По сравнению с другими новозаветными посланиями, 1 Коринфянам – наиболее практичный текст в отношении применения христианской веры к повседневным вопросам жизни и труда. Данное послание излагает предельно обстоятельное учение по таким темам, как карьера и призвание, непрекращающаяся ценность труда, преодоление личных ограничений, лидерство и служение, развитие навыков и способностей («даров»), достойная зарплата, энвайронментальное лидерство, использование денег и имущества. Объединяющая перспектива всех этих тем – любовь. Любовь – это цель, средство, мотивация, дар и слава, стоящая за всяким трудом во Христе.
Город Коринф
Первое послание апостола Павла к коринфской церкви, которую он основал во время своего второго миссионерского путешествия (48–51 гг. н. э.), – это кладезь практического богословия для христиан, сталкивающихся с повседневными вызовами. Оно представляет собой наставления Павла, адресованные христианам, испытывающим реальные жизненные трудности, такие как конфликты лояльности, классовые различия, конфликт между личной свободой и всеобщим благом, а также трудности в управлении неоднородной группой людей с целью реализации общей миссии.
Во времена Павла Коринф был самым важным городом в Греции. Расположенный на перешейке, соединяющем Пелопоннесский полуостров с материковой Грецией, Коринф контролировал Саронический залив на востоке и Коринфский залив на севере. Торговцы желали избежать трудных и опасных морских путешествий вокруг Пелопоннесского полуострова, поэтому большой объем товаров между Римом, западной империей и богатыми портами восточного Средиземноморья переправлялся по перешейку. Почти все они проходили через Коринф, что делало его одним из богатейших коммерческих центров империи. Страбон, старший современник Павла, замечал, что «город коринфян всегда был великим и богатым благодаря торговле, поскольку он расположен на перешейке и владеет двумя заливами, один из которых ведет прямиком в Азию, а другой – в Италию; а это облегчает торговлю между обеими странами, находящимися на очень большом расстоянии друг от друга».
В середине первого века Коринф пережил бурный рост, когда освобожденные рабы, ветераны, торговцы и ремесленники устремились в город. То, что сегодня мы называем «социальной мобильностью», в древнем мире было развито слабо, однако Коринф был тем местом, где благодаря нескольким прорывам в своей деятельности и неустанному труду было возможно обустроиться и наслаждаться относительно неплохой жизнью. Это, в свою очередь, сделало определенный вклад в развитие уникального облика города, который считал себя процветающим и самодостаточным, и чьи ключевые ценности заключались в «предпринимательском прагматизме ради достижения успеха». Многие современные города стремятся к такому же облику.
Церковь в Коринфе и послания Павла (1 Коринфянам)
Павел прибыл в Коринф зимой 49-50 гг. н. э. и прожил там полтора года. На жизнь он зарабатывал шитьем палаток или, возможно, работой с кожей в мастерской Акилы и Прискилы (Деяния 18:2; см. также 1 Коринфянам 4:12). Этому ремеслу он обучился еще в детстве. Подобную линию поведения он объясняет в 1 Коринфянам 9 (см. ниже), хотя изначально как миссионер он мог воспользоваться полноценной поддержкой (впоследствии, однако, он так и поступил; см. Деяния 18:4 и 2 Коринфянам 11:9).
Как бы то ни было, его субботние проповеди в синагоге вскоре дали плоды, и так родилась церковь в Коринфе. На момент написания 1 Коринфянам, вероятнее всего, церковь состояла не более чем из ста человек. Некоторые из них были иудеями, однако большинство были язычниками. Они встречались в домах 2-3 богатых верующих, однако большинство членов церкви принадлежали к беднейшим слоям общества, составлявшим большую часть населения всех крупных городов.
Безусловно, Павел был крайне заинтересован в развитии церкви даже после того, как покинул Коринф. Он написал церкви как минимум одно послание до 1 Коринфянам (1 Коринфянам 5:9) относительно проблемы, возникшей после его отбытия. «Домашние Хлоины», которые, возможно, посетили Ефес в силу деловых интересов, навестили там Павла и сообщили ему о проблеме разделений по причине несогласия по ряду вопросов (1 Коринфянам 1:11). В типичном для Коринфа конкурентном духе соперничающие группировки начали сбиваться в отдельные партии по предпочтениям в отношении тех или иных апостолов, дабы на основании имен и авторитета последних завоевать себе статус (главы 1-4). Многие разделения произошли по причине несогласия относительно полового поведения и деловой этики некоторых из членов церкви (главы 5-6). Затем группа представителей церкви доставила Павлу письмо (7:1, 16:17) с просьбой ответить на ряд важных вопросов в связи с половой жизнью и браком (глава 7), идоложертвенным мясом (главы 8-10) и поклонением (главы 11-14). Наконец, Павел узнал, возможно, от Аполлоса, (1 Коринфянам 16:12), что некоторые члены коринфской церкви отрицают будущее воскресение мертвых (глава 15).
Едва ли эти вопросы произросли из формата академических дискуссий. Коринфяне желали знать, как, будучи последователями Христа, им следует поступать в повседневной жизни и работе. На протяжении всего 1 Коринфянам Павел отвечает на подобные вопросы, что делает это послание одной из самых практичных книг Нового Завета.
Потребность в общем видении (1 Коринфянам 1:10-17)
Павел тезисно утверждает, чего он желает достичь посредством написания 1 Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10). Глагол, который он использует в заключительной части этого выражения, означает исправление человеческих отношений. Таким образом, Павел умоляет коринфян преодолевать разделения, которые разрушают единство церкви.
Некоторые современные культуры высоко ценят разнообразие и толерантность, поэтому представители таких культур могут истолковать слова Павла неверным образом и в негативном свете. Он не утверждает однообразие мыслей (что подчеркивают некоторые другие отрывки), однако он четко понимает, что наличие общих целей и видения жизненно важно. Если имеет место постоянная борьба и несогласие по поводу базовых ценностей и убеждений на фоне отсутствия сплоченности, организация или коллектив, какими бы они ни были, обречены на провал. Хотя Павел обращается к церкви, мы знаем, что он также учил христиан способствовать процветанию всего общества в целом: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Титу 3:1; курсив авторов статьи). Следовательно, нам следует стремиться к общей цели не только в церкви, но и на наших рабочих местах. Наша роль как христиан - творить добрые дела и хорошо работать в единстве и гармонии как с верующими, так и с неверующими. Это не означает, что мы должны закрывать глаза или способствовать безнравственности или несправедливости. Это означает, что нам следует развивать добрые отношения, поддерживать коллег и стараться выполнять нашу работу наилучшим образом.
Статус в церкви и на работе: друзья из низших слоев общества (1 Коринфянам 1:18-31)
Павел напоминает общине в Коринфе, что большинство из них не являются представителями привилегированных классов: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Коринфянам 1:26). Однако эффективность церкви не зависит от наличия в ней людей со связями, образованием или богатством. Бог достигает Своих целей и с простыми людьми. Ценность нашего труда основывается на Божьих дарах, а не на наших личных качествах. Однако Павел развивает эту мысль дальше. Поскольку по своей сути мы не представляем из себя ничего особенного, мы не должны относиться к другим людям с презрением.
…но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Коринфянам 1:27-29).
Со времен Павла многие христиане занимали высокие должности наряду с обладанием высоким статусом и богатством. Его слова напоминают нам, что мы оскорбляем Бога, если позволяем этим вещам делать нас высокомерными, неуважительными и деструктивными по отношению к людям с более низким статусом. Многие рабочие места до сих пор предлагают особые привилегии сотрудникам на высоких должностях, не принимая во внимание фактические результаты их работы и игнорируя плодотворную работу других людей. Люди, занимающие более высокие должности, зачастую имеют более комфортабельные рабочие места, более высокие нормы командировочных расходов, отдельные столовые и места на парковке, предоставляемое организацией жилье, личных водителей и пр. В некоторых случаях такие привилегии могут быть вполне уместны с учетом специфики работы и степени организационных задач и ответственности. Однако во многих других случаях подобные привилегии способствуют формированию излишней и даже деструктивной градации, в т. ч. в сфере человеческого достоинства. Мысль Павла заключается в том, что подобные различия не должны иметь места среди народа Божьего. Если мы наслаждаемся или наоборот страдаем от подобных различий на рабочем месте, то можно задать вопрос, практиковал и преподавал ли Христос подобные принципы лидерства среди Своих учеников. Если мы пользуемся и тем более поддерживаем подобные практики, мы можем спросить себя, противоречат ли они идее равного достоинства всех людей в присутствии Божьем, и если да, то, возможно, нам следует начать избавляться от них.
Востребованность каждого работника (1 Коринфянам 3:1-9)
Как уже было замечено, одна из проблем в коринфской церкви заключалась в разделениях. Отдельные фракции, противопоставляя себя друг другу, приписывали себя Павлу, Аполлосу или кому-то еще. Павел не хотел иметь с этим ничего общего. По его словам, он и Аполлос – просто служители. И хотя у них были разные роли, ни один из них не мог быть важнее другого. Павел использует здесь метафору из сельского хозяйства: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Коринфянам 3:6). Каждый из них в равной степени важен для урожая, и в то же время ни один из них не несет ответственность за то, чтобы урожай взошел, поскольку «возрастил Бог». Разные работники могут разделять общую цель (в данном случае это богатый урожай), однако у них различные задачи в соответствии с их способностями и призванием. Важен каждый из них, но в то же время ни один из них не в состоянии выполнить все необходимые задачи в отрыве от других.
Другими словами, Павел осознает важность разнообразия и узкопрофильной специализации. По милости Божьей разные люди могут играть различные роли в мире труда. Однако порой узкая специализация может приводить к межличностным или межведомственным разделениям, низкокачественной коммуникации и даже оскорблениям. Если мы как христиане согласны со словами Павла о данных Богом различиях между теми или иными ролями, то, возможно, нам следует проявлять больше инициативы по преодолению подобных разделений как в церкви, так и в наших организациях. Если мы способны как минимум относиться к людям с другими ролями и задачами с уважением, тогда мы можем оказать глубокое положительное воздействие на обстановку на наших рабочих местах.
Важное практическое применение подобного принципа заключается в ценности инвестирования в развитие сотрудников, будь то мы сами или другие люди, окружающие нас на работе. В посланиях Павла, вкл. 1 Коринфянам, порой кажется, будто Павел ничего не делал сам (см., к примеру, главы 14-15), но лишь наставлял других, что и как нужно делать. Однако это не высокомерие или лень. Это наставничество (или, выражаясь современным языком, менторство). Павел предпочитал вкладываться в подготовку эффективных работников и лидеров, нежели все делать самому. Развиваясь в нашем служении Христу на рабочем месте, мы сможем обнаружить, что порой мы оказываемся более полезны, когда обучаем других сотрудников, чем когда стараемся все делать сами и выглядеть лучше в глазах окружающих.
Павел использует образ строительства дома, чтобы донести до слушателей мысль: трудитесь на совесть. Эта мысль настолько важна для должного понимания ценности работы, что вполне уместно процитировать соответствующий отрывок целиком.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Коринфянам 3:10-15).
Возможно, это самое прямолинейное утверждение вечной ценности земного труда во всем Писании. Работа, которую мы совершаем на земле (если трудимся в соответствии с путями Христовыми), пребудет в вечности. Павел, в частности, говорит о труде, совершаемом церковной общиной, которую он уподобляет храму. Себя Павел сравнивает с «мудрым строителем», заложившим фундамент, которым является, конечно же, Сам Христос. Другие люди продолжили строить на этом фундаменте, и каждый из них был ответственен за свой фронт работы. Павел уподобляет усердный труд золоту, серебру и драгоценным камням, а труд неряшливый – дереву, сену и соломе. Хотя порой предпринимались попытки приписать этим материалам некие конкретные смыслы, скорее всего речь идет о том, что некоторые материалы, упомянутые здесь, могут выдержать испытание огнем, а некоторые другие – нет.
Павел не выносит суждений по вопросу личного спасения отдельных людей, ибо даже если «у кого дело сгорит… сам спасется» (1 Коринфянам 3:15). Этот отрывок как таковой не о взаимосвязи «добрых дел» верующего и его небесной награды, хотя зачастую именно так его и истолковывают. Павла беспокоит церковь в целом, а также то, как ее лидеры трудятся внутри церкви. Если они способствуют единству церкви, то получат награду. Если же их служение наоборот приводит к раздорам и разделениям, то по факту они вызывают гнев Божий, поскольку Он ревностно защищает Свой храм от тех, кто наносит ему урон (стихи 16-17).
Хотя Павел пишет о труде созидания христианской общины, его слова применимы к любому виду работы. Как мы увидели ранее, по мнению Павла, труд христиан включает в себя труд как в рамках церкви, так и вне ее. Какой бы ни была наша работа, Бог будет беспристрастно судить ее. Конечная награда от Бога будет лучше любого обзора эффективности, поскольку Бог судит совершенно справедливо, в отличие от человеческих начальств, которые бывают как справедливыми, так и предвзятыми. Бог по Своей милости учитывает наши намерения, ограничения, мотивы и степень нашего сострадания. Бог призвал всех верующих трудиться, в каких бы обстоятельствах они ни оказались, и Он дал нам конкретные дары, чтобы мы могли исполнить наше призвание. Он ожидает, что мы распорядимся ими ответственно и мудро ради Его целей, и Он будет оценивать нашу работу. Если мы трудимся усердно, по Его благодати и в соответствии с Его дарами, то наш труд станет частью Его вечного Царства. Это должно мотивировать нас (причем в гораздо большей степени, чем метод кнута и пряника) стараться работать как можно лучше.
В главе 5 Павел затрагивает вопрос о работе с неверующими, который он будет в более полной мере раскрывать в главе 10 и в конечном счете во 2 Коринфянам 6. Здесь же он просто говорит, что не призывает христиан уходить из мира из-за опасений по поводу нравственных принципов.
Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1 Коринфянам 5:9-10).
Упоминая лихоимцев, хищников и идолослужителей, он недвусмысленно указывает на то, что подобные наставления относятся также и к миру труда. И хотя нам самим следует избегать аморальности, равно как и не сообщаться с безнравственными христианами, Павел ожидает, что мы будем работать с неверующими, даже с теми, кто не соответствует Божьим принципам нравственности. Излишне говорить, что это сложное предложение, хотя Павел и откладывает обсуждение подробностей до главы 10. Здесь он просто хочет сказать, что христианам не стоит пытаться создать некий вид экономики по принципу «только для христиан», тем самым оставляя мир на произвол судьбы.
Каждый достоин соответствующего вознаграждения (1 Коринфянам 9:7-10)
В главе 9 Павел объясняет, почему первоначально он отказался получать финансовую поддержку от коринфской церкви, хотя имел на это право. Начинает он с того, что приводит пример работников, вкл. апостолов, имеющих полное право на достойную оплату труда. Мы служим Господу в нашем труде, и Господь в ответ вознаградит нас за это. Павел приводит три примера из повседневной жизни, которые иллюстрируют его мысль. Воины, виноградари и пастухи – все получают финансовую прибыль от своего труда. Однако Павел редко приводит те или иные отдельные примеры, поэтому цитирует Второзаконие 25:4 («Не заграждай рта волу, когда он молотит»), чтобы аргументировать свою мысль. Даже если животные наслаждаются от трудов своих (см. также Екклесиаст 5:18-19), то тем более и человек, способствующий получению прибыли, должен получать часть этой прибыли.
Этот отрывок напрямую применим к рабочему месту. Работники заслуживают достойной оплаты. Более того, Библия угрожает работодателям тяжелыми последствиями, если они лишают работников справедливой оплаты труда (см. Левит 19:13; Второзаконие 24:14; Иакова 5:7). Павел осознает, что размер достойной оплаты зависит от ряда различных факторов, поэтому он не пытается вывести некую формулу или способ определения размера оплаты. К тому же данная глава просто не может охватить такие вещи, как спрос и предложение, законодательство и профсоюзы, работа по контракту и оклад и прочие факторы современного рынка труда. Однако это не касается самого принципа. Работодатели не должны игнорировать потребности своих работников.
Тем не менее, Павел предпочел не воспользоваться своим правом получить оплату за труд в роли апостола. Почему? Потому что в данном случае, с учетом специфики церкви в Коринфе, это могло бы поставить «преграды благовествованию Христову» (см. 1 Коринфянам 9:12). Как мы видим, Бог дал ему возможность самостоятельно обеспечивать себя благодаря знакомству в Коринфе с Прискиллой и Акилой и последующей работе на них (производство палаток) (Деяния 18:1-3; Римлянам 16:3). Павел не ожидает, что Бог все так устроит, что в церкви люди будут трудиться за бесплатно. Однако в данном случае Бог именно так все и устроил, и Павел принимает это от Бога с благодарностью. Смысл здесь в том, что инициатива работать за бесплатно может исходить только от самого работника. Работодатели же не имеют никакого права выдвигать подобные требования.
Павел формулирует общий принцип использования земных ресурсов в связи с продолжающимся конфликтом из-за того, можно ли есть мясо, которое до этого приносили в жертву идолам. Описание этого спора, имевшего крайнюю важность для верующих в Коринфе, начинается в главе 8. Павел цитирует Псалом 23:1: «...ибо Господня земля и что наполняет ее» (1 Коринфянам 10:26). Поскольку все приходит от Бога, то любую еду можно есть независимо от ее предыдущего использования для целей языческого культа. В римских городах значительная часть мяса, продававшегося на рынке, приносилась в жертву идолам во время его приготовления. Есть два аспекта этого принципа, которые применимы к работе.
Во-первых, из логики Павла можно заключить, что верующие могут использовать все, что производит земля, вкл. еду, одежду, промышленные товары и энергетические ресурсы. Однако Павел устанавливает четкое ограничение: если такое использование причиняет вред другому человеку, то следует воздержаться от этого. Если на праздничной вечеринке подается мясо, которое приносилось в жертву идолам, то, возможно, стоит отказаться от него ради совести другого человека. Если речь идет о безопасности сотрудников, нехватке ресурсов и ухудшении состояния окружающей среды, то благополучие сегодняшних работников, доступ к ресурсам малоимущих и условия жизни будущих поколений могут быть причинами, по которым следует воздержаться от потребления некоторых вещей. Поскольку Бог является Господом земли и всего, что наполняет ее, использование ее ресурсов должно соответствовать Его целям.
Во-вторых, от нас ожидается участие в торговле с неверующими (см. 1 Коринфянам 5:9-10). Если бы христиане покупали мясо только у других христиан (или даже иудеев), тогда, конечно, не было бы причин беспокоиться о том, приносилось ли оно в жертву идолам или нет. Но Павел утверждает, что верующие должны участвовать в торговле с обществом в целом. Вопросы, поднимаемые в главе 8, также предполагают, что христиане будут вступать в социальные отношения с неверующими, хотя это и не является нашей темой в данном случае. Христиане призваны не удаляться от общества, а быть его частью, вкл. рабочие коллективы. Павел обсуждает ограничения этой вовлеченности во 2 Коринфянам 6:14-18.
Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Коринфянам 10:31).
Этот стих ни в коем случае не оправдывает какие угодно поступки. Суть в том, что мы должны понимать, соответствуют ли наши действия, вкл. работу, Божьим целям в этом мире. Критерий не в том, связываемся ли мы с неверующими, используем ли имеющиеся средства во вред или имеем дело с людьми, которые недружественны Богу, а в том, соответствует ли наш труд Божьим целям. Если это так, то все, что мы делаем, действительно совершается во славу Божью.
Вывод из этого таков: все виды работы, которые действительно улучшают созданный Богом мир, являются истинными призваниями во славу Божью. Фермер и продавец в продуктовом магазине, промышленник и эколог, родитель и учитель, избиратель и губернатор могут радоваться участию в Божьем плане для Его творения.
Использование т. н. «духовных даров» (1 Коринфянам 12:1), судя по всему, произвело в коринфской церкви определенные раздоры. Создается впечатление, что, в частности, дар языков практиковался таким образом, что обладающие им начали заявлять о своем более высоком духовном статусе по сравнению с теми, кто им не обладал (см. 1 Коринфянам 12:1-3, 13:1 и 14:1-25). Павел представляет широкое понимание даров Духа Божьего, и это понимание играет важную роль в богословии труда.
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что термин «духовные дары» является слишком узким в сравнении с тем, о чем здесь говорит Павел. Эти дары являются «духовными» в широком смысле, поскольку производятся Божьим Духом, а не в узком смысле того, что являются нематериальными или сверхъестественными. Более того, термин «дар» – лишь один из терминов, которые Павел здесь применяет. В одной только главе 12 он называет различные дары «служениями» (1 Коринфянам 12:5), «действиями» (1 Коринфянам 12:6), «проявлениями» (1 Коринфянам 12:7), «силами», «вспоможениями» и «управлениями» (1 Коринфянам 12:28). Ограничение термина «духовные дары» исключительно тем, что Павел называет «проявлением Духа на пользу» (1 Коринфянам 12:7), «служениями» (1 Коринфянам 12:5) и пр., дает нам неверное представление об их сути. Подобное мышление предполагает, будто Божий Дух превосходит или игнорирует «естественные» навыки и способности, которые Бог дал нам. Оно также может предполагать, будто единственный, кто получает благо от даров, это их носитель. Мы можем подумать, будто поклонение (а не служение) – единственная цель действия Духа. В соответствии с 1 Коринфянам, все подобные предположения неверны. Святой Дух не презирает наши телесные способности, но почитает и использует их (1 Коринфянам 12:14-26). Пользу и благо от даров получает целая община (или даже организация), а не просто отдельный человек (1 Коринфянам 12:7). Цель даров – созидание общины (14:3-5) и служение внешним (1 Коринфянам 14:23-25), а не просто улучшение качества поклонения. Возможно, в этом смысле уместнее использовать термин «дарования», поскольку он лучше передает коннотацию того, о чем писал Павел.
Второе, на что следует обратить внимание, это то, что, в данной главе Павел приводит здесь ряд примеров, а не исчерпывающий список. Павел также перечисляет дары Божьи в Римлянам 12:6-8, Ефесянам 4:11 и 1 Петра 4:10-11. Различия между этими перечислениями предполагают, что они служат скорее иллюстрациями, нежели исчерпывающим каталогом даров. Их невозможно подвести к некоему единому стандарту, равно как невозможно и определить некий единый способ получения этих даров. Таким образом, у нас просто нет никакой возможности составить полный список духовных даров. Они являют собой поражающее разнообразие. Некоторые из них мы назвали бы «сверхъестественными» (например, говорение на иностранных языках, доселе неизвестных человеку, который обрел этот дар, или «глоссолалия»; обратите особое внимание на Деяния 2:4-8). Другие же мы вполне можем назвать естественными способностями (например, лидерство) или даже чертами характера (например, милость). Как мы увидели, Павел призывает нас все делать «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31), и здесь он приводит несколько потрясающих вещей, способность совершать которые дал нам Бог.
Павел говорит здесь о церкви (1 Коринфянам 14:4 и 12), и некоторые христиане полагают, что эти стихи означают, будто Дух дает свои дары только членам церкви. Однако Павел не дает нам повода думать, будто эти дары ограничены стенами церкви. Божье Царство охватывает весь мир, а не только институт церкви. Верующие могут и должны практиковать свои дарования в любом окружении, вкл. рабочее место. Многие из обозначенных здесь даров, такие как лидерство, служение и различение, могут использоваться в сфере труда прямым образом. Некоторые другие, несомненно, даны нам, чтобы служить Божьим целям в любом виде нашей работы (и кем бы мы ни работали). Нам следует изо всех сил стараться развивать наши дарования и использовать их для всеобщего блага в каждой сфере нашей жизни.
Фактически, самый важный вопрос – это не кто, где, что или как применять дарования Божьего Духа. Наиважнейший вопрос – это с какой целью мы должны использовать их. И ответ на этот вопрос – «ради любви». Дары, таланты и способности, которые мы получаем от Бога, это источники высокого качества нашей работы. Однако начиная говорить о важности любви, Павел утверждает: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Коринфянам 12:31); «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Коринфянам 13:13). По словам Павла, если я практикую каждый чудесный дар Божьего Духа, «…а не имею любви, - то я ничто» (1 Коринфянам 13:2). Главу 13 часто зачитывают на свадебных церемониях, однако она может послужить замечательным манифестом для рабочего места.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… (1 Коринфянам 13:4-7).
Если бы христиане являли такую любовь на своих рабочих местах, насколько бы более продуктивным и плодотворным был бы труд для всех людей? Сколько бы славы это принесло Богу? Насколько ближе мы бы стали к Божьему исполнению молитвы «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе»?
В главе 15 Павел ведет продолжительное обсуждение темы воскресения, применяя выводы по ней напрямую к труду. «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Коринфянам 15:58). Каким образом верное понимание воскресения, т. е. что верующие воскреснут телесно, обосновывает заключение, что наш труд ради Господа имеет вечную значимость («не тщетен»)?
Прежде всего, следует осознать, что если жизнь в падшем мире вокруг нас – это все, что можно сказать о жизни вообще, тогда наш труд действительно был бы тщетным (1 Коринфянам 15:14-19). Использование Павлом слова «тщетен» напоминает о долгом размышлении в книге Екклесиаста о тщетности труда в условиях грехопадения. Даже если есть жизнь за пределами падшего состояния этого мира, наш труд был бы тщетен, если старый мир не имел бы никакой связи с миром новым. В лучшем случае он позволил бы нам (и, возможно, некоторым другим людям) войти в новый мир. Однако труд, совершаемый в соответствии с Божьими путями, пребудет в вечности (1 Коринфянам 3:10-15). Во второй части главы 15 Павел продолжает развитие этого вопроса, делая упор на фундаментальной преемственности между существованием до и после телесного воскресения, несмотря на широкие различия между этими двумя состояниями. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Коринфянам 15:53). Наша душа не преобразуется из ветхого тела в новое, словно в новое одеяние. Наше нынешнее тело облечется в бессмертие. Ветхое продолжится в новом посредством радикального преображения. Именно такая преемственность придает смысл нынешнему существованию и гарантирует, что наш труд ради Бога обладает вечной ценностью.
Христиане делятся с нуждающимися (1 Коринфянам 16:1-3)
Один из видов непрекращающейся деятельности, который Павел совершал на протяжении своих миссионерских путешествий, заключался в сборе средств для общин в Иудее, которые переживали тяжелые финансовые трудности. Он упоминает об этом не только здесь, но также и в Галатам 2:10; в Римлянам 15:25-31 и во 2 Коринфянам 8-9 он предоставляет глубокое богословское основание для подобной деятельности. В рамках нашего проекта важно заметить, что по Павлу часть своего заработка верующим следует отдавать на благо тех, кто не в состоянии должным образом обеспечить себя. Для Павла одна из неотъемлемых и жизненно важных функций церкви заключается в оказании помощи своим членам по всему миру. Ветхий Завет предписывал как обязательные десятины, так и добровольные пожертвования, которые в совокупности поддерживали работу храма, государство и помогали бедным. Однако эта система прекратила работать с исчезновением иудейских царств. Сбор средств для бедных в Иудее, который совершал Павел, по сути отражает то, что церковь продолжила совершать ту деятельность, которая имела место в ветхозаветные времена в рамках сбора десятин и пожертвований.
Новый Завет не содержит ни одного постановления о фиксированном размере пожертвований, однако Павел поощряет щедрость (см. 2 Коринфянам 8-9), которая едва ли могла предполагать тот их уровень, который предписывался в Ветхом Завете. На протяжении последующих нескольких столетий по мере роста церкви ее роль в сфере социального служения стала неотъемлемой составляющей всего общественного уклада, пережив даже саму Римскую империю. Независимо от того или иного размера пожертвований верующим следует заранее определять его и вносить в свой бюджет, тем самым сохраняя возможность регулярно жертвовать средства в церкви. Другими словами, для достижения такого уровня щедрости требуется изменить свой образ жизни и поддерживать его. В конце концов, сейчас мы говорим не о том, чтобы жертвовать завалявшуюся в карманах мелочь.
В современном мире подобные принципы предполагают изменение мышления. Правительства вытеснили церковь как институт, удовлетворяющий общественные нужды (хотя сами зачастую не справляются с этой функцией). Но в то же время ожидает ли Бог от христиан неких форм социального служения? Может ли работа христиан и их прочие виды экономической деятельности позволять им служить нуждающимся? Во времена Павла у христиан были куда более ограниченные возможности заниматься бизнесом, торговлей, обучением и образованием; однако сегодня некоторые христиане могут создавать рабочие места или трудиться сами, чтобы поддерживать тех, кто оказался в затруднительном финансовом положении. В чем заключается цель пожертвований? Только ли в том, чтобы церковь по всему миру была более сплоченной? Во времена Павла именно так оно и было. Однако возможно ли то, что сегодня Бог призывает христиан заботиться об окружающих людях? Возможно ли то, что сегодня Бог призывает христиан жертвовать средства и заниматься бизнесом, управлением, образованием и любыми другими видами труда, чтобы в конечном счете тем самым помогать нуждающимся? (Более подробно данные вопросы рассмотрены в Богатство и достаток).
1 Коринфянам делает значительный вклад в библейское понимание труда. Прежде всего, это послание предоставляет здравое понимание призвания к какому бы то ни было виду полезного труда. Во вступлении Павел подчеркивает, что Бог призвал и его самого, и коринфян следовать за Христом. Бог обеспечивает каждого верующего духовными ресурсами и конкретными дарами для служения другим. Наша эффективность не зависит от наших собственных добродетелей. Она зависит от Бога и Его силы. Полагаясь на Его силу, мы можем и должны стремиться совершать добрый труд. Бог ведет нас к общему видению и смыслу в нашем труде, которые предполагают востребованность самых разных людей самых разных профессий. Лидерам следует привести это разнообразие к эффективности.
Лидеры в Царстве Божьем служат тем, кого они ведут, ответственны за достижение целей своими командами и в то же время обязаны удовлетворять их потребности. На какой бы должности и кем бы мы ни работали, в первую очередь мы ответственны за то, чтобы исполнять в нашем труде Божью волю. Поскольку мы знаем, что Христос вернется ради восстановления этого мира в образ, который Бог замыслил изначально, мы можем уверенно и усердно трудиться, тем самым расширяя Царство Божье в этом мире.
Наша конечная цель – это Царство Божье и Его слава. Она дает нам свободу использовать ресурсы этого мира, однако мы должны делать это на благо всех людей, вкл. будущие поколения. Собственно, мы не должны даже думать, будто удовлетворение нужд одного человека должно происходить за счет другого. Мы призваны созидать в наших общинах культуру взаимной поддержки и служения. Любовь – это движущая сила Царства Божьего, и когда мы работаем из любви к людям, ради которых Христос трудился, умер и воскрес, наш труд не тщетен. Тогда у него есть вечный смысл, и вместе с нами он вступит в новый мир Божьего Царства, когда тот наступит в полной мере. Ну а пока нам следует максимально качественно использовать имеющиеся у нас средства и ресурсы во благо нуждающимся.
Библейские комментарии. 1-е Коринфянам
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
По сравнению с другими новозаветными посланиями, 1 Коринфянам – наиболее практичный текст в отношении применения христианской веры к повседневным вопросам жизни и труда. Данное послание излагает предельно обстоятельное учение по таким темам, как карьера и призвание, непрекращающаяся ценность труда, преодоление личных ограничений, лидерство и служение, развитие навыков и способностей («даров»), достойная зарплата, энвайронментальное лидерство, использование денег и имущества. Объединяющая перспектива всех этих тем – любовь. Любовь – это цель, средство, мотивация, дар и слава, стоящая за всяким трудом во Христе.
Первое послание апостола Павла к коринфской церкви, которую он основал во время своего второго миссионерского путешествия (48–51 гг. н. э.), – это кладезь практического богословия для христиан, сталкивающихся с повседневными вызовами. Оно представляет собой наставления Павла, адресованные христианам, испытывающим реальные жизненные трудности, такие как конфликты лояльности, классовые различия, конфликт между личной свободой и всеобщим благом, а также трудности в управлении неоднородной группой людей с целью реализации общей миссии.
Во времена Павла Коринф был самым важным городом в Греции. Расположенный на перешейке, соединяющем Пелопоннесский полуостров с материковой Грецией, Коринф контролировал Саронический залив на востоке и Коринфский залив на севере. Торговцы желали избежать трудных и опасных морских путешествий вокруг Пелопоннесского полуострова, поэтому большой объем товаров между Римом, западной империей и богатыми портами восточного Средиземноморья переправлялся по перешейку. Почти все они проходили через Коринф, что делало его одним из богатейших коммерческих центров империи. Страбон, старший современник Павла, замечал, что «город коринфян всегда был великим и богатым благодаря торговле, поскольку он расположен на перешейке и владеет двумя заливами, один из которых ведет прямиком в Азию, а другой – в Италию; а это облегчает торговлю между обеими странами, находящимися на очень большом расстоянии друг от друга».
В середине первого века Коринф пережил бурный рост, когда освобожденные рабы, ветераны, торговцы и ремесленники устремились в город. То, что сегодня мы называем «социальной мобильностью», в древнем мире было развито слабо, однако Коринф был тем местом, где благодаря нескольким прорывам в своей деятельности и неустанному труду было возможно обустроиться и наслаждаться относительно неплохой жизнью. Это, в свою очередь, сделало определенный вклад в развитие уникального облика города, который считал себя процветающим и самодостаточным, и чьи ключевые ценности заключались в «предпринимательском прагматизме ради достижения успеха». Многие современные города стремятся к такому же облику.
Павел прибыл в Коринф зимой 49-50 гг. н. э. и прожил там полтора года. На жизнь он зарабатывал шитьем палаток или, возможно, работой с кожей в мастерской Акилы и Прискилы (Деяния 18:2; см. также 1 Коринфянам 4:12). Этому ремеслу он обучился еще в детстве. Подобную линию поведения он объясняет в 1 Коринфянам 9 (см. ниже), хотя изначально как миссионер он мог воспользоваться полноценной поддержкой (впоследствии, однако, он так и поступил; см. Деяния 18:4 и 2 Коринфянам 11:9).
Как бы то ни было, его субботние проповеди в синагоге вскоре дали плоды, и так родилась церковь в Коринфе. На момент написания 1 Коринфянам, вероятнее всего, церковь состояла не более чем из ста человек. Некоторые из них были иудеями, однако большинство были язычниками. Они встречались в домах 2-3 богатых верующих, однако большинство членов церкви принадлежали к беднейшим слоям общества, составлявшим большую часть населения всех крупных городов.
Безусловно, Павел был крайне заинтересован в развитии церкви даже после того, как покинул Коринф. Он написал церкви как минимум одно послание до 1 Коринфянам (1 Коринфянам 5:9) относительно проблемы, возникшей после его отбытия. «Домашние Хлоины», которые, возможно, посетили Ефес в силу деловых интересов, навестили там Павла и сообщили ему о проблеме разделений по причине несогласия по ряду вопросов (1 Коринфянам 1:11). В типичном для Коринфа конкурентном духе соперничающие группировки начали сбиваться в отдельные партии по предпочтениям в отношении тех или иных апостолов, дабы на основании имен и авторитета последних завоевать себе статус (главы 1-4). Многие разделения произошли по причине несогласия относительно полового поведения и деловой этики некоторых из членов церкви (главы 5-6). Затем группа представителей церкви доставила Павлу письмо (7:1, 16:17) с просьбой ответить на ряд важных вопросов в связи с половой жизнью и браком (глава 7), идоложертвенным мясом (главы 8-10) и поклонением (главы 11-14). Наконец, Павел узнал, возможно, от Аполлоса, (1 Коринфянам 16:12), что некоторые члены коринфской церкви отрицают будущее воскресение мертвых (глава 15).
Едва ли эти вопросы произросли из формата академических дискуссий. Коринфяне желали знать, как, будучи последователями Христа, им следует поступать в повседневной жизни и работе. На протяжении всего 1 Коринфянам Павел отвечает на подобные вопросы, что делает это послание одной из самых практичных книг Нового Завета.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Павел тезисно утверждает, чего он желает достичь посредством написания 1 Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10). Глагол, который он использует в заключительной части этого выражения, означает исправление человеческих отношений. Таким образом, Павел умоляет коринфян преодолевать разделения, которые разрушают единство церкви.
Некоторые современные культуры высоко ценят разнообразие и толерантность, поэтому представители таких культур могут истолковать слова Павла неверным образом и в негативном свете. Он не утверждает однообразие мыслей (что подчеркивают некоторые другие отрывки), однако он четко понимает, что наличие общих целей и видения жизненно важно. Если имеет место постоянная борьба и несогласие по поводу базовых ценностей и убеждений на фоне отсутствия сплоченности, организация или коллектив, какими бы они ни были, обречены на провал. Хотя Павел обращается к церкви, мы знаем, что он также учил христиан способствовать процветанию всего общества в целом: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Титу 3:1; курсив авторов статьи). Следовательно, нам следует стремиться к общей цели не только в церкви, но и на наших рабочих местах. Наша роль как христиан - творить добрые дела и хорошо работать в единстве и гармонии как с верующими, так и с неверующими. Это не означает, что мы должны закрывать глаза или способствовать безнравственности или несправедливости. Это означает, что нам следует развивать добрые отношения, поддерживать коллег и стараться выполнять нашу работу наилучшим образом.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Павел напоминает общине в Коринфе, что большинство из них не являются представителями привилегированных классов: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Коринфянам 1:26). Однако эффективность церкви не зависит от наличия в ней людей со связями, образованием или богатством. Бог достигает Своих целей и с простыми людьми. Ценность нашего труда основывается на Божьих дарах, а не на наших личных качествах. Однако Павел развивает эту мысль дальше. Поскольку по своей сути мы не представляем из себя ничего особенного, мы не должны относиться к другим людям с презрением.
…но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Коринфянам 1:27-29).
Со времен Павла многие христиане занимали высокие должности наряду с обладанием высоким статусом и богатством. Его слова напоминают нам, что мы оскорбляем Бога, если позволяем этим вещам делать нас высокомерными, неуважительными и деструктивными по отношению к людям с более низким статусом. Многие рабочие места до сих пор предлагают особые привилегии сотрудникам на высоких должностях, не принимая во внимание фактические результаты их работы и игнорируя плодотворную работу других людей. Люди, занимающие более высокие должности, зачастую имеют более комфортабельные рабочие места, более высокие нормы командировочных расходов, отдельные столовые и места на парковке, предоставляемое организацией жилье, личных водителей и пр. В некоторых случаях такие привилегии могут быть вполне уместны с учетом специфики работы и степени организационных задач и ответственности. Однако во многих других случаях подобные привилегии способствуют формированию излишней и даже деструктивной градации, в т. ч. в сфере человеческого достоинства. Мысль Павла заключается в том, что подобные различия не должны иметь места среди народа Божьего. Если мы наслаждаемся или наоборот страдаем от подобных различий на рабочем месте, то можно задать вопрос, практиковал и преподавал ли Христос подобные принципы лидерства среди Своих учеников. Если мы пользуемся и тем более поддерживаем подобные практики, мы можем спросить себя, противоречат ли они идее равного достоинства всех людей в присутствии Божьем, и если да, то, возможно, нам следует начать избавляться от них.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Как уже было замечено, одна из проблем в коринфской церкви заключалась в разделениях. Отдельные фракции, противопоставляя себя друг другу, приписывали себя Павлу, Аполлосу или кому-то еще. Павел не хотел иметь с этим ничего общего. По его словам, он и Аполлос – просто служители. И хотя у них были разные роли, ни один из них не мог быть важнее другого. Павел использует здесь метафору из сельского хозяйства: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Коринфянам 3:6). Каждый из них в равной степени важен для урожая, и в то же время ни один из них не несет ответственность за то, чтобы урожай взошел, поскольку «возрастил Бог». Разные работники могут разделять общую цель (в данном случае это богатый урожай), однако у них различные задачи в соответствии с их способностями и призванием. Важен каждый из них, но в то же время ни один из них не в состоянии выполнить все необходимые задачи в отрыве от других.
Другими словами, Павел осознает важность разнообразия и узкопрофильной специализации. По милости Божьей разные люди могут играть различные роли в мире труда. Однако порой узкая специализация может приводить к межличностным или межведомственным разделениям, низкокачественной коммуникации и даже оскорблениям. Если мы как христиане согласны со словами Павла о данных Богом различиях между теми или иными ролями, то, возможно, нам следует проявлять больше инициативы по преодолению подобных разделений как в церкви, так и в наших организациях. Если мы способны как минимум относиться к людям с другими ролями и задачами с уважением, тогда мы можем оказать глубокое положительное воздействие на обстановку на наших рабочих местах.
Важное практическое применение подобного принципа заключается в ценности инвестирования в развитие сотрудников, будь то мы сами или другие люди, окружающие нас на работе. В посланиях Павла, вкл. 1 Коринфянам, порой кажется, будто Павел ничего не делал сам (см., к примеру, главы 14-15), но лишь наставлял других, что и как нужно делать. Однако это не высокомерие или лень. Это наставничество (или, выражаясь современным языком, менторство). Павел предпочитал вкладываться в подготовку эффективных работников и лидеров, нежели все делать самому. Развиваясь в нашем служении Христу на рабочем месте, мы сможем обнаружить, что порой мы оказываемся более полезны, когда обучаем других сотрудников, чем когда стараемся все делать сами и выглядеть лучше в глазах окружающих.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Павел использует образ строительства дома, чтобы донести до слушателей мысль: трудитесь на совесть. Эта мысль настолько важна для должного понимания ценности работы, что вполне уместно процитировать соответствующий отрывок целиком.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Коринфянам 3:10-15).
Возможно, это самое прямолинейное утверждение вечной ценности земного труда во всем Писании. Работа, которую мы совершаем на земле (если трудимся в соответствии с путями Христовыми), пребудет в вечности. Павел, в частности, говорит о труде, совершаемом церковной общиной, которую он уподобляет храму. Себя Павел сравнивает с «мудрым строителем», заложившим фундамент, которым является, конечно же, Сам Христос. Другие люди продолжили строить на этом фундаменте, и каждый из них был ответственен за свой фронт работы. Павел уподобляет усердный труд золоту, серебру и драгоценным камням, а труд неряшливый – дереву, сену и соломе. Хотя порой предпринимались попытки приписать этим материалам некие конкретные смыслы, скорее всего речь идет о том, что некоторые материалы, упомянутые здесь, могут выдержать испытание огнем, а некоторые другие – нет.
Павел не выносит суждений по вопросу личного спасения отдельных людей, ибо даже если «у кого дело сгорит… сам спасется» (1 Коринфянам 3:15). Этот отрывок как таковой не о взаимосвязи «добрых дел» верующего и его небесной награды, хотя зачастую именно так его и истолковывают. Павла беспокоит церковь в целом, а также то, как ее лидеры трудятся внутри церкви. Если они способствуют единству церкви, то получат награду. Если же их служение наоборот приводит к раздорам и разделениям, то по факту они вызывают гнев Божий, поскольку Он ревностно защищает Свой храм от тех, кто наносит ему урон (стихи 16-17).
Хотя Павел пишет о труде созидания христианской общины, его слова применимы к любому виду работы. Как мы увидели ранее, по мнению Павла, труд христиан включает в себя труд как в рамках церкви, так и вне ее. Какой бы ни была наша работа, Бог будет беспристрастно судить ее. Конечная награда от Бога будет лучше любого обзора эффективности, поскольку Бог судит совершенно справедливо, в отличие от человеческих начальств, которые бывают как справедливыми, так и предвзятыми. Бог по Своей милости учитывает наши намерения, ограничения, мотивы и степень нашего сострадания. Бог призвал всех верующих трудиться, в каких бы обстоятельствах они ни оказались, и Он дал нам конкретные дары, чтобы мы могли исполнить наше призвание. Он ожидает, что мы распорядимся ими ответственно и мудро ради Его целей, и Он будет оценивать нашу работу. Если мы трудимся усердно, по Его благодати и в соответствии с Его дарами, то наш труд станет частью Его вечного Царства. Это должно мотивировать нас (причем в гораздо большей степени, чем метод кнута и пряника) стараться работать как можно лучше.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В главе 5 Павел затрагивает вопрос о работе с неверующими, который он будет в более полной мере раскрывать в главе 10 и в конечном счете во 2 Коринфянам 6. Здесь же он просто говорит, что не призывает христиан уходить из мира из-за опасений по поводу нравственных принципов.
Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1 Коринфянам 5:9-10).
Упоминая лихоимцев, хищников и идолослужителей, он недвусмысленно указывает на то, что подобные наставления относятся также и к миру труда. И хотя нам самим следует избегать аморальности, равно как и не сообщаться с безнравственными христианами, Павел ожидает, что мы будем работать с неверующими, даже с теми, кто не соответствует Божьим принципам нравственности. Излишне говорить, что это сложное предложение, хотя Павел и откладывает обсуждение подробностей до главы 10. Здесь он просто хочет сказать, что христианам не стоит пытаться создать некий вид экономики по принципу «только для христиан», тем самым оставляя мир на произвол судьбы.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В главе 9 Павел объясняет, почему первоначально он отказался получать финансовую поддержку от коринфской церкви, хотя имел на это право. Начинает он с того, что приводит пример работников, вкл. апостолов, имеющих полное право на достойную оплату труда. Мы служим Господу в нашем труде, и Господь в ответ вознаградит нас за это. Павел приводит три примера из повседневной жизни, которые иллюстрируют его мысль. Воины, виноградари и пастухи – все получают финансовую прибыль от своего труда. Однако Павел редко приводит те или иные отдельные примеры, поэтому цитирует Второзаконие 25:4 («Не заграждай рта волу, когда он молотит»), чтобы аргументировать свою мысль. Даже если животные наслаждаются от трудов своих (см. также Екклесиаст 5:18-19), то тем более и человек, способствующий получению прибыли, должен получать часть этой прибыли.
Этот отрывок напрямую применим к рабочему месту. Работники заслуживают достойной оплаты. Более того, Библия угрожает работодателям тяжелыми последствиями, если они лишают работников справедливой оплаты труда (см. Левит 19:13; Второзаконие 24:14; Иакова 5:7). Павел осознает, что размер достойной оплаты зависит от ряда различных факторов, поэтому он не пытается вывести некую формулу или способ определения размера оплаты. К тому же данная глава просто не может охватить такие вещи, как спрос и предложение, законодательство и профсоюзы, работа по контракту и оклад и прочие факторы современного рынка труда. Однако это не касается самого принципа. Работодатели не должны игнорировать потребности своих работников.
Тем не менее, Павел предпочел не воспользоваться своим правом получить оплату за труд в роли апостола. Почему? Потому что в данном случае, с учетом специфики церкви в Коринфе, это могло бы поставить «преграды благовествованию Христову» (см. 1 Коринфянам 9:12). Как мы видим, Бог дал ему возможность самостоятельно обеспечивать себя благодаря знакомству в Коринфе с Прискиллой и Акилой и последующей работе на них (производство палаток) (Деяния 18:1-3; Римлянам 16:3). Павел не ожидает, что Бог все так устроит, что в церкви люди будут трудиться за бесплатно. Однако в данном случае Бог именно так все и устроил, и Павел принимает это от Бога с благодарностью. Смысл здесь в том, что инициатива работать за бесплатно может исходить только от самого работника. Работодатели же не имеют никакого права выдвигать подобные требования.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Павел формулирует общий принцип использования земных ресурсов в связи с продолжающимся конфликтом из-за того, можно ли есть мясо, которое до этого приносили в жертву идолам. Описание этого спора, имевшего крайнюю важность для верующих в Коринфе, начинается в главе 8. Павел цитирует Псалом 23:1: «...ибо Господня земля и что наполняет ее» (1 Коринфянам 10:26). Поскольку все приходит от Бога, то любую еду можно есть независимо от ее предыдущего использования для целей языческого культа. В римских городах значительная часть мяса, продававшегося на рынке, приносилась в жертву идолам во время его приготовления. Есть два аспекта этого принципа, которые применимы к работе.
Во-первых, из логики Павла можно заключить, что верующие могут использовать все, что производит земля, вкл. еду, одежду, промышленные товары и энергетические ресурсы. Однако Павел устанавливает четкое ограничение: если такое использование причиняет вред другому человеку, то следует воздержаться от этого. Если на праздничной вечеринке подается мясо, которое приносилось в жертву идолам, то, возможно, стоит отказаться от него ради совести другого человека. Если речь идет о безопасности сотрудников, нехватке ресурсов и ухудшении состояния окружающей среды, то благополучие сегодняшних работников, доступ к ресурсам малоимущих и условия жизни будущих поколений могут быть причинами, по которым следует воздержаться от потребления некоторых вещей. Поскольку Бог является Господом земли и всего, что наполняет ее, использование ее ресурсов должно соответствовать Его целям.
Во-вторых, от нас ожидается участие в торговле с неверующими (см. 1 Коринфянам 5:9-10). Если бы христиане покупали мясо только у других христиан (или даже иудеев), тогда, конечно, не было бы причин беспокоиться о том, приносилось ли оно в жертву идолам или нет. Но Павел утверждает, что верующие должны участвовать в торговле с обществом в целом. Вопросы, поднимаемые в главе 8, также предполагают, что христиане будут вступать в социальные отношения с неверующими, хотя это и не является нашей темой в данном случае. Христиане призваны не удаляться от общества, а быть его частью, вкл. рабочие коллективы. Павел обсуждает ограничения этой вовлеченности во 2 Коринфянам 6:14-18.
Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Коринфянам 10:31).
Этот стих ни в коем случае не оправдывает какие угодно поступки. Суть в том, что мы должны понимать, соответствуют ли наши действия, вкл. работу, Божьим целям в этом мире. Критерий не в том, связываемся ли мы с неверующими, используем ли имеющиеся средства во вред или имеем дело с людьми, которые недружественны Богу, а в том, соответствует ли наш труд Божьим целям. Если это так, то все, что мы делаем, действительно совершается во славу Божью.
Вывод из этого таков: все виды работы, которые действительно улучшают созданный Богом мир, являются истинными призваниями во славу Божью. Фермер и продавец в продуктовом магазине, промышленник и эколог, родитель и учитель, избиратель и губернатор могут радоваться участию в Божьем плане для Его творения.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Использование т. н. «духовных даров» (1 Коринфянам 12:1), судя по всему, произвело в коринфской церкви определенные раздоры. Создается впечатление, что, в частности, дар языков практиковался таким образом, что обладающие им начали заявлять о своем более высоком духовном статусе по сравнению с теми, кто им не обладал (см. 1 Коринфянам 12:1-3, 13:1 и 14:1-25). Павел представляет широкое понимание даров Духа Божьего, и это понимание играет важную роль в богословии труда.
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что термин «духовные дары» является слишком узким в сравнении с тем, о чем здесь говорит Павел. Эти дары являются «духовными» в широком смысле, поскольку производятся Божьим Духом, а не в узком смысле того, что являются нематериальными или сверхъестественными. Более того, термин «дар» – лишь один из терминов, которые Павел здесь применяет. В одной только главе 12 он называет различные дары «служениями» (1 Коринфянам 12:5), «действиями» (1 Коринфянам 12:6), «проявлениями» (1 Коринфянам 12:7), «силами», «вспоможениями» и «управлениями» (1 Коринфянам 12:28). Ограничение термина «духовные дары» исключительно тем, что Павел называет «проявлением Духа на пользу» (1 Коринфянам 12:7), «служениями» (1 Коринфянам 12:5) и пр., дает нам неверное представление об их сути. Подобное мышление предполагает, будто Божий Дух превосходит или игнорирует «естественные» навыки и способности, которые Бог дал нам. Оно также может предполагать, будто единственный, кто получает благо от даров, это их носитель. Мы можем подумать, будто поклонение (а не служение) – единственная цель действия Духа. В соответствии с 1 Коринфянам, все подобные предположения неверны. Святой Дух не презирает наши телесные способности, но почитает и использует их (1 Коринфянам 12:14-26). Пользу и благо от даров получает целая община (или даже организация), а не просто отдельный человек (1 Коринфянам 12:7). Цель даров – созидание общины (14:3-5) и служение внешним (1 Коринфянам 14:23-25), а не просто улучшение качества поклонения. Возможно, в этом смысле уместнее использовать термин «дарования», поскольку он лучше передает коннотацию того, о чем писал Павел.
Второе, на что следует обратить внимание, это то, что, в данной главе Павел приводит здесь ряд примеров, а не исчерпывающий список. Павел также перечисляет дары Божьи в Римлянам 12:6-8, Ефесянам 4:11 и 1 Петра 4:10-11. Различия между этими перечислениями предполагают, что они служат скорее иллюстрациями, нежели исчерпывающим каталогом даров. Их невозможно подвести к некоему единому стандарту, равно как невозможно и определить некий единый способ получения этих даров. Таким образом, у нас просто нет никакой возможности составить полный список духовных даров. Они являют собой поражающее разнообразие. Некоторые из них мы назвали бы «сверхъестественными» (например, говорение на иностранных языках, доселе неизвестных человеку, который обрел этот дар, или «глоссолалия»; обратите особое внимание на Деяния 2:4-8). Другие же мы вполне можем назвать естественными способностями (например, лидерство) или даже чертами характера (например, милость). Как мы увидели, Павел призывает нас все делать «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31), и здесь он приводит несколько потрясающих вещей, способность совершать которые дал нам Бог.
Павел говорит здесь о церкви (1 Коринфянам 14:4 и 12), и некоторые христиане полагают, что эти стихи означают, будто Дух дает свои дары только членам церкви. Однако Павел не дает нам повода думать, будто эти дары ограничены стенами церкви. Божье Царство охватывает весь мир, а не только институт церкви. Верующие могут и должны практиковать свои дарования в любом окружении, вкл. рабочее место. Многие из обозначенных здесь даров, такие как лидерство, служение и различение, могут использоваться в сфере труда прямым образом. Некоторые другие, несомненно, даны нам, чтобы служить Божьим целям в любом виде нашей работы (и кем бы мы ни работали). Нам следует изо всех сил стараться развивать наши дарования и использовать их для всеобщего блага в каждой сфере нашей жизни.
Фактически, самый важный вопрос – это не кто, где, что или как применять дарования Божьего Духа. Наиважнейший вопрос – это с какой целью мы должны использовать их. И ответ на этот вопрос – «ради любви». Дары, таланты и способности, которые мы получаем от Бога, это источники высокого качества нашей работы. Однако начиная говорить о важности любви, Павел утверждает: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Коринфянам 12:31); «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Коринфянам 13:13). По словам Павла, если я практикую каждый чудесный дар Божьего Духа, «…а не имею любви, - то я ничто» (1 Коринфянам 13:2). Главу 13 часто зачитывают на свадебных церемониях, однако она может послужить замечательным манифестом для рабочего места.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… (1 Коринфянам 13:4-7).
Если бы христиане являли такую любовь на своих рабочих местах, насколько бы более продуктивным и плодотворным был бы труд для всех людей? Сколько бы славы это принесло Богу? Насколько ближе мы бы стали к Божьему исполнению молитвы «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе»?
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В главе 15 Павел ведет продолжительное обсуждение темы воскресения, применяя выводы по ней напрямую к труду. «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Коринфянам 15:58). Каким образом верное понимание воскресения, т. е. что верующие воскреснут телесно, обосновывает заключение, что наш труд ради Господа имеет вечную значимость («не тщетен»)?
Прежде всего, следует осознать, что если жизнь в падшем мире вокруг нас – это все, что можно сказать о жизни вообще, тогда наш труд действительно был бы тщетным (1 Коринфянам 15:14-19). Использование Павлом слова «тщетен» напоминает о долгом размышлении в книге Екклесиаста о тщетности труда в условиях грехопадения. Даже если есть жизнь за пределами падшего состояния этого мира, наш труд был бы тщетен, если старый мир не имел бы никакой связи с миром новым. В лучшем случае он позволил бы нам (и, возможно, некоторым другим людям) войти в новый мир. Однако труд, совершаемый в соответствии с Божьими путями, пребудет в вечности (1 Коринфянам 3:10-15). Во второй части главы 15 Павел продолжает развитие этого вопроса, делая упор на фундаментальной преемственности между существованием до и после телесного воскресения, несмотря на широкие различия между этими двумя состояниями. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Коринфянам 15:53). Наша душа не преобразуется из ветхого тела в новое, словно в новое одеяние. Наше нынешнее тело облечется в бессмертие. Ветхое продолжится в новом посредством радикального преображения. Именно такая преемственность придает смысл нынешнему существованию и гарантирует, что наш труд ради Бога обладает вечной ценностью.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Один из видов непрекращающейся деятельности, который Павел совершал на протяжении своих миссионерских путешествий, заключался в сборе средств для общин в Иудее, которые переживали тяжелые финансовые трудности. Он упоминает об этом не только здесь, но также и в Галатам 2:10; в Римлянам 15:25-31 и во 2 Коринфянам 8-9 он предоставляет глубокое богословское основание для подобной деятельности. В рамках нашего проекта важно заметить, что по Павлу часть своего заработка верующим следует отдавать на благо тех, кто не в состоянии должным образом обеспечить себя. Для Павла одна из неотъемлемых и жизненно важных функций церкви заключается в оказании помощи своим членам по всему миру. Ветхий Завет предписывал как обязательные десятины, так и добровольные пожертвования, которые в совокупности поддерживали работу храма, государство и помогали бедным. Однако эта система прекратила работать с исчезновением иудейских царств. Сбор средств для бедных в Иудее, который совершал Павел, по сути отражает то, что церковь продолжила совершать ту деятельность, которая имела место в ветхозаветные времена в рамках сбора десятин и пожертвований.
Новый Завет не содержит ни одного постановления о фиксированном размере пожертвований, однако Павел поощряет щедрость (см. 2 Коринфянам 8-9), которая едва ли могла предполагать тот их уровень, который предписывался в Ветхом Завете. На протяжении последующих нескольких столетий по мере роста церкви ее роль в сфере социального служения стала неотъемлемой составляющей всего общественного уклада, пережив даже саму Римскую империю. Независимо от того или иного размера пожертвований верующим следует заранее определять его и вносить в свой бюджет, тем самым сохраняя возможность регулярно жертвовать средства в церкви. Другими словами, для достижения такого уровня щедрости требуется изменить свой образ жизни и поддерживать его. В конце концов, сейчас мы говорим не о том, чтобы жертвовать завалявшуюся в карманах мелочь.
В современном мире подобные принципы предполагают изменение мышления. Правительства вытеснили церковь как институт, удовлетворяющий общественные нужды (хотя сами зачастую не справляются с этой функцией). Но в то же время ожидает ли Бог от христиан неких форм социального служения? Может ли работа христиан и их прочие виды экономической деятельности позволять им служить нуждающимся? Во времена Павла у христиан были куда более ограниченные возможности заниматься бизнесом, торговлей, обучением и образованием; однако сегодня некоторые христиане могут создавать рабочие места или трудиться сами, чтобы поддерживать тех, кто оказался в затруднительном финансовом положении. В чем заключается цель пожертвований? Только ли в том, чтобы церковь по всему миру была более сплоченной? Во времена Павла именно так оно и было. Однако возможно ли то, что сегодня Бог призывает христиан заботиться об окружающих людях? Возможно ли то, что сегодня Бог призывает христиан жертвовать средства и заниматься бизнесом, управлением, образованием и любыми другими видами труда, чтобы в конечном счете тем самым помогать нуждающимся? (Более подробно данные вопросы рассмотрены в Богатство и достаток).
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
1 Коринфянам делает значительный вклад в библейское понимание труда. Прежде всего, это послание предоставляет здравое понимание призвания к какому бы то ни было виду полезного труда. Во вступлении Павел подчеркивает, что Бог призвал и его самого, и коринфян следовать за Христом. Бог обеспечивает каждого верующего духовными ресурсами и конкретными дарами для служения другим. Наша эффективность не зависит от наших собственных добродетелей. Она зависит от Бога и Его силы. Полагаясь на Его силу, мы можем и должны стремиться совершать добрый труд. Бог ведет нас к общему видению и смыслу в нашем труде, которые предполагают востребованность самых разных людей самых разных профессий. Лидерам следует привести это разнообразие к эффективности.
Лидеры в Царстве Божьем служат тем, кого они ведут, ответственны за достижение целей своими командами и в то же время обязаны удовлетворять их потребности. На какой бы должности и кем бы мы ни работали, в первую очередь мы ответственны за то, чтобы исполнять в нашем труде Божью волю. Поскольку мы знаем, что Христос вернется ради восстановления этого мира в образ, который Бог замыслил изначально, мы можем уверенно и усердно трудиться, тем самым расширяя Царство Божье в этом мире.
Наша конечная цель – это Царство Божье и Его слава. Она дает нам свободу использовать ресурсы этого мира, однако мы должны делать это на благо всех людей, вкл. будущие поколения. Собственно, мы не должны даже думать, будто удовлетворение нужд одного человека должно происходить за счет другого. Мы призваны созидать в наших общинах культуру взаимной поддержки и служения. Любовь – это движущая сила Царства Божьего, и когда мы работаем из любви к людям, ради которых Христос трудился, умер и воскрес, наш труд не тщетен. Тогда у него есть вечный смысл, и вместе с нами он вступит в новый мир Божьего Царства, когда тот наступит в полной мере. Ну а пока нам следует максимально качественно использовать имеющиеся у нас средства и ресурсы во благо нуждающимся.