Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны (Ефесянам 4:1).
Какое место работа занимает в глобальной картине мира? Является ли труд просто занятием, которое нам приходится совершать? Или же это место, где мы находим смысл и свое место в обществе? Занимает ли наша работа какое-то место во вселенной, созданной Богом? Значит ли она что-то в деяниях Христа по искуплению мира?
В Ефесянам рассказывается история вселенской Божьей работы, начиная с сотворения мира, продолжая о работе Христа по искуплению и вплоть до настоящего времени и будущего. Нам показывают эту работу как с позиции изумленных наблюдателей, так и с позиции активных участников Божьего труда. Каждый отдельный верующий вносит свой вклад в усилия Церкви, т. к. он был «создан во Христе Иисусе на добрые дела» (Ефесянам 2:10) и является необходимым для развития и служения церкви (Ефесянам 4:15-16).
Таким образом, послание к Ефесянам дает новый взгляд не только на Бога, но и на нас самих. Мы видим новое значение нашей жизни, поступков и, конечно, работы. Мы живем по-другому, поклоняемся по-другому и трудимся по-другому благодаря тому, что Бог совершил и продолжает совершать во Христе. То, что мы делаем со своей жизнью, вкл. нашу работу, мы делаем в ответ на то, что Бог спас нас, выполняя то поручение, которое Он дал нам, чтобы трудиться вместе с Ним. Каждый из нас призван Богом, чтобы участвовать в Божьей работе в этом мире (Ефесянам 4:1).
Великий Божий план: богословский взгляд (Ефесянам 1:1-3:21)
В первой половине послания к Ефесянам разворачивается грандиозное повествование о Божьем спасении всей вселенной. Еще до «основания мира» Бог великодушно избрал нас во Христе, чтобы мы могли иметь общение с Ним и жить ради Его целей в этом мире (Ефесянам 1:4-6). Во главе этих целей Бог поставил «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефесянам 1:10). Другими словами, Бог восстановит целую вселенную, однажды разрушенную грехом, под властью Христа. Тот факт, что Бог обновит Его творение, напоминает нам, что этот мир, вкл. фермы, школы и корпорации, имеет значение для Бога и не оставлен Им.
Божья восстановительная работа, сосредоточенная во Христе, включает в себя людей, являющихся одновременно получателями Божьей благодати и участниками Его продолжающегося восстановительного труда. Мы спасены по благодати через веру, а не благодаря нашим делам (Ефесянам 2:8-9). Но наши дела всё равно важны для Бога, «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). Таким образом, мы спасены не своими делами, но для совершения добрых дел. Такие дела являются частью Божьего восстановления творения. В связи с этим наша деятельность на работе является ключевым элементом того, что Бог приготовил нам сделать, дабы мы исполнили Его предназначение для нас.
Церковь заметно участвует в Божьем плане по восстановлению мира во Христе. Его смерть на кресте не только сделала возможным наше личное спасение (Ефесянам 2:4-7), но также соединила пропасть между евреями и язычниками (Ефесянам 2:13-18). Это объединение бывших врагов олицетворяет объединяющую работу Бога. Таким образом, церковь служит картиной целой вселенной, происхождения и окончательного успеха Божьего вселенского плана (Ефесянам 3:9-10). Но церковь – это не просто объединение людей, которые собираются раз в неделю, чтобы совершать вместе религиозные ритуалы. Церковь – это скорее сообщество всех верующих, которые занимаются своими делами во всех сферах жизни, будь то совместная работа или по отдельности. В каждой сфере нашей жизни у нас есть Тот, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20). Обратите внимание, что Павел использует государственное понятие «сограждане» (Ефесянам 2:19), чтобы описать христиан, вместо религиозного слова «поклоняющиеся». На самом деле, Ефесянам не учит, что должна делать церковь на своих собраниях, но дает руководство, как ее члены должны трудиться.
Великий план Бога: практическое руководство (Ефесянам 4:1-6:24)
Вторая половина послания к Ефесянам начинается с призыва жить в соответствии со взглядами, изложенными в первой половине. «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Ефесянам 4:1). Каждый христианин призван к этому. Наше истинное и глубочайшее призвание – делать нашу часть по расширению многосторонней Божьей миссии в этом мире. Это призвание формирует все остальное, что мы делаем в нашей жизни, вкл. работу. Конечно, Бог может вести нас к конкретной профессии для выражения нашего основного призвания жить ради славы Божьей (Ефесянам 1:12). Таким образом, будучи врачами и юристами, поварами и официантами, актерами и музыкантами, родителями и бабушками с дедушками, мы живем достойно нашего призвания во Христе и Его труда в этом мире.
Среди практических призывов в Ефесянам 4-6 два отрывка имеют отношение именно к работе. Первый из них относится к цели труда: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефесянам 4:28). Несмотря на то, что в этом стихе напрямую говорится о ворах, совет Павла относится ко всем христианам. Древнегреческое слово «агафон» переведено в англоязычной Новой Исправленной Официальной Версии Библии (NRSV – New Revised Standard Version) как «честно», но буквально оно означает «на благо». Бог всегда ведет христиан к чему-то хорошему. Рабочий коллектив является главным окружением для нас, в котором следует выполнять много добрых дел, которые Бог приготовил нам (Ефесянам 2:10).
Через наш труд мы также зарабатываем необходимые средства, чтобы делиться с нуждающимися напрямую через церковь или каким-либо иным способом. И хотя богословие труда – это не то же самое, что богословие благотворительности, этот стих однозначно объединяет их. Общий смысл заключается в том, что цель труда – нести благо в рамках нашей рабочей деятельности, а также зарабатывать средства, частью которых мы можем делиться с другими.
Взаимность в работе для Господа (Ефесянам 5:21-6:9)
Второй практический аспект – это взаимоотношения. Наше христианское призвание влияет на наши отношения, особенно с близкими и коллегами. До индустриальной эпохи домохозяйства были как местом, где семьи жили, так и местом, где они работали. В Ефесянам 5:21-6:9 это подчеркивается конкретными инструкциями для взаимоотношений в домохозяйствах (жены / мужья, дети / отцы, рабы / хозяева). Такие взаимоотношения были обычным делом в морали греко-римского мира и представлены в Новом Завете (например, в Колоссянам 2:18-4:2 и 1 Петра 2:13-3:12).
Нас интересует именно Ефесянам 6:5-9, где говорится об отношениях между рабами и хозяевами. Павел обращается к христианам, которые являются рабовладельцами, к христианам, которые являются рабами у христианских хозяев, и к христианам, которые являются рабами у неверующих хозяев. Этот текст похож на параллельный отрывок в Колоссянам 3:22-4:1. Коротко говоря, римское рабство имеет как сходства, так и отличия от оплачиваемой работы в 21 веке. Основное сходство заключается в том, что и античные рабы, и современные работники трудятся под руководством начальников. Говоря о самой работе, и у тех, и у других имеются обязанности в соответствии с ожиданиями начальства. Основное же различие состоит в том, что в древности не только труд, но и жизнь рабов принадлежала их хозяевам. Рабы не могли уволиться, их права были ограничены законом, который не защищал их от плохого обращения, они не получали зарплату и не оговаривали условия труда. В общем, возможностей для злоупотребления своими полномочиями у хозяев над рабами было гораздо больше, чем у современных начальников над работниками.
Весьма жестоко со стороны хозяина заставлять раба выбирать между послушанием хозяину и послушанием Христу. Поэтому Павел говорит хозяевам «умерять строгость» по отношению к рабам (Ефесянам 6:9). Если хозяин приказывает рабам выполнять хорошие дела, то и угрозы ни к чему. Если же хозяева приказывают рабам делать что-то плохое, тогда их угрозы являются угрозами против Христа. Как и в Колоссянам, в Ефесянам говорится, что хозяева должны помнить о том, что у них есть Господь на небесах. Но в Ефесянам подчеркивается, что и у рабов, и у хозяев один и тот же Господь (Ефесянам 6:9). Поэтому в этом послании сказано, что хозяева должны «поступать с ними так же» (Ефесянам 6:9), что означает отдавать рабам приказы, как если бы они приказывали для Христа. Помня об этом, ни один хозяин-христиан не смог бы приказать рабу сделать что-то плохое или непосильное. Несмотря на то, что земные различия между хозяевами и рабами остаются такими же, их взаимоотношения призваны измениться до беспрецедентного уровня взаимности. И те, и другие должны слушаться только Христа «в простоте сердца» (Ефесянам 6:5). Никто из них не может быть господином друг над другом, т. к. только Христос является Господом (Ефесянам 6:7). Никто из них не может отлынивать от повеления любить друг друга. В этом отрывке говорится об экономике и культуре рабства, но в нём также есть зачатки отмены рабства. В Царстве Христовом «нет раба, ни свободного» (Галатам 3:28).
К нашему стыду, рабство продолжает процветать и в наши дни, хотя его часто называют иначе (торговля людьми, принудительный труд, т. н. секс-индустрия и пр.). Логика Ефесянам 6:5-9 мотивирует нас трудиться ради отмены рабства. Однако большинство из нас не имеют отношения к рабству лично ни в качестве рабов, ни в качестве хозяев. Однако мы оказываемся в рабочих отношениях, когда у кого-либо есть власть над другим человеком. По этой аналогии Ефесянам 6:5-9 учит как работодателей, так и работников давать поручения, выполнять их и поощрять только ту работу, которая могла бы быть выполнена ради Христа. Когда же нам приказывают сделать что-то плохое, то ситуация усложняется. Павел говорит «повинуйтесь господам своим по плоти… как Христу». Мы не можем не исполнять поручения начальства, равно как не можем не исполнять заповеди Христовы. Из-за этого некоторые даже сомневаются, имеют ли право христиане жаловаться на нецелесообразные поручения и нарушения, устраивать стачки или подавать на свое начальство жалобы в соответствующие инстанции. Однако важно не путать «я не хочу выполнять эту работу, поскольку несправедливо, что мой начальник говорит мне выполнить ее» с «такая работа противоречит Божьей воле». Повеление Павла «…повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом…» предполагает, что мы подчиняемся приказам тех, кто имеет власть над нами, если только у нас нет достаточных оснований считать это неправильным.
При этом Павел добавляет, что мы должны слушаться начальства, «исполняя волю Божию от души». Конечно, если нам приказывают сделать что-то, что однозначно против Божьей воли, например, нарушить библейские заповеди или отступить от христианских ценностей, то наш долг перед более высоким начальником (Христом) заключается в том, чтобы отказаться от выполнения нечестивого поручения. Это особенно актуально, если неповиновение защитит интересы другого человека или группы людей. В некоторых случаях защита других может угрожать нашей карьере или лишить средств к существованию. Неудивительно, что Павел говорит «укрепляйтесь Господом» и «облекитесь во всеоружие Божие» (Ефесянам 6:10-11).
При этом, конечно, мы выражаем сочувствие тем, кто сталкивается с выбором подчиниться по-настоящему безбожному приказу или пострадать самим, например, от увольнения. Это особенно касается работников, находящихся внизу экономической лестницы, у которых не такой большой выбор и нет финансовой подушки безопасности. Работникам часто приказывают выполнить небольшие, но сомнительные поручения, например, солгать («скажите, что я не в офисе»), обмануть («поставь на стол лишнюю бутылку вина, они всё равно слишком пьяные, чтобы заметить») и создать себе идола («я ожидаю, что ты будешь вести себя так, как будто эта работа – самое важное во всей твоей жизни»). Должны ли мы отказаться от всего этого? Но иногда работникам приказывают совершить что-то очень плохое. «Скажи ей, что мы испортим её репутацию, если она не согласится с нашими условиями». «Найди причину уволить его до того, как он обнаружит еще какие-нибудь поддельные документы». «Избавься от компромата, пока никто не видит». При этом выбор потерять работу и увидеть, как наша семья скатывается в бедность, может казаться даже хуже, чем выполнение нечестивого приказа. Часто непонятно, какой выбор больше соответствует библейским ценностям, а какой меньше. Как бы то ни было, когда на нас давят сделать что-то неправильное, нам нужно полагаться на Божью силу в том, чтобы увереннее противостоять любому злу. Однако нам также нужно согласно Божьему слову проявлять сочувствие и прощение, когда мы узнаём, что кому-то из христиан не удаётся целиком справиться со злом в их работе.
Когда у нас оказывается власть, мы должны поручать только такую работу, которую бы поручил Христос. Мы не приказываем подчиненным сделать что-либо во вред себе или другим ради нашего блага. Мы не приказываем другим сделать что-то, что мы не смогли бы сделать с чистой совестью. Мы не угрожаем тем, кто отказывается выполнять наши поручения по соображениям совести. Несмотря на то, что мы являемся начальниками, у нас есть наше собственное начальство. У христиан, имеющих власть, всё равно есть более высокий долг служить Богу. Мы повинуемся Христу, и у нас нет власти приказывать кому-то или слушаться кого-то против Христа. Для каждого из нас, независимо от рабочей должности, работа является формой служения Богу или непослушания Ему.
Ефесянам призывает рабов к тому, чтобы относиться к себе как к «рабам Христа», которые «служат с усердием» скорее Господу, чем своим земным хозяевам (Ефесянам 6:6-7). Тот факт, что их труд служит Господу, помогает им трудиться усердно и качественно. Таким образом, слова Павла являются утешением для рабов, когда их хозяева приказывают им выполнять свою работу хорошо. В этом случае Бог вознаградит этого раба (Ефесянам 6:8), даже если его хозяин не будет этого делать, что является обычным делом для рабства (Луки 17:8).
Но всегда ли рабский труд для земного хозяина является исполнением воли Божией (Ефесянам 6:6)? Конечно, хозяин может приказать рабу выполнить работу, не соответствующую воли Бога, например, плохо относиться к другому рабу, обмануть клиента или вторгнуться на чужие поля. Павел разъясняет: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Ефесянам 6:5). Рабы могут делать для своих хозяев только то, что они могли бы сделать для Христа. Если хозяин приказывает рабам сделать что-то плохое, тогда слова Павла бросают страшный вызов, потому что рабам придётся ослушаться хозяина. Мягко говоря, это может привести к неприятным последствиям. Тем не менее нельзя обойти повеление Павла. «служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Ефесянам 6:7). Повеления Господа заменяют приказы любого хозяина. Действительно, что ещё может означать «простота сердца», как не то, чтобы не выполнять каждый приказ, противоречащий служению Христу? «Никто не может служить двум господам» (Матфея 6:24). Наказание за непослушание земному хозяину может быть страшным, но иногда приходится пострадать, чтобы трудиться «как для Господа».
Лишь в нескольких стихах в Ефесянам напрямую говорится о работе, и даже они адресованы ворам, рабам и хозяевам. Но когда мы видим, как Бог восстанавливает все творение через Христа, и обнаруживаем, что наша работа играет важную роль в этом плане, то она становится основным местом, где мы совершаем добрые дела, которые Бог приготовил для нас. В Ефесянам не говорится конкретно, какие дела Бог приготовил для каждого из нас на работе. Чтобы узнать это, нам придётся обратиться к другим источникам. Но в нем говорится, что Бог призвал нас выполнять всю работу во благо. Наше отношение к работе и взаимоотношения с сотрудниками меняются, когда мы смотрим на себя и коллег в контексте отношений со Христом как с единственным истинным Господом.
Ефесянам побуждает нас по-новому взглянуть на нашу жизнь, в которой работа является результатом Божьего труда по созданию мира и искуплению его грехов. Мы трудимся в ответ на Божий призыв следовать за Иисусом в каждой сфере нашей жизни (Ефесянам 4:1). На работе мы находим возможность совершать много добрых дел, которые Бог предназначил для нас. Таким образом, в наших офисах, фабриках, школах, домашних хозяйствах, магазинах и в других местах работы, у нас есть возможность «служить с усердием» Господу (Ефесянам 6:7).
Библейские комментарии. К Ефесянам
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны (Ефесянам 4:1).
Какое место работа занимает в глобальной картине мира? Является ли труд просто занятием, которое нам приходится совершать? Или же это место, где мы находим смысл и свое место в обществе? Занимает ли наша работа какое-то место во вселенной, созданной Богом? Значит ли она что-то в деяниях Христа по искуплению мира?
В Ефесянам рассказывается история вселенской Божьей работы, начиная с сотворения мира, продолжая о работе Христа по искуплению и вплоть до настоящего времени и будущего. Нам показывают эту работу как с позиции изумленных наблюдателей, так и с позиции активных участников Божьего труда. Каждый отдельный верующий вносит свой вклад в усилия Церкви, т. к. он был «создан во Христе Иисусе на добрые дела» (Ефесянам 2:10) и является необходимым для развития и служения церкви (Ефесянам 4:15-16).
Таким образом, послание к Ефесянам дает новый взгляд не только на Бога, но и на нас самих. Мы видим новое значение нашей жизни, поступков и, конечно, работы. Мы живем по-другому, поклоняемся по-другому и трудимся по-другому благодаря тому, что Бог совершил и продолжает совершать во Христе. То, что мы делаем со своей жизнью, вкл. нашу работу, мы делаем в ответ на то, что Бог спас нас, выполняя то поручение, которое Он дал нам, чтобы трудиться вместе с Ним. Каждый из нас призван Богом, чтобы участвовать в Божьей работе в этом мире (Ефесянам 4:1).
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
В первой половине послания к Ефесянам разворачивается грандиозное повествование о Божьем спасении всей вселенной. Еще до «основания мира» Бог великодушно избрал нас во Христе, чтобы мы могли иметь общение с Ним и жить ради Его целей в этом мире (Ефесянам 1:4-6). Во главе этих целей Бог поставил «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефесянам 1:10). Другими словами, Бог восстановит целую вселенную, однажды разрушенную грехом, под властью Христа. Тот факт, что Бог обновит Его творение, напоминает нам, что этот мир, вкл. фермы, школы и корпорации, имеет значение для Бога и не оставлен Им.
Божья восстановительная работа, сосредоточенная во Христе, включает в себя людей, являющихся одновременно получателями Божьей благодати и участниками Его продолжающегося восстановительного труда. Мы спасены по благодати через веру, а не благодаря нашим делам (Ефесянам 2:8-9). Но наши дела всё равно важны для Бога, «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). Таким образом, мы спасены не своими делами, но для совершения добрых дел. Такие дела являются частью Божьего восстановления творения. В связи с этим наша деятельность на работе является ключевым элементом того, что Бог приготовил нам сделать, дабы мы исполнили Его предназначение для нас.
Церковь заметно участвует в Божьем плане по восстановлению мира во Христе. Его смерть на кресте не только сделала возможным наше личное спасение (Ефесянам 2:4-7), но также соединила пропасть между евреями и язычниками (Ефесянам 2:13-18). Это объединение бывших врагов олицетворяет объединяющую работу Бога. Таким образом, церковь служит картиной целой вселенной, происхождения и окончательного успеха Божьего вселенского плана (Ефесянам 3:9-10). Но церковь – это не просто объединение людей, которые собираются раз в неделю, чтобы совершать вместе религиозные ритуалы. Церковь – это скорее сообщество всех верующих, которые занимаются своими делами во всех сферах жизни, будь то совместная работа или по отдельности. В каждой сфере нашей жизни у нас есть Тот, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20). Обратите внимание, что Павел использует государственное понятие «сограждане» (Ефесянам 2:19), чтобы описать христиан, вместо религиозного слова «поклоняющиеся». На самом деле, Ефесянам не учит, что должна делать церковь на своих собраниях, но дает руководство, как ее члены должны трудиться.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Вторая половина послания к Ефесянам начинается с призыва жить в соответствии со взглядами, изложенными в первой половине. «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Ефесянам 4:1). Каждый христианин призван к этому. Наше истинное и глубочайшее призвание – делать нашу часть по расширению многосторонней Божьей миссии в этом мире. Это призвание формирует все остальное, что мы делаем в нашей жизни, вкл. работу. Конечно, Бог может вести нас к конкретной профессии для выражения нашего основного призвания жить ради славы Божьей (Ефесянам 1:12). Таким образом, будучи врачами и юристами, поварами и официантами, актерами и музыкантами, родителями и бабушками с дедушками, мы живем достойно нашего призвания во Христе и Его труда в этом мире.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Среди практических призывов в Ефесянам 4-6 два отрывка имеют отношение именно к работе. Первый из них относится к цели труда: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефесянам 4:28). Несмотря на то, что в этом стихе напрямую говорится о ворах, совет Павла относится ко всем христианам. Древнегреческое слово «агафон» переведено в англоязычной Новой Исправленной Официальной Версии Библии (NRSV – New Revised Standard Version) как «честно», но буквально оно означает «на благо». Бог всегда ведет христиан к чему-то хорошему. Рабочий коллектив является главным окружением для нас, в котором следует выполнять много добрых дел, которые Бог приготовил нам (Ефесянам 2:10).
Через наш труд мы также зарабатываем необходимые средства, чтобы делиться с нуждающимися напрямую через церковь или каким-либо иным способом. И хотя богословие труда – это не то же самое, что богословие благотворительности, этот стих однозначно объединяет их. Общий смысл заключается в том, что цель труда – нести благо в рамках нашей рабочей деятельности, а также зарабатывать средства, частью которых мы можем делиться с другими.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Второй практический аспект – это взаимоотношения. Наше христианское призвание влияет на наши отношения, особенно с близкими и коллегами. До индустриальной эпохи домохозяйства были как местом, где семьи жили, так и местом, где они работали. В Ефесянам 5:21-6:9 это подчеркивается конкретными инструкциями для взаимоотношений в домохозяйствах (жены / мужья, дети / отцы, рабы / хозяева). Такие взаимоотношения были обычным делом в морали греко-римского мира и представлены в Новом Завете (например, в Колоссянам 2:18-4:2 и 1 Петра 2:13-3:12).
Нас интересует именно Ефесянам 6:5-9, где говорится об отношениях между рабами и хозяевами. Павел обращается к христианам, которые являются рабовладельцами, к христианам, которые являются рабами у христианских хозяев, и к христианам, которые являются рабами у неверующих хозяев. Этот текст похож на параллельный отрывок в Колоссянам 3:22-4:1. Коротко говоря, римское рабство имеет как сходства, так и отличия от оплачиваемой работы в 21 веке. Основное сходство заключается в том, что и античные рабы, и современные работники трудятся под руководством начальников. Говоря о самой работе, и у тех, и у других имеются обязанности в соответствии с ожиданиями начальства. Основное же различие состоит в том, что в древности не только труд, но и жизнь рабов принадлежала их хозяевам. Рабы не могли уволиться, их права были ограничены законом, который не защищал их от плохого обращения, они не получали зарплату и не оговаривали условия труда. В общем, возможностей для злоупотребления своими полномочиями у хозяев над рабами было гораздо больше, чем у современных начальников над работниками.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Весьма жестоко со стороны хозяина заставлять раба выбирать между послушанием хозяину и послушанием Христу. Поэтому Павел говорит хозяевам «умерять строгость» по отношению к рабам (Ефесянам 6:9). Если хозяин приказывает рабам выполнять хорошие дела, то и угрозы ни к чему. Если же хозяева приказывают рабам делать что-то плохое, тогда их угрозы являются угрозами против Христа. Как и в Колоссянам, в Ефесянам говорится, что хозяева должны помнить о том, что у них есть Господь на небесах. Но в Ефесянам подчеркивается, что и у рабов, и у хозяев один и тот же Господь (Ефесянам 6:9). Поэтому в этом послании сказано, что хозяева должны «поступать с ними так же» (Ефесянам 6:9), что означает отдавать рабам приказы, как если бы они приказывали для Христа. Помня об этом, ни один хозяин-христиан не смог бы приказать рабу сделать что-то плохое или непосильное. Несмотря на то, что земные различия между хозяевами и рабами остаются такими же, их взаимоотношения призваны измениться до беспрецедентного уровня взаимности. И те, и другие должны слушаться только Христа «в простоте сердца» (Ефесянам 6:5). Никто из них не может быть господином друг над другом, т. к. только Христос является Господом (Ефесянам 6:7). Никто из них не может отлынивать от повеления любить друг друга. В этом отрывке говорится об экономике и культуре рабства, но в нём также есть зачатки отмены рабства. В Царстве Христовом «нет раба, ни свободного» (Галатам 3:28).
К нашему стыду, рабство продолжает процветать и в наши дни, хотя его часто называют иначе (торговля людьми, принудительный труд, т. н. секс-индустрия и пр.). Логика Ефесянам 6:5-9 мотивирует нас трудиться ради отмены рабства. Однако большинство из нас не имеют отношения к рабству лично ни в качестве рабов, ни в качестве хозяев. Однако мы оказываемся в рабочих отношениях, когда у кого-либо есть власть над другим человеком. По этой аналогии Ефесянам 6:5-9 учит как работодателей, так и работников давать поручения, выполнять их и поощрять только ту работу, которая могла бы быть выполнена ради Христа. Когда же нам приказывают сделать что-то плохое, то ситуация усложняется. Павел говорит «повинуйтесь господам своим по плоти… как Христу». Мы не можем не исполнять поручения начальства, равно как не можем не исполнять заповеди Христовы. Из-за этого некоторые даже сомневаются, имеют ли право христиане жаловаться на нецелесообразные поручения и нарушения, устраивать стачки или подавать на свое начальство жалобы в соответствующие инстанции. Однако важно не путать «я не хочу выполнять эту работу, поскольку несправедливо, что мой начальник говорит мне выполнить ее» с «такая работа противоречит Божьей воле». Повеление Павла «…повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом…» предполагает, что мы подчиняемся приказам тех, кто имеет власть над нами, если только у нас нет достаточных оснований считать это неправильным.
При этом Павел добавляет, что мы должны слушаться начальства, «исполняя волю Божию от души». Конечно, если нам приказывают сделать что-то, что однозначно против Божьей воли, например, нарушить библейские заповеди или отступить от христианских ценностей, то наш долг перед более высоким начальником (Христом) заключается в том, чтобы отказаться от выполнения нечестивого поручения. Это особенно актуально, если неповиновение защитит интересы другого человека или группы людей. В некоторых случаях защита других может угрожать нашей карьере или лишить средств к существованию. Неудивительно, что Павел говорит «укрепляйтесь Господом» и «облекитесь во всеоружие Божие» (Ефесянам 6:10-11).
При этом, конечно, мы выражаем сочувствие тем, кто сталкивается с выбором подчиниться по-настоящему безбожному приказу или пострадать самим, например, от увольнения. Это особенно касается работников, находящихся внизу экономической лестницы, у которых не такой большой выбор и нет финансовой подушки безопасности. Работникам часто приказывают выполнить небольшие, но сомнительные поручения, например, солгать («скажите, что я не в офисе»), обмануть («поставь на стол лишнюю бутылку вина, они всё равно слишком пьяные, чтобы заметить») и создать себе идола («я ожидаю, что ты будешь вести себя так, как будто эта работа – самое важное во всей твоей жизни»). Должны ли мы отказаться от всего этого? Но иногда работникам приказывают совершить что-то очень плохое. «Скажи ей, что мы испортим её репутацию, если она не согласится с нашими условиями». «Найди причину уволить его до того, как он обнаружит еще какие-нибудь поддельные документы». «Избавься от компромата, пока никто не видит». При этом выбор потерять работу и увидеть, как наша семья скатывается в бедность, может казаться даже хуже, чем выполнение нечестивого приказа. Часто непонятно, какой выбор больше соответствует библейским ценностям, а какой меньше. Как бы то ни было, когда на нас давят сделать что-то неправильное, нам нужно полагаться на Божью силу в том, чтобы увереннее противостоять любому злу. Однако нам также нужно согласно Божьему слову проявлять сочувствие и прощение, когда мы узнаём, что кому-то из христиан не удаётся целиком справиться со злом в их работе.
Когда у нас оказывается власть, мы должны поручать только такую работу, которую бы поручил Христос. Мы не приказываем подчиненным сделать что-либо во вред себе или другим ради нашего блага. Мы не приказываем другим сделать что-то, что мы не смогли бы сделать с чистой совестью. Мы не угрожаем тем, кто отказывается выполнять наши поручения по соображениям совести. Несмотря на то, что мы являемся начальниками, у нас есть наше собственное начальство. У христиан, имеющих власть, всё равно есть более высокий долг служить Богу. Мы повинуемся Христу, и у нас нет власти приказывать кому-то или слушаться кого-то против Христа. Для каждого из нас, независимо от рабочей должности, работа является формой служения Богу или непослушания Ему.
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Ефесянам призывает рабов к тому, чтобы относиться к себе как к «рабам Христа», которые «служат с усердием» скорее Господу, чем своим земным хозяевам (Ефесянам 6:6-7). Тот факт, что их труд служит Господу, помогает им трудиться усердно и качественно. Таким образом, слова Павла являются утешением для рабов, когда их хозяева приказывают им выполнять свою работу хорошо. В этом случае Бог вознаградит этого раба (Ефесянам 6:8), даже если его хозяин не будет этого делать, что является обычным делом для рабства (Луки 17:8).
Но всегда ли рабский труд для земного хозяина является исполнением воли Божией (Ефесянам 6:6)? Конечно, хозяин может приказать рабу выполнить работу, не соответствующую воли Бога, например, плохо относиться к другому рабу, обмануть клиента или вторгнуться на чужие поля. Павел разъясняет: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Ефесянам 6:5). Рабы могут делать для своих хозяев только то, что они могли бы сделать для Христа. Если хозяин приказывает рабам сделать что-то плохое, тогда слова Павла бросают страшный вызов, потому что рабам придётся ослушаться хозяина. Мягко говоря, это может привести к неприятным последствиям. Тем не менее нельзя обойти повеление Павла. «служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Ефесянам 6:7). Повеления Господа заменяют приказы любого хозяина. Действительно, что ещё может означать «простота сердца», как не то, чтобы не выполнять каждый приказ, противоречащий служению Христу? «Никто не может служить двум господам» (Матфея 6:24). Наказание за непослушание земному хозяину может быть страшным, но иногда приходится пострадать, чтобы трудиться «как для Господа».
Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.
Лишь в нескольких стихах в Ефесянам напрямую говорится о работе, и даже они адресованы ворам, рабам и хозяевам. Но когда мы видим, как Бог восстанавливает все творение через Христа, и обнаруживаем, что наша работа играет важную роль в этом плане, то она становится основным местом, где мы совершаем добрые дела, которые Бог приготовил для нас. В Ефесянам не говорится конкретно, какие дела Бог приготовил для каждого из нас на работе. Чтобы узнать это, нам придётся обратиться к другим источникам. Но в нем говорится, что Бог призвал нас выполнять всю работу во благо. Наше отношение к работе и взаимоотношения с сотрудниками меняются, когда мы смотрим на себя и коллег в контексте отношений со Христом как с единственным истинным Господом.
Ефесянам побуждает нас по-новому взглянуть на нашу жизнь, в которой работа является результатом Божьего труда по созданию мира и искуплению его грехов. Мы трудимся в ответ на Божий призыв следовать за Иисусом в каждой сфере нашей жизни (Ефесянам 4:1). На работе мы находим возможность совершать много добрых дел, которые Бог предназначил для нас. Таким образом, в наших офисах, фабриках, школах, домашних хозяйствах, магазинах и в других местах работы, у нас есть возможность «служить с усердием» Господу (Ефесянам 6:7).