Справедливость в работе – не личное дело каждого. Люди ответственны за то, чтобы каждый член общества имел доступ к жизненно необходимым ресурсам. Амос критикует Израиль за несправедливость в этом отношении; наиболее ярко подобная критика выражается в отсылке к закону о сборе остатков урожая (высевке). Это процесс подбирания колосков пшеницы, оставшихся на поле после основного сбора. В соответствии с Божьим заветом с Израилем, земледельцы должны были оставлять их для бедных (буквально для «вдов и сирот»), тем самым поддерживая их (Второзаконие 24:19) и избавляя от необходимости попрошайничать, воровать или голодать. Это также способ предоставления возможности трудиться тем, кто в силу отсутствия необходимых ресурсов, социо-экономических барьеров, дискриминации, нарушений здоровья и пр. не может выйти на рынок труда.
Амос жалуется на нарушение подобного принципа. Сборщики урожая не оставляли колосков пшеницы на полях для бедных (Михей 7:1-2). Вместо этого они продают им плевелы по космическим расценкам. «…вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать»» (Амос 8:5-6). Более того, они обманывают даже тех, кто в состоянии купить чистое зерно.
Михей возвещает суд Божий над нечестной торговлей: «Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?» (Михей 6:11). Это очевиднейшим образом указывает на то, что справедливость – вопрос не только уголовного права и политического выражения, но также экономических возможностей. Возможность трудиться с целью обеспечить себя и близких – неотъемлемая часть завета. Экономическая справедливость – важная часть вопроса Михея, который он озвучивает буквально тремя стихами ранее: «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8). Бог требует от Своего народа, причем на ежедневной основе, любить добро и являть справедливость как в личном, так и в социальном плане во всех аспектах труда и экономической деятельности.
Библейские комментарии. Амос
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Справедливость в работе – не личное дело каждого. Люди ответственны за то, чтобы каждый член общества имел доступ к жизненно необходимым ресурсам. Амос критикует Израиль за несправедливость в этом отношении; наиболее ярко подобная критика выражается в отсылке к закону о сборе остатков урожая (высевке). Это процесс подбирания колосков пшеницы, оставшихся на поле после основного сбора. В соответствии с Божьим заветом с Израилем, земледельцы должны были оставлять их для бедных (буквально для «вдов и сирот»), тем самым поддерживая их (Второзаконие 24:19) и избавляя от необходимости попрошайничать, воровать или голодать. Это также способ предоставления возможности трудиться тем, кто в силу отсутствия необходимых ресурсов, социо-экономических барьеров, дискриминации, нарушений здоровья и пр. не может выйти на рынок труда.
Амос жалуется на нарушение подобного принципа. Сборщики урожая не оставляли колосков пшеницы на полях для бедных (Михей 7:1-2). Вместо этого они продают им плевелы по космическим расценкам. «…вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать»» (Амос 8:5-6). Более того, они обманывают даже тех, кто в состоянии купить чистое зерно.
Михей возвещает суд Божий над нечестной торговлей: «Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?» (Михей 6:11). Это очевиднейшим образом указывает на то, что справедливость – вопрос не только уголовного права и политического выражения, но также экономических возможностей. Возможность трудиться с целью обеспечить себя и близких – неотъемлемая часть завета. Экономическая справедливость – важная часть вопроса Михея, который он озвучивает буквально тремя стихами ранее: «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8). Бог требует от Своего народа, причем на ежедневной основе, любить добро и являть справедливость как в личном, так и в социальном плане во всех аспектах труда и экономической деятельности.