланс между частной и общественной собственностью, равно как и пригодность различных экономических систем для современного общества, – это предмет споров, в которые Библия может сделать свой вклад посредством общих принципов и ценностей, но не конкретных предписаний или постановлений.
Честность в сфере экономики (Второзаконие 24:14-15, 25:19, 27:17-25)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Заключительный призыв Моисея к послушанию Богу (Второзаконие 29:1-30:20)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
После речей Иисус Навин становится преемником Моисея, т. е. новым лидером Израиля: «И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему» (Второзаконие 31:7). Моисей реализует данный переход публично по двум причинам. Во-первых, Иисус Навин должен подтвердить перед всем народом, что он принял возложенные на него обязанности. Во-вторых, весь народ должен признать, что он стал единственным и легитимным преемником Моисея. После этого Моисей уходит в сторону самым радикальным из всех возможных способов: он умирает. Любой коллектив, будь то организация, нация, школа, церковь или коммерческое предприятие, испытает потрясение и смуту, если вопрос легитимной преемственности останется непроясненным или неразрешенным.
Обратите внимание, что выбор в пользу Иисуса Навина был сделан не в последнюю секунду. Лидеры должны подготавливать людей в своих организациях к тому, чтобы те принимали преемственность своевременно. Это не означает, что у лидеров есть право назначать своих собственных преемников. Такое право часто принадлежит другим в соответствии с избранием, назначением, поручением или какими-то другими критериями. Преемник Моисея был избран Самим Господом. Под водительством Бога Моисей долгое время подготавливал Иисуса Навина, чтобы тот стал его преемником. Уже во Второзаконии 1:38 Господь говорит об Иисусе Навине как о помощнике Моисея. Моисей приметил военные способности Иисуса Навина вскоре после исхода из Египта и со временем начал делегировать ему командование армией (Второзаконие 31:3). Моисей убедился, что Иисус Навин видит вещи в Божьей перспективе и готов рискнуть собственной безопасностью ради того, что считает правильным (Числа 14:5-10). Моисей обучал Иисуса Навина государственному управлению в ситуации с царями Амонитян (Второзаконие 3:21). Молитва Моисея за Моисея также являлась важной частью его подготовки (Второзаконие 3:28). На тот момент, когда Иисус Навин стал преемником Моисея, он уже был полностью готов к лидерству, равно как и народ был целиком готов последовать за ним (Второзаконие 34:9; параллельные отрывки см. в Числа 27:12-23).
Во Второзаконии 32:1-43 Моисей поет свою последнюю песнь – пророчество с предупреждением Израилю о том, что если тот ослушается завета, то сильно пострадает, но в конечном счете получит от Бога искупление. Среди прочего слова Моисея напоминают об угрозах, которые могут прийти вместе с успехом. «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Второзаконие 32:15).
В трудные моменты от отчаяния мы часто обращаемся к Богу. Однако в благополучное время достаточно просто забыть об участии Бога в нашей жизни и работе. Мы можем даже убедить себя, будто наши достижения – это исключительно наша заслуга, и будто они не имеют ничего общего с Божьей благодатью. Моисей напоминает народу о том, что в моменты успеха мы можем отвернуться от Бога, создавшего нас. Это может привести к катастрофическим результатам.
Завершение труда Моисея (Второзаконие 31:1-34:12)
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Библейские комментарии. Второзаконие
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В книге Второзаконие труд является одним из основных предметов, с которым среди прочих связаны следующие темы:
Несмотря на бесчисленные многовековые изменения в сфере экономики и профессиональной деятельности, Второзаконие может помочь нам лучше понять, как нам являть Божью любовь и служить другим людям на нашем рабочем месте.
Драматичное и гармоничное изложение этой книги делает ее особо запоминающейся. Иисус не раз цитировал отрывки из Второзакония. Фактически, первое Его цитирование Писания относилось к трем отрывкам из Второзакония (Матфея 4:4, 7, 10). Новый Завет ссылается на Второзаконие более пятидесяти раз (чаще, чем на Псалмы и Исаию). Второзаконие содержит самую первую формулировку Великой заповеди: «…люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4-5).
В основе всех затронутых во Второзаконии тем лежит завет Израиля с единым истинным Богом. Все в этой книге проистекает из краеугольного камня этого завета: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Второзаконие 5:6-7). Когда народ поклоняется только Господу, доброе управление, продуктивный труд, этичная коммерция, всеобщее благо и справедливость становятся естественным тому результатом. Если же люди ставят прочую мотивацию, ценности и вопросы выше Бога, труд и жизнь несут одни лишь горести.
Второзаконие по сути охватывает тот же материал, который представлен в других книгах Закона (Исход, Левит и Числа), однако внимание оно уделяет преимущественно вопросам труда, в особенности в десяти заповедях. Создается впечатление, будто пересказ предшествующих событий и учений делает особое ударение именно на труде народа Божьего. Возможно, в некотором смысле это предвосхищает возрастающее внимание современных христиан к труду сегодня. Свежий взгляд на Писание позволяет нам увидеть, что работа более важна для Бога, чем мы ранее предполагали, и что Божье слово направляет наш труд в гораздо большей степени.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Антонимом радостного послушания Богу является гордыня, которая часто сопутствует процветанию. Она подобна опасности самонадеянности, о которой Моисей предупреждает во Второзаконии 4:25-40, хотя акцент в этом отрывке делается на активной гордости, нежели на пассивном чувстве собственности.
Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, - то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Второзаконие 8:12-14).
Видя после многих лет усердного труда успех в своем бизнесе, карьере, исследовательской деятельности, воспитании ребенка или какой-либо другой работе, человек испытывает заслуженное чувство гордости. Однако мы можем позволить радостной гордости перерасти в высокомерие. Второзаконие 8:17-18 напоминает нам: «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».
В рамках завета со Своим народом Бог дает нам возможность заниматься экономическим производством. Нам следует помнить, однако, что это Божий дар. Когда мы полностью ассоциируем наш успех исключительно с нашими способностями и усилиями, мы можем забыть, что эти способности даруются нам Господом, равно как и вся наша жизнь. Мы не созданы сами по себе. Иллюзия самодостаточности делает нас бессердечными . Как всегда, правильное поклонение и осознание зависимости от Бога предоставляют противоядие от гордыни (Второзаконие 8:18).
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Второзаконие 15:7-8 затрагивает тему щедрости: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается».
Щедрость и сострадание – это суть завета: «…дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Второзаконие 15:10). Наша работа благословляется в полной мере лишь тогда, когда она благословляет других. Как сказал Павел, «…итак любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10).
Многим из нас заработанные деньги дают возможность быть щедрыми. Используем ли мы их ради щедрости? Более того, существуют ли способы того, чтобы мы были щедрыми в рамках самого труда? Данный отрывок говорит о щедрости как о конкретном аспекте работы («…во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками…»). Если коллеге требуется помощь в том, чтобы развить какой-либо навык или способность, или ему нужна рекомендация, или наше терпение в случае его ошибок, можно ли это считать возможностью проявить щедрость? Подобные виды щедрости могут стоить нам времени и денег, или потребовать от нас пересмотреть наше представление о самих себе, или поставить под сомнение наши истинные мотивы и намерения. Если мы будем щедрыми в использовании подобных возможностей, откроем ли мы новые двери для Божьего благословения на нашу работу?
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Эффективность имущественных прав и защиты сотрудников часто зависит от правоохранительных органов и систем судебной защиты. Призыв Моисея к судьям и чиновникам особенно важен в плане работы: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Второзаконие 16:19). Без нелицеприятного суда и справедливости было бы просто невозможно жить и овладеть «землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 16:20). Современные рабочие места и общества не менее подвержены взяточничеству, коррупции и несправедливости, чем древний Израиль. По данным ООН, величайшим препятствием для экономического роста в менее развитых странах являются отсутствие справедливости и недолжное исполнение закона (Программа развития ООН [United Nations Development Programme, Issue Brief: Rule of Law and Development (New York: United Nations, 2013], 3). В странах с зашкаливающим уровнем коррупции порой невозможно зарабатывать, путешествовать даже в пределах города или жить спокойно, если ты не даешь взятки. Формулировка данного текста в законе Божьем предполагает, что в целом вина возлагается на тех, кто обладает властью и требует взятки, нежели на тех, кто соглашается давать их, потому что запрет касается принятия взяток, а не их выплаты. Но даже несмотря на это христиане (как со стороны предложения, так и со стороны принятия взяток) могут бороться с коррупцией посредством «суда праведного» (Второзаконие 16:18), который является святым для Господа.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Подобно тому, как люди и организации не должны нарушать закон, власть имущим нельзя использовать свои полномочия незаконными способами. Моисей обращается к царям:
Только чтоб он не умножал себе коней… и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги… и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево… (Второзаконие 17:16-19).
В данном тексте мы видим два ограничения относительно использования власти: обладающие властью не выше закона, но должны соблюдать и поддерживать его; обладающие властью не должны пользоваться ею для собственного обогащения.
Как раньше, так и сегодня многие власть имущие пытаются стать выше закона. Примеров тому масса. Это касается как политических деятелей, так и руководителей, занимающих высокие должности в коммерческих организациях. Подобным образом, власть имущие используют свое положение, чтобы вымогать взятки, продвигать исключительно свои интересы, использовать в личных интересах конфиденциальную информацию, получать доступ к частной и общественной собственности и т. д. Иногда им предоставляются колоссальные льготы и пр. привилегии, что не противоречит закону, но на фоне общего положения в обществе может выглядеть оскорбительно в отношении других людей. Порой подобные привилегии не представляют собой формального правонарушения, поскольку ранее правительство узаконило их (зачастую позабыв о базовых потребностях рядовых граждан). Повеление Моисея к царям не в том, чтобы те легитимизировали свои привилегии, но чтобы они в целом избегали подобных излишеств и перегибов. По сути, когда правители используют полномочия не просто ради получения льгот и привилегий, но чтобы монополизировать власть, обрести в личную собственность земли и пр. движимое и недвижимое имущество, сажать в тюрьму или избавляться каким-либо другим образом от своих оппонентов, они ставят под угрозу благосостояние всего народа. Таким образом, между мелкими злоупотреблениями властью и тотальным угнетением нет разницы. Разница лишь в степени злоупотребления.
Чем больше власти – тем сильнее искушение злоупотребить ею и вести себя так, будто ты выше закона. Моисей предлагает противоядие. Царь должен ежедневно читать Божий закон (или слово). Причем он должен не только читать его, но также развивать навыки толкования закона и исполнять его справедливо и честно. Он должен развивать привычку послушания слову Божьему, применять его на практике в своей работе, стараясь «исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Второзаконие 17:19). Этим самым царь учится почитать Господа и исполнять возложенные на него Богом обязанности. Писание напоминает, что царь тоже подотчетен. Бог дает правителям власть не для того, чтобы они подгоняли закон под себя, но чтобы они исполняли закон Божий для всеобщего блага.
Это справедливо в отношении власть имущих и сегодня, причем в самых разных сферах. Чтобы использовать полномочия должным образом, следует сверять свое поведение с Писанием во все дни нашей жизни, в т. ч. на работе. Это предполагает, что работающие христиане должны знать Писание достаточно хорошо, чтобы применять его и в процессе труда, а церкви (в лице пасторов, богословов и опытных профессионалов) должны обучать людей, как применять Писание на рабочих местах. Мы можем избежать искушений злоупотребления властью или нашим положением только благодаря искусству непрерывной практики соответствующего исполнения Божьего слова. Благодаря этому лидер служит общине (или обществу) (Второзаконие 17:20), а не наоборот.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Второзаконие требует, чтобы обладатели производственного капитала использовали последний на благо общины, причем требует этого вполне здраво и осознанно. К примеру, землевладельцы должны позволять соседям использовать их землю для удовлетворения своих неотложных потребностей. «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Второзаконие 23:24-25). Это тот закон, который позволил ученикам Иисуса срывать колосья, когда они шли засеянными полями (Матфея 12:1). Людям разрешалось собирать для себя колосья после сбора урожая, в то время как землевладельцы должны были позволять им делать это (более подробно см. в Сбор урожая).
Подобным образом, кредиторы не должны давать взаймы на таких условиях, которые ставят здоровье и жизнь одалживающих под угрозу (Второзаконие 23:19-20; 24:6, 10-13). В некоторых случаях они даже должны быть готовы дать в долг при риске потерять некоторую сумму, просто потому что ближний оказался в серьезной нужде (Второзаконие 15:7-9) (более подробно см. в Кредитование и залог).
Бог желает, чтобы мы были готовы помочь нуждающимся и при этом здраво распоряжались ресурсами, которые Он доверил нам. С одной стороны, все, чем мы обладаем, принадлежит Богу, и Он заповедует нам, чтобы мы использовали это для всеобщего блага (Второзаконие 15:7). С другой стороны, Второзаконие не говорит о чьих-либо землях или полях как об общественном имуществе. Посторонние люди не могли собирать столько зерна, сколько им вздумается. Требование по пожертвованиям ради всеобщего блага преподносится в рамках системы частной собственности как основного способа производства. Баланс между частной и общественной собственностью, равно как и пригодность различных экономических систем для современного общества, – это предмет споров, в которые Библия может сделать свой вклад посредством общих принципов и ценностей, но не конкретных предписаний или постановлений.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
После речей Иисус Навин становится преемником Моисея, т. е. новым лидером Израиля: «И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему» (Второзаконие 31:7). Моисей реализует данный переход публично по двум причинам. Во-первых, Иисус Навин должен подтвердить перед всем народом, что он принял возложенные на него обязанности. Во-вторых, весь народ должен признать, что он стал единственным и легитимным преемником Моисея. После этого Моисей уходит в сторону самым радикальным из всех возможных способов: он умирает. Любой коллектив, будь то организация, нация, школа, церковь или коммерческое предприятие, испытает потрясение и смуту, если вопрос легитимной преемственности останется непроясненным или неразрешенным.
Обратите внимание, что выбор в пользу Иисуса Навина был сделан не в последнюю секунду. Лидеры должны подготавливать людей в своих организациях к тому, чтобы те принимали преемственность своевременно. Это не означает, что у лидеров есть право назначать своих собственных преемников. Такое право часто принадлежит другим в соответствии с избранием, назначением, поручением или какими-то другими критериями. Преемник Моисея был избран Самим Господом. Под водительством Бога Моисей долгое время подготавливал Иисуса Навина, чтобы тот стал его преемником. Уже во Второзаконии 1:38 Господь говорит об Иисусе Навине как о помощнике Моисея. Моисей приметил военные способности Иисуса Навина вскоре после исхода из Египта и со временем начал делегировать ему командование армией (Второзаконие 31:3). Моисей убедился, что Иисус Навин видит вещи в Божьей перспективе и готов рискнуть собственной безопасностью ради того, что считает правильным (Числа 14:5-10). Моисей обучал Иисуса Навина государственному управлению в ситуации с царями Амонитян (Второзаконие 3:21). Молитва Моисея за Моисея также являлась важной частью его подготовки (Второзаконие 3:28). На тот момент, когда Иисус Навин стал преемником Моисея, он уже был полностью готов к лидерству, равно как и народ был целиком готов последовать за ним (Второзаконие 34:9; параллельные отрывки см. в Числа 27:12-23).
Во Второзаконии 32:1-43 Моисей поет свою последнюю песнь – пророчество с предупреждением Израилю о том, что если тот ослушается завета, то сильно пострадает, но в конечном счете получит от Бога искупление. Среди прочего слова Моисея напоминают об угрозах, которые могут прийти вместе с успехом. «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Второзаконие 32:15).
В трудные моменты от отчаяния мы часто обращаемся к Богу. Однако в благополучное время достаточно просто забыть об участии Бога в нашей жизни и работе. Мы можем даже убедить себя, будто наши достижения – это исключительно наша заслуга, и будто они не имеют ничего общего с Божьей благодатью. Моисей напоминает народу о том, что в моменты успеха мы можем отвернуться от Бога, создавшего нас. Это может привести к катастрофическим результатам.
Данный раздел ждет своих авторов! Если вы хотите поделиться соответствующими материалами, пожалуйста, напишите нам: info@veratrud.com.