Статьи

10 ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ В УЧЕНИИ ХРИСТА: обзор взаимосвязи веры и труда
Специалист по Новому Завету Шон МакДоноу [Sean McDonough] представляет обзор христианского подхода к труду, основанного на десяти высказываниях Иисуса Христа. Пер. с англ. с разрешения Theology of Work Project, Inc. © 2014
БОГОЦЕНТРИЧНАЯ РАБОТА: принципы библейского богословия труда
Двенадцать библейских принципов, представленных в данной статье, демонстрируют укорененность работы в природе и труде Бога. Наше стремление чинить то, что сломано, совершенствовать несовершенное и оптимизировать то, что оказывается малоэффективным, отражает стремление Бога искупить погибшее. Пер. с англ. Daniel M. Doriani. Work: Its Purpose, Dignity, and Transformation. Phillipsburg, New Jersey. P & R Publishing. 2019. ISBN 978-1629955599. P. 16-21.
БОГУ НЕБЕЗРАЗЛИЧНА НАША ПРОДУКТИВНОСТЬ
Богу важна наша работа. Она не только включает в себя наш повседневный труд, но также влияет на все сферы нашей жизни. Мы допускаем ошибку, полагая, будто наше время – это исключительно наше время, и его следует использовать только ради собственных целей. Aвтор Ченс Фолкнер, TGC Канада. ca.thegospelcoalition.org/article/god-cares-about-productivity
СМЫСЛ ТРУДА
Священство всех верующих – не только великое обетование, но и требование Господа к тем, кто следует за Ним. Соглашаясь на меньшее, мы отказываемся от того «неисследимого богатства Христова» (Ефесянам 3:8), которое даровано нам как Его народу. Только в том случае, если священнический потенциал каждого христианина будет в полную меру востребован в служении, мы сможем принести Радостную Весть современному миру.
ТРУД КАК ЗАБОТА О ТВОРЕНИИ
«Зачем что-то улучшать в этом мире? Все равно все сгорит! Смысл для христианина имеет лишь проповедь Евангелия и спасение людей!». С такими рассуждениями приходится сталкиваться довольно часто. На первый взгляд, такой подход является библейским: разве Христос не говорил о том же самом, когда ученики хотели обсудить с Ним великолепие Храма? Разве Павел не предупреждал, что «время коротко», а потому не нужно заботиться о земном?
КОГДА ПОЯВИЛСЯ ТРУД?
Когда появился труд? Многие верующие, ссылаясь на Бытие 3:19, отвечают «после грехопадения!». Но где же в Писании впервые говорится о труде?
СУББОТА И ПОРОК РАБОТОГОЛИЗМА
Слово «работоголизм» звучит для русского уха довольно странно. С детства нас учат, что если мы и можем впасть в какой порок относительно работы, так это в лень и праздность. Однако «работоголизм», когда человек считает работу чем-то самым важным в своей жизни, и загоняет себя (и подчиненных, если они у него есть) буквально до смерти – тоже грех; и нам стоит сказать о нем несколько слов.
К ОСНОВАНИЯМ ПЕДАГОГИКИ ВСЕОБЩЕГО СВЯЩЕНСТВА
Царственное священство народа Божьего видно ярче всего не в церкви, а в повседневной жизни и в труде верующих, но как научить народ Божий «служить всей своей жизнью»?
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВАНИЙ ВСЕОБЩЕГО СВЯЩЕНСТВА
В славянской евангельской традиции не воспринято такое важное практическое наследие Реформации, как оправдание труда по призванию. Многие христиане-бизнесмены опасаются сегодня брать на работу верующих из своих церквей, ведь те буквально зациклены на своем служении. Им то и дело нужно убегать с работы пораньше – то на молитвенное служение, то на разбор слова, то на хор. А если брат-бизнесмен призывает к трудовой дисциплине, то его призыв воспринимается как яркое проявление бездуховности и непонимание того, что надо искать горнего. Что вытекает из такого узкого понимания служения?
ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ ТЕМ, КТО ОСТАЛСЯ БЕЗ РАБОТЫ
Остаться без работы, особенно когда у вас есть домашние, которых вы должны кормить, и долги, которые вы должны выплачивать, – очень тяжелый удар, эмоционально и психологически. Во времена пандемии, когда экономика сталкивается с трудностями, а некоторые бизнесы, такие как туристический или ресторанный, просто прогорают, она стоит особенно остро. Оставшись без работы, человек испытывает сложную гамму неприятных эмоций: обиду и гнев, растерянность, тревогу за свою будущее, чувство унижения из-за того, что не может обеспечить достойный уровень жизни своей семье, и чувство личного провала из-за того, что не смог удержаться на своем рабочем месте. Что наша вера говорит об этой ситуации?
НАДО ЛИ ТРУДИТЬСЯ, если этот мир все равно закончится?
Желание пренебречь земными обязанностями возникало у некоторых христиан еще в апостольскую эпоху: зачем нести труды и заботы земной жизни, если этот мир все равно идет к своему завершению? Автор предлагает библейскую практическую перспективу земного труда.
ЗАЧЕМ РАБОТАТЬ В РАЮ?
Как вы себе представляете рай? Как место бесконечного отдыха от земных трудов и воспевания хвалы Богу? Будет ли там место в том числе для работы?
ДОЛЖЕН ЛИ Я, УСТРАИВАЯСЬ НА РАБОТУ, СРАЗУ ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО Я ХРИСТИАНИН?
Мы все призваны возвещать Евангелие, даже если это потребует от нас жертв и будет стоить нам мирского успеха. Однако значит ли это, что, например, устраиваясь на работу, мы сразу должны поставить потенциального работодателя перед фактом, что мы верующие?
ВОЗВЕЩЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВ БОЖЬИХ: что на самом деле имеет в виду апостол Петр?
Петр пишет, что Бог призвал нас быть «царями и священниками», чтобы «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в Свой чудный свет». Как именно должно происходить возвещение совершенств Бога?
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО, НАСТАВНИЧЕСТВО И ДУХОВНОСТЬ
Важность и полезность такой составляющей профессиональной деятельности, как наставничество, сложно переоценить. Однако до сих пор концептуальное осмысление и практика наставничества зачастую не характеризуют культуру не только светских, но и христианских организаций. Книга, фрагмент которой представлен в данной публикации, представляет освещение текущей ситуации вокруг профессионального и духовного наставничества в среде евангельских христиан Евразии. Также в ней представлены результаты анализа материалов исследования «Наставничество и миссия в профессии в среде евангельских христиан», которое проводилось в 2017–2018 гг.
Автор: Hodos Institute
ЛИЧНОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовая деятельность предполагает взаимодействие с людьми. Под профессиональным успехом, к сожалению, часто понимают только большую зарплату, карьерный рост, назначение на высокую должность, большие полномочия или обладание властью. С христианской точки зрения, успешным профессионала можно назвать в том случае, если в его деятельности и достижениях проявился богоугодный характер и разум. Руководствуясь заповедями Бога и направляя жизнь во славу Богу, верующий человек может быть успешным в различных профессиональных сферах. Настоящим успехом можно назвать благотворное влияние на свое окружение; успех профессионала – это жизнь служения другим людям своими талантами и деятельностью.
Автор: Hodos Institute
ХРИСТИАНСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА РАБОТЕ
Христиане, особенно недавно обретшие веру, желают поделиться ею открытием с другими – родными, друзьями, коллегами. Означает ли это, что мы должны проповедовать всякий раз, когда находимся на работе?
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – ГРЕХ?
Совместимы ли предпринимательство и христианская вера? Да. Вопрос в том, является ли извлечение прибыли целью или средством. В Писании говорится о том, что материальный достаток может быть Божиим благословением, и это показано на примере библейских патриархов. Но есть немало стихов, которые побуждают людей думать о богатстве как о чем-то духовно опасном. Рассмотрим их подробнее.
ПРАВИЛО БИЛЛИ ГРЭМА и другие простые способы беречься, «чтобы не упасть»
Медийные скандалы с известными христианскими служителями, которые попались на разврате или финансовых злоупотреблениях, – предмет кривых усмешек мира и острой боли для верных христиан. Люди, которые должны быть светом миру и образцом добродетели, как оказывается, расхищают средства, собранные благочестивыми христианами на дело Божие. Светские СМИ вцепляются в такие случаи мертвой хваткой: людям нравятся скандалы, особенно когда обнаруживается лицемерие тех, кто обличал их собственные грехи. Что христианам следует понимать в столь болезненных ситуациях?
ТРУД И ПРОКЛЯТЬЕ ГРЕХА
Когда Бог после грехопадения обратился к Адаму, Он сказал, что человек обнаружит последствия греха прежде всего в процессе труда. Труд – лучший способ убедиться, что грех – не богословская абстракция, а реальная сила, действующая в нашем мире.
СОБЛАЗН ГНОСТИЦИЗМА И ВСЕОБЩАЯ БЛАГОДАТЬ
Гностицизм – ряд сходных учений, с которым Церковь столкнулась уже в первые десятилетия своего служения. Гностики претендовали на особое, возвышающее их над другими знание. Они считали себя не просто христианами, но и более «настоящими», «продвинутыми» христианами. Присутствует ли гностицизм в современном христианстве? Влияет ли он на наше понимание взаимосвязи веры и труда?
О «ДУХОВНОМ» И «СВЕТСКОМ» В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА: ловушка привычных представлений
Для многих христиан привычно делить жизнь на «духовную» сферу и «недуховную». К «духовной» же относят молитву, чтение Писания, посещение церкви и пр. А «светская» сфера – это профессиональный труд, забота о доме, воспитание детей, досуг. Но коренятся ли подобные представления в Писании?
ТРУД ДЛЯ ХРИСТА В ПРОКЛЯТОМ МИРЕ: Бог все еще любит усердный труд
Никто во всем Писании не говорит о работе больше, чем апостол Павел. Труд означал для него нечто большее, чем просто «работать своими руками». Павел знал преобразующую силу Духа и ожидал, что бездельники и воры откроют для себя новую трудовую этику, придя ко Христу. «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Пер. с английского статьи Дэвида Матиса, исполнительного редактора DesiringGod.org.
ДУХОВНОСТЬ И ДОРОГИ
Данная заметка представляет собой обсуждение вопроса того, как разделение на «священное» и «мирское» искажает наше представление о Боге.
ВСЕ ЛИ ПРИЗВАНИЯ РАВНЫ?
Верим ли мы, что Бог призывает людей к разной деятельности? Если да, то верим ли мы, что ценность этих разных призваний в глазах Бога одинакова?
ЗЕМНОЙ ТРУД КАК ОКНО В НЕБО
Обращали ли вы внимание, что главным героем почти каждой притчи Христа о Царстве Божьем является… повседневный труд или денежные расчеты?
СПАСЕНЫ НЕ ДЕЛАМИ, НО НА ДЕЛА
Для чего мы трудимся? Чтобы заработать деньги и потратить их? Чтобы избежать нищеты? Что Писание говорит о смысле труда в нашей повседневной жизни?
БИБЛЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ
В современном словоупотреблении слово «процветание» означает прежде всего финансовое благополучие. Процветание человека, предприятия или страны можно измерить прежде всего деньгами. Процветание – это вопрос того, сколько денег у вас на счете, и что вы можете себе позволить: какой автомобиль, или какой дом, или какой отдых. Но что на самом деле Библия говорит о процветании?
ВЕРА И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОВАЛА
Зачастую христиан волнует вопрос не того, как их вера связана с их повседневным трудом, а как она связана с вероятностью профессионального провала, грозящего понижением зарплаты, социального статуса, а то и потери работы. О чем нам следует помнить, задумываясь над подобной взаимосвязью?
ORA ET LABORA: как избежать расслабленности на удаленке
Пандемия привела к тому, что многим из нас пришлось работать на дому. Кажется, так даже лучше: не приходится тратить время на дорогу и можно обедать дома вместо того, чтобы платить за бизнес-ланч. Но подобное положение дел создало и массу затруднений. Оказывается, дома работать труднее. По каким причинам?
РАБОТА: рабство или служение?
Работа – удел рабов. Так считали и древние греки, и римляне. Такова была культурная норма того времени. Современное общество в целом следует той же модели. Такое отношение к жизни свойственно и христианам. Существует негласная «иерархия призваний», повторяющая кастовую систему Индии. Высшую ступень занимают пасторы и миссионеры, следом идут те, кто активно занимается социальной работой, общественной деятельностью или находится на госслужбе. Эти люди несут «служение». Остальные же «просто работают», их деятельность служением не считается. Однако соответствует ли подобное отношение новозаветному учению?
НАСТАВЛЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА РАБАМ: что они значат для нас?
Критики христианства очень любят указывать на наставления Павла рабам и господам: он нигде не пишет о том, что рабство как таковое аморально, а рабов призывает добросовестно трудиться на своих господ. Что нам могут сказать сегодня эти слова апостола? Сохраняют ли они свою актуальность в современном обществе, которое устроено иначе?
ЧТО ЗНАЧИТ «НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ»?
В Евангелии сказано «не заботиться о завтрашнем дне», и что надо «жить как птицы небесные». Означают ли они, что не нужно строить планы, учиться и работать? Есть ли такие слова в Евангелии? Что они в действительности означают?
ПЛОД ДУХА: благость на работе
Человек, полный благости, является утешением для окружающих. Но может ли такое качество проявляться в нерелигиозном контексте, например, на рабочем месте?
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ТРУД СТАНОВИТСЯ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕМ? Почему недостаточно «просто хорошо работать»?
«Зачем говорить о том, что профессиональный труд должен быть священнодействием? Разве недостаточно просто хорошо работать?». Такие возражения можно услышать довольно часто. Вопрос заслуживает того, чтобы попробовать с ним разобраться.
ЧТО ЗНАЧИТ «РАБОТАТЬ ПО БЛАГОДАТИ»?
Нередко в христианской среде можно услышать жалобы на то, что верующие работники менее надежны из-за того, что ожидают к себе отношения «по благодати», т. е. их необязательность или неэффективность должны встречать снисходительное отношение. Действительно ли это соотносится с благодатью?
ТРУД КАК СЛУЖЕНИЕ БЛИЖНЕМУ
Труд как служение любви – это не только когда христиане делают что-то на безвозмездной основе. Вполне понятно, когда за работу получают деньги. Но причем тут любовь?
НЕ ХОДИ ПЕРЕНОСЧИКОМ: Слово Божие и сплетни «в курилке»
Работа, как и любое место, где люди постоянно находятся друг рядом с другом, это место общения. Люди разговаривают, делятся своими переживаниями, высказывают свои огорчения, в том числе недовольство начальством или другими сотрудниками. Что Библия говорит об этом явлении?
ПОЧЕМУ ПРАЗДНОСТЬ – ЭТО ГРЕХ?
Мы привыкли к тому, что грех – это некое активное действие. Но может ли бездействие являться грехом?
РАЗДРАЖЕНИЕ И ГНЕВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Один из соблазнов, которые могут подстерегать нас на рабочем месте, – это соблазн гнева и ярости. Нас могут бесить (а само это слово указывает на «бесов», которые побуждают нас ко греху) самодуры-начальники, которые сами не знают, чего хотят; подчиненные, которым невозможно поручить даже самой простой задачи, – они все поймут неправильно и провалят; сослуживцы, которые вредят общей работе своей бестолковостью. Часто именно так мы видим отношения в коллективе и испытываем раздражение и гнев по отношению к тем, кто работает вместе с нами. Люди часто выходят из себя, срываются, повышают голос, и это совсем не помогает здоровой рабочей атмосфере. Как христианину относиться к этой проблеме?
СПАСАЕТ ЛИ ХРИСТОС ЭКОНОМИКУ?
Если проклятье греха относилось в значительной степени к трудовой деятельности (Бытие 3:17-19), не следует ли ожидать, что спасение, совершенное Христом, как минимум затрагивает сферу труда и экономики?
ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА НА РАБОТЕ: долготерпение
Большинство из нас может разделить нашу профессиональную и личную жизнь: в рабочие часы мы выступаем в качестве врача, продавца, учителя или водителя, а дома снимаем нашу рабочую форму и превращаемся в обычных людей, членов своих семей. Но христианскую жизнь невозможно разделить на «духовную» и «мирскую»: мы являемся христианами 24 часа в сутки. Святой Дух живет в верующих и глубоко изменяет их все время, не только в Церкви. Его присутствие преображает все в нашей жизни – и в семье, и на работе. Как Святой Дух меняет нашу профессиональную деятельность?
СТОИТ ЛИ ТРУДИТЬСЯ В НЕСПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ?
В отношении труда мы можем сетовать на то, что мир устроен глубоко несправедливо и не вознаграждает усердный и честный труд. Современная культура зачастую выносит к вершинам славы и богатства людей, которые явно не являются благодетелями человечества. Создается впечатление, что труд на благо других ценится не особенно высоко. Что Писание говорит об этом?
РАБОТА В ВАВИЛОНЕ
Мир, в котором мы живем, является падшим. Христиане – люди, отделенные от этого мира и его ценностей и устремлений. Независимо от того, в какой стране мы живем и на каком языке разговариваем, мы находимся в стране изгнания подобно Иосифу, проданному в Египет, или евреям, переселенным в Вавилон. Однако христиане, как и все люди, уязвимы к поветриям века сего – ко всему тому, что люди в окружающей нас культуре находят важным, достойным или воодушевляющим. Как же нам трудиться в падшем мире?
КОГДА С РАБОТЫ ЛУЧШЕ УЙТИ
Мы призваны проявлять терпение и упорство: сталкиваясь с неизбежными трудностями, мы должны продолжать свое дело. Когда человек часто меняет места работы – это признак серьезного внутреннего неблагополучия. Но иногда уйти с работы и отправиться искать другую – это правильный выбор. Мы можем оказаться перед этим выбором по нескольким причинам, и все они достаточно серьезны. Когда стоит отправляться на поиски другой работы?
ПОСПЕШИМ К СОВЕРШЕНСТВУ
Один из аспектов христианской жизни – это стремление к совершенству, в том числе в профессиональной сфере. Наша вера влияет на все аспекты нашей жизни, в том числе на то, как мы работаем (Колоссянам 3:23). Но что означает это стремление к совершенству?
МОЖЕТ ЛИ СМИРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК СЧИТАТЬ СЕБЯ ТАЛАНТЛИВЫМ?
Смирение – это крайне уничиженное мнение о себе, своих достоинствах и способностях, разве не так? Разве мы не должны по смирению признавать, что ни на что не годимся? На самом деле, нет, не так. Но об этом стоит поговорить подробнее.
МОНАШЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ТРУДА И МОЛИТВЫ
В советские годы, которые многие из нас застали, нам вбивали в головы, что монахи и на Руси, и в Западной Европе были бездельниками, которые жили за счет «эксплуатации трудящихся» и за счет приношений суеверных людей – как простецов, так и аристократов, которые надеялись, что их пожертвования купят им молитвы монахов, а эти молитвы приобретут им рай. Может быть, эта картина и была отчасти верна в периоды упадка монашества, но по большей части исторические источники побуждают признать ее карикатурой. Монашество не только упорно трудилось, но и создало определенную культуру труда и молитвы.
ЧТО ЗНАЧИТ РАБОТАТЬ С ЛЮБОВЬЮ
В Библии упоминается Труд Любви – труд, в котором проявляется любовь к людям (1 Фессалоникийцам 1:2-3, Евреям 6:10). Но в современном понимании любовь едва ли ассоциируется с трудом. На рабочем месте можно проявлять упорство, добросовестность, изобретательность или креативность, но причем тут любовь?
МАНИФЕСТ
Движение «Бизнес как миссия» (БКМ) включает десятки тысяч компаний по всему миру, основанных и / или возглавляемых христианами, которые считают, что бизнес может и должен не только приносить прибыль, но также способствовать целостной трансформации общества силой Евангелия.
СВЯТЫЕ ДЕНЬГИ
Один из непростых аспектов нашей веры – финансовый. Любая церковь собирает пожертвования, а критики христианства говорят, что это эксплуатация прихожан. В падшем мире деньги действительно опасны. Но значит ли это, что они плохи сами по себе?
БУКЛЕТ
Быть христианином – значит быть последователем Христа. Быть христианином на рабочем месте – значит служить и свидетельствовать о Нем там, где мы трудимся. Рабочее место верующего – сфера его ответственности перед Богом и место служения. Это служение не следует сводить только к зарабатыванию денег. На работе мы призваны являть Христа как Бога, господствующего во всех сферах нашей жизни, в т. ч. в нашей профессии. Наше рабочее место – территория Божьего Царства. Наша миссия в профессии – являть Царство, Евангелие, характер и ценности Господа нашего Иисуса Христа во всем, что мы делаем!
УТРАЧЕННОЕ ЗВЕНО РЕФОРМАЦИИ
Сегодня многие воспринимают учение о всеобщем священстве как вызов сложившемуся представлению о том, что можно и следует считать служением Богу. Мы привыкли думать, что «служить Богу» – значит, делать что-то в церкви или для церкви. Именно так считалось и в Средние века. Но как насчет призвания быть, к примеру, инженером или дизайнером?
ВСЕОБЩЕЕ ЦАРСТВЕННОЕ ИЛИ ВСЕОБЩЕЕ ЦЕРКОВНОЕ?
Все христиане (не только протестанты, но и православные и католики) верят, что каждый верующий принадлежит «царственному священству». Что подразумевается под этим понятием?
ЗАЧЕМ НУЖНА ЦЕРКОВЬ ПРОФЕССИОНАЛАМ?
Некоторые полагают, что учение о всеобщем священстве разрушает церковь: если работа превращается в священнодействие, то зачем нужна церковь? Если раньше можно было сказать, что на работе человек просто зарабатывает деньги для семьи, а делая что-то безвозмездно в церкви, он служит Богу, то учение о всеобщем священстве не оставляет камня на камне от такого подхода. Но, быть может, проблема не в учении, а в подходе? Тем более если для такого подхода нет основания в Библии.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ЕВАНГЕЛЬСКОМ СООБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается процесс переосмысления труда и его взаимосвязи с христианским служением и призванием в 21 в. Также этот процесс сравнивается с формированием отношения к труду в период Реформации. Сегодня отношение к труду варьируется в т. ч. в зависимости от конфессиональной принадлежности. В заключении делается вывод о необходимых действиях для более продуктивной профессиональной и церковной деятельности и взаимодействия с окружающей культурой.
ВЕРА И ТРУД: представление результатов интерпретации 24 интервью с евангельскими верующими
В данной публикации представлен анализ расшифровок интервью с 24 евангельскими верующими, проживающими в Санкт-Петербурге. Вопросы интервью касались таких тем, как взаимосвязь веры и труда, христианского призвания (в т. ч. в сфере профессиональной деятельности), работы как служения и пр.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
Новогодние и Рождественские каникулы, когда на нас сваливается масса свободного времени. Временный разрыв в рабочей рутине оставляет людей растерянными, и они ищут, как заполнить это время. Но его можно заполнять не объеданием и выпивкой, а чем-то гораздо более важным – подведением промежуточных итогов.