Библейские комментарии. Иакова

Соборные послания и труд

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Семь посланий (Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна и Иуды) часто называют соборными (или кафолическими), поскольку они обращены к христианской церкви в целом, а не к отдельным поместным общинам. Также они схожи в том, что обращаются к различным практическим вопросам, таким как организационное лидерство, усердный труд, честность, добрые отношения и эффективная коммуникация.

Соборные послания отражают серьезные вызовы, с которыми христиане столкнулись в Римской империи, например, как следовать за Иисусом в сложном окружении. Ранние христиане сталкивались с такими проблемами, как рабство, фаворитизм и притеснения со стороны богатых и власть имущих. Им приходилось решать проблемы в связи с грубыми словами и конфликтами. Им приходилось выбирать между амбициями и доверием Богу, а также страхом того, что исполнение Божьей воли спровоцирует конфликт между ними и власть имущими. В целом они чувствовали себя чужими, живя и трудясь в мире, который казался несопоставимым со следованием за Христом.

Многие современные христиане сталкиваются с похожими трудностями на работе. С одной стороны, у многих из них имеется гораздо больше возможностей служить Богу на своих рабочих местах, чем в каких-то других сферах жизни. Бизнес, управление, образование, некоммерческий сектор и ведение домашнего хозяйства даруют обществу множество благ. С другой стороны, большинство рабочих мест в целом не нацелены на исполнение Божьей воли, включающей в себя труд ради всеобщего блага, углубление добрых отношений между людьми, распространение справедливости и личностный рост. И поскольку основная цель работы (в основном, это увеличение прибыли) отличается от конечных целей христиан, нам следует ожидать определенную напряженность между нашими действиями в роли последователей Христа и в роли работников в нецерковной среде. И хотя большинство рабочих мест не являются порочными по своей сути, равно как многие граждане Римской империи не были агрессивно настроены по отношению к последователям Иисуса, порой христианам непросто служить Богу на своих рабочих местах. Наконец, поскольку соборные послания были написаны в виде наставлений для христиан, столкнувшихся с конфликтами, спровоцированными окружающим обществом, они могут быть полезны для современных христиан на их рабочих местах.

Обращаясь к различным практическим проблемам, соборные послания указывают на два общих принципа:

1. мы можем доверять Богу в том, что Он обеспечит нас всем необходимым

2. мы должны трудиться на благо нуждающимся

Основываясь на этих двух принципах, соборные послания содержат наставления, которые удивительным образом применимы к работе в двадцать первом веке. Однако, возможно, не следует этому удивляться слишком сильно. Бог избрал Римскую империю тем местом, где Господь вошел в жизнь человечества в виде Иисуса Христа. Подобным образом, Бог избирает современные рабочие места как место Своего присутствия.

Терпение, мудрость и духовный рост (Иакова 1:1-5)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Иаков предлагает следующую практическую перспективу: мы можем полагаться на то, что Бог обеспечит нас всем необходимым, и что мы должны трудиться ради блага нуждающихся. Если мы действительно веруем, т. е. если мы по-настоящему доверяем Богу, наша вера приведет к самым разнообразным практическим действиям ради блага нуждающихся. Подобная перспектива делает послание Иакова предельно практичной книгой.

Иаков начинает с того, что подчеркивает глубокую взаимосвязь между повседневной жизнью и духовным ростом. В частности, Бог использует трудности и вызовы в нашей повседневной жизни и труде, чтобы укрепить нашу веру. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иакова 1:2-4). Росту могут способствовать «различные искушения» или испытания, в том числе на рабочем месте, однако Иаков преимущественно сосредоточен на «испытании вашей веры».

Какие вызовы на работе испытывают нашу веру и верность Христу? Это может быть религиозная нетерпимость. Из-за нашей веры  другие люди могут испытывать более или менее серьезные предубеждения по отношению к нам. Либо нас могут лишать возможностей карьерного роста. В худшем случае, может возникать угроза нашему здоровью или даже жизни. Но даже если на нас не оказывается давления извне, у нас самих может возникать искушение отказаться от собственной христианской идентичности, если таковая сдерживает наше продвижение по карьерной лестнице.

Другой тип испытаний связан с этикой и нравственностью. У нас могут возникать искушения украсть что-то, обманывать других, заключать нечестные сделки, проводить махинации либо пользоваться своим служебным положением или другими людьми ради собственного обогащения и карьерного роста.

Еще один тип испытаний заключается в следующем: неудачи на работе бывают настолько критическими, что могут пошатнуть нашу веру. К примеру, понижение в должности или увольнение могут быть настолько разрушительными, что мы начинаем сомневаться во всем, на что полагались раньше, включая веру во Христа. Либо мы можем полагать, что Бог призвал нас к конкретной работе и обещал нам успех на рабочем месте, просто потому что мы были верны Ему. В таком случае неудача на работе может заставить нас считать, будто Богу доверять нельзя, либо Он вообще не существует. Либо нас может охватить настолько сильный страх, что мы начинаем сомневаться в том, что Бог и далее будет удовлетворять наши потребности. Все эти вызовы, связанные с трудом, могут испытывать нашу веру.

Что же нам делать, если мы сталкиваемся с искушениями на работе? Терпеть (Иакова 1:3-4). Иаков говорит, что если мы не будем поддаваться искушению, отрекаться от веры, вести себя безнравственно и впадать в отчаяние, то мы поймем, что Бог всегда с нами. Если же мы не знаем, как противостоять подобным искушениям, Иаков призывает нас просить у Бога мудрости (Иакова 1:5). По прошествии кризиса мы поймем, что укрепились в вере. И вместо ощущения отсутствия того, что боялись потерять, мы испытаем радость обретения Божьей помощи.

Полагаясь на Бога (Иакова 1:5-18)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Говоря о мудрости, Иаков начинает с того, что мы можем доверять Богу в том, что Он дарует ее нам: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иакова 1:5). Может показаться удивительным то, что мы можем просить у Бога мудрости в отношении нашего повседневного труда: для принятия решений, оценки возможностей, доверия коллегам или клиентам, инвестирования ресурсов и т. д. Однако Иаков подчеркивает: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь». Проблема не в том, что мы ожидаем слишком много помощи от Бога на нашем рабочем месте: проблема в том, что мы можем ожидать слишком мало (Иакова 1:8).

Очень важно понять это. Если мы сомневаемся в том, что Бог является источником всего, в чем мы нуждаемся, тогда мы, по словам Иакова, подобны «человеку с двоящимися мыслями». Значит, мы еще не решили следовать за Христом. Значит, мы еще «нетверды во всех путях своих» и не сможем служить другим и тем более «получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:7). У Иакова нет иллюзий в отношении того, насколько трудно нам порой доверять Богу. Он прекрасно осведомлен обо всех трудностях, с которыми его слушателям приходится сталкиваться во всех уголках Римской империи (Иакова 1:1-2). Тем не менее, он продолжает настаивать на том, что христианская жизнь должна начинаться с доверия Богу в том, что Он обеспечит нас всем необходимым.

В 1:9-11 Иаков сразу применяет вышесказанное к экономической сфере. Богатым людям не следует обманываться и полагать, будто их благосостояние – это исключительно их собственная заслуга. Если мы полагаемся лишь на наши собственные возможности, мы «прейдем, как цвет на траве» (Иакова 1:10) в том числе в нашей профессиональной или деловой сферах. И наоборот, бедным людям не следует полагать, будто причиной их трудностей является отсутствие Божьей любви к ним. Вместо этого им следует ожидать, когда Бог вознесет их. Успех и неудачи часто проистекают от независящих от нас факторов. Подтвердить это могут тысячи людей, лишившихся благополучия в силу рецессии, банкротства их организаций, неурожая, дискриминации, природных катастроф и массы других причин. Бог не обещает нам тотального экономического преуспевания. Подобным образом, Он не обрекает нас на неудачу. Однако Он может использовать и то, и другое для взращивания стойкости, необходимой для преодоления зла. Если Иакова 2:1-8 мотивируют нас взывать к Богу во времена страданий, то стихи 9-11 напоминают нам о необходимости обращаться к Богу в том числе во времена благополучия.

Заметьте, однако, что хотя Иаков противопоставляет благость Бога злу этого мира, он не дает нам оснований полагать, будто мы целиком на стороне ангелов, а окружающие нас люди – на стороне демонов. Как раз наоборот, грань между добром и злом проходит через сердце каждого христианина. «…но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иакова 1:14). Он обращается к членам церквей. Поэтому не следует противопоставлять церковь как добро работе как злу. Зло присутствует и там, и там (в церкви часто случаются скандалы на самых различных уровнях, а деловая сфера зачастую пропитана коррупцией и обманом), однако с Божьей помощью мы можем нести добро в каждую из этих сфер.

Фактически христианская церковь – это одно из орудий Бога, посредством которого он восстанавливает бедных. Божье обетование заботиться о бедных частично реализуется благодаря щедрости Его народа, в то время как сама эта щедрость – прямой результат щедрости Божьей к Его людям. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17). Это утверждает как то, что Бог является источником всякого блага, так и то, что верующие ответственны за то, чтобы обеспечивать Божьей поддержкой и защитой оказавшихся в нужде.

Вера и дела (Иакова 2:14-26)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

В главе 2 Иаков очень подробно раскрывает тему труда. Говоря о труде, он неизменно использует слово во множественном числе, а именно «дела» (греч. ergo), а не в единственном, т. е. «дело, или труд» (греч. ergon). Можно подумать, будто «дела» у Иакова отличаются по смыслу от «труда, или дела» в единственном числе. Однако erga и ergon – это просто единственное и множественное числа одного и того же слова. Иаков описывает любой вид дела или труда – от дел доброты, таких как накормить голодных, до профессиональной деятельности. Использование множественного числа предполагает, что Иаков ожидает от своих читателей, что их труд будет непрерывным.

Упор Иакова на дела привел к серьезным разногласиям по поводу его послания. Как известно, Лютер не любил Иакова, поскольку воспринимал стих 2:24 («Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?») как отрывок, который противоречит Галатам 2:16 («…однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть»). Другие лидеры протестантской Реформации не разделяли подобного взгляда, однако возражения Лютера возобладали в протестантском прочтении послания Иакова. И хотя здесь мы не можем вдаваться в подробности спора о Лютере и книге Иакова, мы можем кратко рассмотреть, противоречит ли упор Иакова на делах протестантскому отрицанию «оправдания делами».

Что говорит сам Иаков? Стих 2:14 небезосновательно стоит в центре его аргументации, поэтому сначала мы рассмотрим именно этот отрывок. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?». Иаков тут же отвечает на собственный вопрос, утверждая, что «так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иакова 2:17).

Вера без дел настолько же мертва (как автор замечает в тщательно отобранном примере), как мертв голодающий, который получил от ближних вместо пищи одни лишь добрые пожелания (Иакова 2:15-16). Иаков считает самим собой разумеющимся то, что если человек верит во Христа и доверяет Богу, то у него будет сострадание к нуждающимся, которое естественным образом проявится в его делах.

Ежедневно у нас имеется масса возможностей ответить на нужды людей, на которых и с которыми мы работаем. Что-то из этого сделать достаточно просто, например, помочь покупателю найти нужный товар или помочь новому сотруднику сориентироваться в новой обстановке, даже если он постеснялся попросить об этом. Иаков делает особый акцент на важности заботы о представителях незащищенных слоев населения. Возможно, для этого нам потребуется вырабатывать привычку уделять внимание вопросу, кто из наших коллег относится к таким людям.

В этом заключается суть всего послания. Иаков не считает, будто труд или дела противоречат вере. Не может быть никакого «оправдания делами», поскольку добрых дел не может быть без веры и доверия Богу. Иаков не предполагает, будто вера может существовать без дел, однако одних лишь дел недостаточно для спасения. Он имеет в виду, что если «вера», какой бы она ни была, не ведет к делам, то это мертвая вера; другими словами, это вообще не вера. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Иаков не призывает христиан трудиться на благо нуждающихся вместо того, чтобы веровать во Христа, или в дополнение к вере во Христа. Он ожидает, что христиане будут трудиться на благо других в результате того, что веруют во Христа.

Сама по себе идея того, что христианская вера всегда ведет к практическим действиям, уже является уроком для рабочего места. Мы не можем делить мир на духовный и практический, ибо духовное это и есть практическое. «Видишь ли, что вера [Авраама] содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иакова 2:22). Таким образом, невозможно утверждать что-то типа «я верю в Иисуса и хожу в церковь, но отделяю свою личную веру от своей работы». Такая вера мертва. Иаков призывает нас ежедневно и на практике являть нашу посвященность Христу: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иакова 2:24).

Оставшаяся часть послания предоставляет примеры практической реализации двух основополагающих принципов доверия Богу и работы на благо нуждающихся. С учетом нашего обзора Иакова 2:14-26 мы продолжим наш разговор в перспективе того, что такая практическая реализация – это реализация веры во Христа на практике, что она была действенна во времена Иакова, и что она остается таковой и сегодня.

О планировании (Иакова 4:13-17)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Говоря о планировании бизнеса, Иаков излагает определенный практический принцип. Это немного странно, но сначала он сосредотачивается на принципе доверия Богу. Начинает он с отрезвляющих слов: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иакова 4:13-14). Создается впечатление, будто Иаков осуждает даже краткосрочное планирование дел. Однако речь здесь идет не об этом. Проблема в том, что порой мы считаем, будто контролируем происходящее вокруг нас.

Следующий стих помогает нам понять, что Иаков на самом деле имеет в виду: «Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"…» (Иакова 4:15). Проблема заключается не в самом планировании; настоящая проблема в таком планировании, будто будущее в наших руках. Мы ответственны за то, чтобы мудро распоряжаться дарованными нам Богом ресурсами, способностями, связями и временем. Однако мы не контролируем исход. Многие предприниматели прекрасно знают, насколько непредсказуемыми могут быть последствия тех или иных действий несмотря даже на идеальное планирование и усердный труд. Далеко не все можно купить за деньги. Стратегические планы и ежегодные отчеты любого открытого акционерного общества содержат разделы с предполагаемыми и фактическими рисками. Зачастую эти разделы оказываются весьма продолжительными. Утверждения наподобие «стоимость акций нашей компании может колебаться по независящим от нас причинам» четко показывают, что светские корпорации сильно подвержены непредсказуемости, о которой как раз и говорит Иаков.

Зачем же Иаков напоминает верующим о том, что прекрасно известно обычным предпринимателям? Возможно, верующим свойственно полагать, будто вера во Христа делает их неуязвимыми к непредсказуемости жизни и труда. Это серьезное заблуждение. Наоборот, слова Иакова должны помочь верующим осознать нужду в переоценке и адаптации. Наши планы должны быть гибкими, а наша деятельность должна соответствовать меняющимся обстоятельствам. В определенном смысле это просто здравая деловая практика. В более глубоком же смысле это духовный вопрос, ибо нам нужно реагировать не только на рыночные условия, но и на Божье водительство в нашем труде. Это возвращает нас к наставлению Иакова о важности внимательного слушания. Христианское лидерство заключается не в том, чтобы заставить других следовать нашим планам и выполнять наши приказы, но в том, чтобы самим адаптироваться к Божьему слову и Божьему водительству в нашей жизни.

Притеснение трудящихся (Иакова 5:1-6)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Иаков возвращается к принципу того, что труд должен совершаться на благо нуждающихся. Его слова в начале главы 5 весьма жестки. Он призывает «богатых»: «…плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иакова 5:1). Хотя богатство и одежды могут быть как никогда прекрасными, Иаков уверен в грядущем суде так, будто богатые уже погибают: «Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иакова 5:2-3). Их самоугождение принесло плоды лишь в том, что они «напитали» себя «как бы на день заклания» (Иакова 5:5). День заклания – это отсылка ко дню, когда Бог будет судить тех, кого Он призвал вести и заботиться о Его народе, но кто вместо этого притесняли людей (Захарии 11:4-7).

Эти богатые люди осуждены как за то, каким образом они нажили богатство, так и за то, как они распорядились (или не распорядились) тем, что у них когда-то было. Слова Иакова повторяют Ветхий Завет, когда он осуждает богатых за их несправедливые деловые практики: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иакова 5:4; ср. Левит 19:13). Деньги, которые следовало выплатить труженикам, остались в карманах их работодателей. Они копили богатство и игнорировали нуждающихся (Иакова 5:3).

Лидеры в сфере бизнеса должны быть особо осторожными в том, чтобы платить своим работникам достойную зарплату. Здесь мы не будем говорить о факторах, влияющих на формирование достойной оплаты труда, однако слова Иакова «плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет» (Иакова 5:4) представляют собой осуждение за злоупотребление властью со стороны богатых работодателей. Труженики должны были получать зарплату, но богатые и власть имущие нашли способ платить им, не подвергаясь наказанию со стороны правовой системы. Богатые и влиятельные люди часто имеют возможность подрывать судебную систему, и им оказывается удивительно легко использовать несправедливую власть, даже не осознавая этого. Злоупотребление властью может включать в себя такие вещи, как неверная классификация сотрудников как независимых подрядчиков, игнорирование навыков работников с целью снижения их оклада, более низкая зарплата для представителей тех или иных меньшинств, использование детского труда и пр. Злоупотребление властью невозможно оправдать просто потому, что это якобы общепринятая практика.

Иаков также осуждает тех людей, которые «роскошествовали на земле и наслаждались» (Иакова 5:5). Вопрос того, что является роскошью и наслаждением, достаточно комплексный. Как бы то ни было, Иаков здесь в основном обеспокоен благополучием нуждающихся, поэтому наиболее актуальный вопрос здесь таков: подрывает ли мой образ жизни благополучие бедных людей? То, как я распоряжаюсь деньгами, помогает людям выбраться из бедности или наоборот способствует тому, чтобы они продолжали жить в нищете?

Ожидание урожая (Иакова 5:7-20)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Иаков завершает свое послание рядом наставлений о терпении, молитве, исповеди и исцелении. Как всегда они апеллируют либо к принципу того, что достойные дела совершаются во благо других людей, либо к тому, что они должны совершаться в доверии Богу, либо к обоим этим принципам. И как обычно Иаков напрямую связывает их с рабочим местом.

Терпение

Говоря о рабочем месте, Иаков начинает с примера, связанного с грядущим возвращением Христа: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иакова 5:7-8). Ближе к заключению он вновь повторяет эту мысль: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иакова 5:17-18).

На практике терпение представляет собой одну из разновидностей полагания на Бога. Однако являть терпение на рабочем месте порой весьма непросто. Труд совершается ради достижения определенного результата (в противном случае, это и не труд вовсе), и всегда есть искушение достигнуть результата без совершения востребованной работы. Если мы инвестируем во что-то деньги, разве мы не хотим разбогатеть как можно быстрее, а не медленнее? Подобный менталитет приводит к возникновению незаконных операций с ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации, финансовых пирамид, сетевого маркетинга и азартных игр. Если мы стремимся к карьерному росту, разве не будем мы пытаться выставить себя в лучшем свете в глазах начальства всеми доступными способами? В итоге люди начинают идти по головам, приписывать себе чужие заслуги, распускать слухи о конкурентах и совершать прочие действия, ведущие в конечном счете к разобщению в коллективе. Если мы хотим выполнить план, почему нам не работать быстрее в ущерб качеству и свалить возникшие проблемы на других людей, идущих за нами в производственной цепочке? И это проблемы не только в связи с личной нравственностью. Системы производства с низким качеством продукции – это настолько же плохо (а порой и еще хуже), как люди, наживающиеся на них.

Правдивость

«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да " и "нет, нет ", дабы вам не подпасть осуждению» (Иакова 5:12). Представьте себе такое рабочее место, где люди всегда говорят правду, причем не просто избегают лжи, но всегда говорят так, чтобы предоставить слушателю максимально точную информацию и наиболее полную картину происходящего. Тогда не было бы нужды в обещаниях и клятвах, разъяснениях произошедшего, контрактов с пояснениями о том, кто что должен получить в случае ошибок или обмана. Представьте, если бы продавцы предоставляли максимально полную информацию о товарах, если бы контракты всегда были максимально ясными для всех сторон, и если бы начальство всегда должным образом поощряло сотрудников. Представьте, если бы мы всегда предоставляли максимально полную картину вместо того, чтобы утаивать ту или иную информацию о нашей работе. Преуспели бы мы тогда в своей работе и карьере? Преуспели бы мы, если бы все были максимально правдивыми? Следует ли нам изменить наше определение успеха?

Молитва

Говоря о молитве, Иаков возвращается к принципу полагания на Бога. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иакова 5:13). «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иакова 1:5). Иаков призывает нас к тому, чтобы мы выражали наши мысли и молитвы к Богу предельно четко. «Боже, я не знаю, как исправить ошибку на производстве, и мне нужна Твоя помощь, прежде чем я пойду на разговор с моим начальником». Бог силен удовлетворить любые наши нужды, хотя Он и не обещает, что даст нам именно то, что мы от Него ожидаем. Порой кажется, будто в своих молитвах некоторые христиане максимально неохотно говорят о конкретных ситуациях, вопросах, людях, нуждах, страхах и вопросах, с которыми ежедневно сталкиваются на работе. Тем самым они забывают о наставлении Иакова просить у Бога ощутимого водительства и даже конкретных результатов. Иаков говорит, чтобы мы веровали, и тогда Бог ответит на наши конкретные жизненные обстоятельства. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иакова 1:5).

Исповедь и исцеление

Иаков наставляет нас исповедать друг другу наши грехи, чтобы мы могли получить исцеление (Иакова 5:16). Наиболее интересные слова здесь в отношении рабочего места – это «друг пред другом». Это предполагает, что люди грешат друг против друга, а не только против Бога, в том числе на работе. От нас ежедневно требуется максимальный результат при минимальном количестве времени. Поэтому часто мы действуем, не прислушиваясь к другим, вступая в противоборство с несогласными, принимая участие в несправедливой конкуренции, воруя ресурсы, взваливая на других наши проблемы и вымещая негативные эмоции на коллегах. Мы раним других, а они нас. Единственный способ обрести исцеление – это исповедать наши грехи «друг пред другом». Если кто-то своими сплетнями воспрепятствовал повышению своего коллеги, ему следует исповедаться пред ним лично, а не только перед Богом. Возможно, исповедаться в этом ему потребуется перед всем коллективом, если он действительно желает обрести исцеление.

Какова наша мотивация при исповедании грехов и исцелении? Чтобы мы могли служить другим и удовлетворять их потребности? «…пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иакова 5:20; курсив авторов статьи). Безусловно, спасти кого-то от погибели означает удовлетворение глубочайшей нужды! И возможно, поскольку все мы грешники, когда-нибудь кто-то другой спасет нас от смерти, указав нам на наши проступки.