Библейские комментарии. Бытие

Бытие 1-11 и труд

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Книга Бытия – это фундамент богословия труда. Любое обсуждение работы в библейской перспективе так или иначе основывается на стихах из этой книги. Бытие несопоставимо важно для богословия труда, потому что оно рассказывает о Божьем труде сотворения мира – первом акте труда во всем мироздании и прообразе всякого последующего труда. Сотворенный Богом мир предоставляет материалы для человеческого труда – пространство, материю и энергию. Внутри сотворенного мира Бог являет Себя посредством общения со Своим творением и особенно со Своим народом. Совершая труд в соответствии с образом Божьим, мы трудимся внутри творения, над творением и, если мы действительно трудимся в соответствии с волей Божьей, ради творения.

В Бытии мы видим Божий труд и узнаем, как Бог желает, чтобы мы трудились. В нашем труде мы исполняем или не исполняем волю Божью и видим, что Бог трудится независимо от нашего послушания или непослушания. Последующие 65 книг Библии также делают свой уникальный вклад в богословие труда. Однако все они проистекают отсюда – из Бытия, первой книги Библии.

В то время как Библия рассказывает нам о Боге, Который «в начале сотворил небо и землю»: материальный мир возник не в результате «космического грехопадения», а как творческий акт Бога. И этот Бог, оценив сотворенное Им, сказал, что это «весьма хорошо»: весь материальный мир, животные и птицы, человек, брак и рождение детей, труд и отдых – все это было оценено Богом как «хорошее», «доброе» и «духовное».

Ловушка привычных представлений. О «духовном» и «светском» в жизни христианина

Михаил ДУБРОВСКИЙ, газета «Мирт»

Библейское богословие труда начинается с характера Бога. Мы являемся творческими существами, потому что Бог – Творец. Мы стремимся починить сломленное, потому что Бог желает исцелить этот страждущий мир. Мы любим доводить начатое дело до конца, даже если это предполагает страдания, потому что Иисус завершил труд искупления, причем огромной ценой. Таким образом, характер Бога формирует характер нашего труда[1].

Бытие задает нам как Божьим соработникам cоответствующие мотивы труда. Иисус сказал, что самая великая заповедь – «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем разумением твоим...» (Матфея 22:37). Поэтому мы должны любить Бога и в своей работе, и через нее. Мы призваны исполнять свою работу для того, чтобы достигать Божьих целей, чтобы любить Его и тех, кто нас окружает.

Бог создал людей по Своему образу и подобию (Бытие 1:26). По сути, эта фраза означает, работа была дана людям от Бога. Они должны были выступать в качестве Его представителей, правя миром как Его наместники и возвещая вселенной: «Бог царствует!». Делая это, они также являли миру Его характер. Мы являем Божий характер, когда используем власть. Каким образом? Библия говорит нам, что Бог сотворил все и поэтому является главным властителем над всем (Бытие 1:26). Когда Бог сотворил нас, Он решил наделить нас мерой Своей власти. Это не означает, что теперь мы обладаем безграничной независимостью; Бог делегировал нам полномочия, и мы действуем под Его контролем и с Его позволения. Когда мы распоряжаемся этой властью мудро, уважая верховную власть Бога над нами, то показываем окружающим, что власть дана для добрых целей. Однако многие считает, что власть – это зло или, в лучшем случае, то, что нам приходится терпеть, чтобы поддерживать порядок в обществе. Работа дает нам возможность опровергнуть эту ложь. Библия учит, что несмотря на то, что власть может быть коррумпированной, сам институт власти является благим установлением, которое действует под контролем Бога-Вседержителя. «Если на работе у вас есть власть, то распоряжайтесь ею богоугодно, в смирении, с любовью, заботой и ответственностью. То, как вы используете свои полномочия, будет красноречиво свидетельствовать вашим сотрудникам не только о вашей власти, но и о том, как вы подчиняетесь наивысшей, Божьей власти. Также примите решение жить правильно под руководством властей, которые Бог установил над вами»[2].

Итак, Бог не только трудится Сам, но и посылает работников делать Его дело. Бог призывает людей «наполнять землю и обладать ею» (Бытие 1:28). Слово «обладать, или покорять» указывает на то, что хотя все, созданное Богом, хорошо, во многом этот мир еще не завершен. Бог оставил в Своем творении великий неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека[3].


[1] Work: Its Purpose, Dignity and Transformation. Daniel Doriani, Preface, page xv (Phillipsburg, USA, P & R Publishing, 2019).

[2] Евангелие на работе. О том, как Евангелие Иисуса придает новый смысл нашей работе. Себастьян Трэйгер и Грег Гилберт, стр. 60-61 (Самара: Церковь «Благая Весть», 2019).

[3] Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле. Тимоти Келлер и Кэтрин Лири Олсдорф, стр. 25 (Издательство «Эксмо», 2015).

Бытие 12-50 и труд

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Бытие 12-50 повествует о жизни и труде Авраама, Сарры и их потомков. Бог призвал Авраама, Сарру и их семейство покинуть свою родину ради новой земли, которую Он собирался показать им. Наряду с этим Он дал обетование, что от них произойдет великий народ: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:3). Будучи духовными потомками Авраама, благословенные этим великим семейством и уверовавшие через их потомка Иисуса Христа, мы призваны следовать по следам отца и матери всех истинно верующих (Римлянам 4:11Галатам 3:729). 

История семьи Авраама и Сарры изобилует трудом. Их работа включала в себя почти все аспекты труда полукочевых народов древнего Ближнего Востока. Им постоянно приходится отвечать на критические вопросы о том, как жить и работать в верном послушании Божьему завету. Они ведут борьбу за существование, переживают социальные потрясения, воспитывают детей в безопасности и сохраняют верность Богу посреди сломленного грехом мира подобно тому, как нам приходится жить сегодня. Они познают, что Бог верен Своим обетованиям и благословляет их во всех обстоятельствах, несмотря на их непрекращающуюся неверность. 

Однако цель Божьего завета заключалась не в том, чтобы благословить лишь семью Авраама в жестоком мире. Божий замысел был в том, чтобы благословить весь мир через этих людей. Подобная задача выходила за рамки возможностей семейства Авраама, которое вновь и вновь впадало в грехи гордыни, эгоцентризма, безрассудства, гнева и во все остальные прегрешения, свойственные греховным людям. Мы видим свое отражение в них и в этом смысле тоже. Но несмотря на это, по Божьей благодати они сохраняют верность завету, и Бог совершает Свой труд через труд этих людей, не взирая на их ошибки, дабы даровать этому миру невообразимые благословения. Как и их труд, наша работа также дарует благословения окружающим нас людям, поскольку в нашей работе мы участвуем в Божьем труде в этом мире.Если смотреть на книгу Бытия от начала до конца, то становится ясно, что это целостное произведение, однако в ней можно выделить две различные части. Первая часть (Бытие 1-11) говорит о Божьем творении и мироздании, затем повествует о сотворении человечества от первой пары в Едемском саду к трем сыновьям Ноя и их семьям, которые рассеиваются по всему миру. Эта часть завершается печальным событием того, как люди со всего мира единодушно возводят город ради собственной славы, но в итоге терпят поражение: в результате Божьего суда происходит смешение языков и рассеяние. Вторая часть (Бытие 12-50) начинается с призыва Бога к отдельному человеку, Аврааму. Бог призывает его оставить свою землю, что он и сделал. Оставшиеся главы книги повествуют о его жизни и трех последующих поколениях, которые начинают переживать исполнение божественных обетований, данных их отцу Аврааму.

Труд: образ и подобие

Автор: Михаил ДУБРОВСКИЙ

Источник: газета «Мирт»

Библия говорит нам, что человек – совершенно уникальное создание. Все творение воздает славу Творцу, но только о человеке сказано, что он «сотворен по образу и подобию» Бога. Никто более, вкл. ангелов, не удостоился этой чести. Лингвистически слова «образ» и «подобие» следует понимать как синонимы, их сочетание в Бытии 1:26 – это литературный прием древневосточной поэзии, призванный подчеркнуть, усилить описание уникальности человека. Но с древних времен в богословии принято различать эти два понятия: образ – это то, что человеку «дано», а подобие – то, что «задано». Другими словами, образом Божьим человек является по факту сотворения, а вот подобием нам всем еще надлежит стать, работая над собой. Сегодня мы могли бы сказать так: образ – это заложенный в нас потенциал, а подобие – это полностью раскрытый, высвобожденный, реализованный потенциал.

Хотя сам текст Бытия 1:26 не позволяет делать столь далеко идущие выводы, в целом такое понимание сущности человека вполне соответствует Священному Писанию. Вспомним, к примеру, притчи Иисуса Христа о закваске или горчичном семени, а также свидетельство Павла, что он стремится «к почести высшего звания во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13-14). Адам нес в себе образ Творца, но этому образу еще предстояло раскрыться. И труд в этом процессе занимал важное место.

Бог поручил человеку «владычествовать над всей землей» (Бытие 1:28). Практическим способом реализации этого владычества было поручение «заботиться о саде» (Бытие 2:15). Иными словами, Адам должен был применить данную ему власть по отношению к конкретному участку земли и обитавшим там животным. Осуществление этой задачи требовало от человека проявления целого ряда качеств, которые никак не могли бы проявиться, если бы он за эту работу не взялся. Вот лишь некоторые примеры.

Ответственность: получив власть над миром, Адам принял и ответственность за этот мир перед Богом. Осознание ответственности за порученное / доверенное, готовность отвечать за себя и других – одно из главных подлинно человеческих качеств. Всякий, кто имел счастье наблюдать, как это качество формируется в ребенке, согласится с тем, что вне ответственности сложно говорить о человеческой личности.

Интеллект и творчество: человек должен был дать имена всем животным. Имя в библейской картине мира – это не просто кличка; «дать имя» – значит определить сущность. Человек должен был разглядеть эту сущность и точно наименовать ее. Каждый из нас хотя бы изредка сталкивался с такой задачей: точно сформулировать свою мысль, одним словом выразить, что именно происходит, кратко и точно передать настроение или дать емкое определение какому-то объекту… Вы наверняка помните, как трудно бывает это сделать. А значит, можете составить некоторое представление, какую задачу решал Адам.

Эстетический вкус: ухаживание за садом подразумевает создание красоты. Человек должен был чувствовать, какие растения лучше всего сочетаются друг с другом, как это сочетание будет выглядеть с разных точек зрения. Красивой должна была быть и отдельная композиция, и большая картина в целом.

Границы свободы: человек есть Божье творение, а в тварном мире безграничной свободы не бывает. Осознание границ своей свободы вело к более глубокому пониманию отношений с Творцом. А потому посреди сада было дерево, которое напоминало об этих границах.

…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие 2:16-17).

Эти, как и многие другие, качества в человеке могли раскрыться только в процессе труда. Вне труда образ Божий остался бы «закопанным талантом». Заложенный в человеке потенциал так и оставался бы потенциалом. Призвание трудиться, возделывать сад – это прежде всего призыв стать тем, кем человек был сотворен. Это приглашение в путешествие по раскрытию заложенного в человека образа. Другими словами, труд – это возможность стать собой.

Это утверждение остается верным и сегодня. Если человек хочет, чтобы его потенциал раскрылся, надо трудиться. Нужно принять на себя ответственность за какое-то конкретное дело, быть подотчетным тому, кто это дело поручил, и стараться сделать порученное максимально хорошо. В процессе труда неизбежно придется столкнуться с корректировками и исправлениями (и не всегда в вежливой форме) в напоминание о том, что нам приходится жить и действовать в мире, испорченном грехом. Но несмотря на это, труд остается благословением – возможностью стать тем, кем нас задумал Бог.

Комментарий на Бытие 1:28 и 2:19

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Заповедь Бога «наполнять землю и обладать ею» указывает на миссию человека как исследователя, который идет во все концы Божьего творения, чтобы взять их во владение, на его роль как садовника, земледельца и строителя, который своим трудом преображает вверенную ему землю: распахивает поля, насаждает виноградники, возводит города.

Первооткрыватели, которые углублялись в нетронутые дебри, чтобы основать там города, геологи, находящие в земле ископаемые, ученые, которые глубоко вникают в тайны сотворенного мира, чтобы поставить его силы на службу человеку, и вообще все люди, своим трудом преображающие землю, следуют этому благословению.

Человек поставлен владыкой над всеми остальными живыми существами; мы видим это на примере одомашненных животных, таких как собаки, которые могут преданно служить человеку. На примерах некоторых великих святых (святой Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святой Франциск Асизский и др.) мы видим, как животные (в т. ч. крупные и опасные, такие как медведи и волки) подчиняются человеку, подобно тому, как они подчинялись Адаму до грехопадения.

Забота о сотворенном мире – это труд и усилие, на которое Бог благословляет человека. Но древние церковные писатели, рассматривая это место Писания, говорят о еще одном виде труда – укрощении «внутреннего зверя», исправлении своего характера. Святитель Григорий Нисский сказал: «Как же, спросишь, ведь я внутри себя самого имею животное? А точнее, в тебе мириады животных. Не принимай эти слова за оскорбление. Гнев есть малое животное, но, когда он восстает в сердце, не становится ли свирепее любой собаки? Не походит ли лукавая душа на свежую приманку у берлоги медведя? Не является ли диким зверем лицемер?.. Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей. Итак, Тот, Кто дал нам власть над живыми существами, даст нам власть и собой управлять».

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Бытие 2:19).

Даже сейчас человек может давать имена только тому, что ему принадлежит (как мы даем клички нашим собакам). Присвоение имен всему живому – еще один знак того, что Бог вверяет человеку владычество над тварным миром.

Однако в древности имя означало нечто гораздо больше, чем сейчас. Это была не просто бирка, позволяющая отличить одну особь от другой. Это было отражение внутренней сущности человека, животного или явления, его места в мире. 

Присвоение имен – это пример интеллектуального труда, познания сотворенного Богом мира и его обитателей. Причем познания не пассивного, а активного: человек описывает мир при помощи языка, понимает внутреннюю связь явлений, осознает устройство мироздания и роль в нем тех или иных существ. Он выстраивает карту реальности, которая позволяет ему ориентироваться в мире и менять его.

В самом буквальном смысле этот труд Адама продолжают ученые-биологи, начиная с великого классификатора Карла Линнея. Но этот стих Библии указывает на интеллектуальный труд в более широком смысле: мы даем имена тому, что было безымянным, находим место в общем замысле тому, что было потеряно, и выносим на свет то, что скрывалось во мраке.

Комментарий на Бытие 1:26-31

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Библия говорит, что среди всего Творения Божия человек является уникальным – он сотворен по образу Божию. Что это означает? Многое. Человек, единственный из всех живых существ на земле, обладает волей, разумом, чувством добра и красоты. Но что еще уподобляет человека Богу? Это его способность к созидательному труду.

В каком-то довольно переносном смысле мы можем говорить о том, что некоторые животные «трудятся». Птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Но их произведения не меняются из поколения в поколения. Только человек способен привносить в мир что-то подлинно новое, доселе невиданное – дома и храмы, симфонии и картины. Люди способны заботится друг о друге так, как не могут животные, и сотрудничать, принося в мир что-то, что никогда не могли бы сделать поодиночке.

Эта удивительная способность менять мир, – как меняет его каждый человек, занятый своей работой, – отражает такой аспект образа Божия, как владычество в сотворенном мире. Обычно вы не можете ничего менять в чужом произведении: у вас нет на это права. Но Бог дает нам право трудится внутри Его шедевра, – мира, который Он сотворил, – чтобы и мы могли внести свой вклад.

В рассказе о сотворении Бог постоянно дает оценку тому, что Он создает («…увидел, что это хорошо»), и сам рассказ завершается еще более ясным «хорошо весьма». Творение, которое мы знаем, поражено грехом. В нем есть зло, боль и страдание, наши усилия иногда кажутся тщетными.

Но Бог знает то, чего не знаем мы. Перед Его очами ясно не только прошлое и настоящее, но и будущее. Он знает, что в итоге все будет хорошо. Зло и грех будут побеждены, творение восстановлено во всей его славе и радости, и все, кто трудился ради Господа, «успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откровение 14:13).

То, что мы делаем с любовью к Богу и людям, – проповедуем ли мы слово Божие, убираем снег или пробиваем чеки на кассе в супермаркете, – приносит свои плоды в вечности, даже если мы их не видим или не догадываемся о них. Но эти слова («хорошо весьма») имеют свое отражение и в нашем человеческом опыте. Иногда мы завершаем свое дело, – мы построили дом, провели урок или просто завершили рабочую смену, – и удовлетворенно отмечаем: мы хорошо поработали.

Эта радость завершенного труда имеет важное духовное измерение; она делает нас причастными радости самого Бога, который смотрит на дело Своих рук и говорит: хорошо весьма.

Комментарий на Бытие 2:15

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Мы нередко склонны представлять себе райскую жизнь как бесконечный отпуск – времяпрепровождение, свободное от труда и забот. Но Библия говорит, что миссия «возделывать и хранить» Эдемский сад была возложена на человека сразу же после его сотворения.

Иногда, когда мы утомлены работой, отпуск где-нибудь у теплого моря, где мы сможем хотя бы какое-то время забыть про работу и только наслаждаться морем, аттракционами и вкусной едой, кажется нам желанным. Но могли бы мы вечно наслаждаться ничегонеделанием? Нет. Через какое-то время нас бы неизбежно охватило уныние и скука. У всех нас есть какие-то таланты и способности, и нас бы тяготила невозможность их проявить.

Древние толкователи Священного Писания (например, святой Иоанн Златоуст) обращают внимание на то, что безделье разрушительно для человека, и поэтому, как пишет Златоуст в толковании на этот отрывок, «Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и умеренное, попечение о хранении и возделывании сада… подобно нежно любящему отцу, который для юного сына своего, пользующегося полным довольством и покоем, придумывает какую-нибудь легкую и умеренную заботу, чтобы он не испортился».

Труд, таким образом, является частью человеческого призвания до грехопадения; после Падения он приобрел вынужденный и изнурительный характер. Но сам по себе труд является благом, необходимым для нашей природы. Первозданный Адам трудился в саду; мы будем трудиться после воскресения из мертвых. Даже в нашем труде в этом падшем мире присутствует благословение, которое было дано еще в раю.

Конечно, Бог не нуждался в рабочих руках, чтобы поддерживать сад в порядке. Бог вообще не имеет никаких нужд. Но Он пожелал, чтобы человек имел этот дар – возможность привносить в созданный Богом мир нечто новое. Это подобно тому, как земной отец дает сыну принять участие в его работе не потому, что он без него не обойдется, а потому, что хочет, чтобы его ребенок пережил радость созидательного, плодотворного труда. Библия говорит, что Бог радуется, созидая мир, и желает щедро разделить эту радость созидательного труда с людьми.

Плодотворность и развитие (Бытие 1:28; 2:15, 19-20)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Трудиться по образу Божьему означает приносить плоды и размножаться (Бытие 1:28)

Поскольку мы созданы по образу Божьему, мы должны быть плодотворными и созидательными. Это часто называют «повелением творению», или «культурным мандатом». Бог создал совершенное творение и затем сотворил человечество для продолжения проекта по творению. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие 1:28). Бог мог создать что угодно и Сам наполнить землю. Но Он решил создать человечество для совместной работы, чтобы реализовать потенциал этой вселенной, дабы оно приняло участие в труде Самого Бога. Примечательно, что Бог доверяет нам выполнение этого удивительного задания по созиданию благого мира, который Он нам дал. Посредством нашего труда Бог создает еду и напитки, товары и услуги, знания и красоту, организации и сообщества, развитие и здоровье, хвалу и славу Себе.

Важно сказать и о красоте. Божий труд не только продуктивен, но еще и «приятен для глаз» (Бытие 3:6). Это неудивительно, поскольку люди созданы по образу Божьему. Поэтому по своей сути они прекрасны. Как и любая благая вещь, красота может стать идолом, но христиане порой слишком беспокоятся об опасности красоты и не ценят ее важность в глазах Божьих. Изначально красота – это не пустая трата ресурсов или что-то, что отвлекает от более важной работы, и не цветок, который обречен завянуть в конце своей жизни. Красота – это труд по образу Божьему, а Царство Божье полно красоты, «подобной драгоценнейшему камню» (Откровение 21:11). Христианские общины высоко ценят красоту музыки со словами об Иисусе. Возможно, нам следовало бы ценить все виды истинной красоты.

Полезно спросить себя, трудимся ли мы более продуктивно и прекрасно. В истории полно примеров людей, чья христианская вера проявлялась в удивительных свершениях. Если наш труд кажется бесполезным по сравнению с их деяниями, то ответом на это является не самоосуждение, а надежда, молитва и развитие вместе с людьми Божьими. Неважно с какими препятствиями мы сталкиваемся, силой Божьей мы можем совершить куда больше блага, чем можем себе представить.

Бог дает людям возможность приносить плоды и размножаться (Бытие 2:15, 19-20)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15). В иврите эти два слова, авад («трудиться, или возделывать») и шамар («хранить»), также используются для прославления Бога и соблюдения Его заповедей соответственно. Труд для Божьих целей однозначно является святым. 

В Бытии 2:15-20 Адаму и Еве были поручены два конкретных вида работы – садоводство (разновидность физического труда) и придумывание имен животным (разновидность культурного / научного / интеллектуального труда). И то, и другое является творческой деятельностью, через которую человек, созданный по образу Бога, уподобляется Творцу. Производя разные вещи и развивая культуру, мы и вправду приносим плоды. Мы производим ресурсы для поддержки населения и продуктивности творения. Мы развиваем наши способности, чтобы наполнять, но не переполнять землю.

Конечно, сельское хозяйство и придумывание имен для животных – не единственные задачи, заповеданные человеку. Труд как таковой – неотъемлемая часть Божьей воли для человеческой жизни. Это способ поучаствовать в работе на общее благо и обеспечить себя, свою семью и тех, кого мы можем благословить нашей щедростью.

Важным (и порой недооцененным) аспектом Божьей работы по творению является богатое воображение, которое смогло создать все – от экзотической морской живности до слонов и носорогов. В то время как теологи создают разные списки черт Бога, которые даны нам в Божественном образе, воображение, несомненно, является Божьим даром, который мы видим вокруг себя, в т. ч. на нашем рабочем месте.

Многое в человеческом труде так или иначе задействует наше воображение. Мы закручиваем болты на грузовике на конвейере и представляем себе, что грузовик едет по дороге. Мы открываем файл на ноутбуке и воображаем историю, которую собираемся написать. Моцарт представлял себе сонаты, а Чайковский – симфонии. Айвазовский представлял «Девятый вал» перед тем, как взять свои кисти. Тесла и Эдисон воображали использование электричества, и сегодня у нас есть свет во тьме и мириады бытовых приборов, электронных устройств и пр. оборудования. Кто-то где-то вообразил все вокруг нас. Большинство профессий существуют, потому что кто-то смог представить себе продукт или процесс для этой работы.

Однако для реализации воображения необходим труд, и после возникших представлений начинается работа по созданию необходимого продукта. На самом деле, на практике воображение и реализация часто являются взаимосвязанными процессами. Пикассо сказал о своей картине «Герника»: «Картину не придумывают заранее. Во время работы над ней она меняется, как меняются мысли. И когда она закончена, она продолжает изменяться в зависимости от восприятия того, кто смотрит на нее». Труд по воплощению воображения в реальность как таковой тоже является творчеством.

Труд после грехопадения (Бытие 3:17-19)

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Сам по себе труд не является следствием Падения; еще в раю Адам был призван «возделывать и хранить» Эдемский сад. Но грехопадение глубоко изменило его характер. Изменились отношения между человеком и природой, изменились отношения людей между собой, и изменилось отношение человека к труду.

Грех сделал человека враждебным Богу, тварному миру и самому себе. Природа вместо того, чтобы быть матерью человеку, стала восприниматься как враждебная, губительная среда, из которой надо выцарапывать пропитание изнурительным трудом, постоянно борясь с сорняками, «терниями и волчцами», чтобы после всех мучительных усилий, необходимых для того, чтобы выжить, наконец умереть.

Это верно не только в отношении труда земледельца, но и любого труда в падшем мире. Он может быть тяжелым, требовать изнурительной борьбы с постоянно возникающими препятствиями и нередко бесплодным.

Изменилось и отношение человека к труду. Он стал уже не делом любви, добровольного и радостного служения Богу и ближним (как может радоваться радушная хозяйка, которая готовит угощение для гостей), но чем-то тяжким и вынужденным. Люди часто мечтают о безделье, и соблазнительные образы, которыми полна реклама, это образы блаженного ничегонеделания, когда человек лежит где-нибудь на пляже с коктейлем в руках.

Отсутствие любви между людьми принесло в труд элементы принуждения и эксплуатации там, где должно было быть радостное и добровольное сотрудничество. Однако несмотря на все искажения, порожденные падением человека, труд сам по себе не является проклятием. Он остается заданием от Бога и может быть проявлением любви и заботы, если мы принимаем решение трудиться в послушании Богу.

Грехопадение и труд (Бытие 3:1-24)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Выбор, сделанный Адамом и Евой в тот день, имел катастрофические последствия, которые влияют и на современные рабочие коллективы. Бог осудил их грех и провозгласил последствия в виде тяжкого труда. Змею придется всю жизнь «ходить на чреве» (Бытие 3:14). Женщины будут иметь тяжелые роды и испытывать конфликты из-за своего влечения к мужчинам (Бытие 3:16). Мужчинам придется добывать пропитание, усердно возделывая землю, которая будет давать «терние и волчцы» (Бытие 3:17-18). В целом люди все равно будут продолжать заниматься тем трудом, для которого были созданы, а Бог будет обеспечивать их нужды (Бытие 3:17-19). Но работа станет тяжелее и неприятнее, с возможными неудачами и непредвиденными последствиями.

Важно отметить, что когда работа стала тяжелой, это не было началом труда. Некоторые считают, что это проклятье было происхождением труда, но Адам и Ева уже трудились в саду. Работа как таковая не является наказанием, но проклятье влияет на работу. На самом деле труд стал более значимым в результате грехопадения, а не наоборот, ведь чтобы получить необходимые результаты, необходимо работать необходимо еще усерднее. Более того, исходные материалы, из которых Адам и Ева получали Божью свободу и радость, стали средством подчинения. Адам, сотворенный из праха, теперь будет с трудом возделывать почву, пока его тело снова не превратиться в прах после смерти (Бытие 3:19); Ева, сотворенная из ребра Адама, теперь будет подчиняться Адаму вместо того, чтобы быть равной ему (Бытие 3:16). Господство одного человека над другим в браке и труде не было частью изначального Божьего замысла, но грешные люди создали новый тип отношений, расторгнув те взаимоотношения, которые им дал Бог (Бытие 3:12-13).

Каждый день мы сталкиваемся с двумя проявлениями зла. Первое – природное зло, физические условия на Земле, враждебные жизни, задуманной для нас Богом. Наводнения и засухи, землетрясения, цунами, экстремальные жара и холод, болезни, паразиты и т. п причиняют вред, которого не было в Едеме. Второе – зло моральное, когда люди поступают против Божьей воли. Ведя себя неподобающе, мы искажаем творение, удаляемся от Бога и портим отношения с другими людьми.

Живя в падшем, сломленном мире, мы не можем ожидать жизни без тяжкого труда. Мы были созданы для работы, но в этой жизни труд был испорчен в момент грехопадения в Едеме. Это породило отчуждение между людьми и Богом, между самими людьми и между людьми и землей, которая должна была давать пропитание. Вместо доверия и любви люди стали опасаться друг друга. В последующих поколениях это разобщение подпитывалось завистью, гневом и убийствами. Все современные рабочие коллективы отражают это отчуждение , так или иначе делая наш труд более тяжким и менее продуктивным.

Каин, Авель и труд (Бытие 4:1-8)

Автор: Сергей ХУДИЕВ

История первого убийства, упомянутого в Библии, связана с отношением людей к труду и его результатам. Мы хотим, чтобы результатом наших трудов было признание – материальный достаток, почет и уважение окружающих. Но нередко мы сталкиваемся с тем, что кому-то в жизни повезло больше. Кто-то получает все это легко, кто-то родился в сорочке и с золотой ложкой во рту. Такие люди получают и достаток, и признание, с нашей точки зрения, несправедливо. Мы вкладываемся, тяжело работаем, а получаем меньше других.

Бог благословляет достатком и успехом людей, которые вовсе не кажутся нам достойными. Именно это и случилось с Каином. Его брат, Авель, трудился, принес жертву и получил признание, на которое рассчитывал. А вот Каин, принеся плоды своих трудов, не получил.

Мы точно не знаем, почему, но знаем, что Каин глубоко огорчился, и Бог предупреждает его о грехе, который «у дверей лежит». Этот грех – зависть и негодование на то, что труды других людей оказались вознаграждены более щедро, чем наши. Иногда эта зависть ведет к убийству, иногда даже к массовым убийствам, как это бывает во времена опустошительных революций. Но гораздо чаще – ко глухому ропоту и недовольству на то, что Божий промысел, по нашему мнению, несправедлив и не дал нам того, что мы заработали, а вот каким-то неприятным нам людям – дал.

Горечь и внутреннее ворчание могут отравлять нашу жизнь и превращать нас в озлобленных неудачников, потому что успех требует упорного труда, надежды и способности поддерживать хорошие отношения с ближними. А унылый, горький, недовольный дух лишает нас всего этого.

Рассказ о Каине и Авеле говорит нам о том, что нам не следует сопоставлять наши успехи с успехами других людей; мы не обязаны участвовать в гонке за деньгами, известностью или престижем. Мы призваны раскрыть данные Богом дарования и служить нашим ближним. На какое место мы будем определены Божиим промыслом – то нам и следует принять, делая то дело, которое на нас возложено, как можно лучше. И нередко так бывает, что успех приходит именно к тем людям, которые думают не о том, как выиграть гонку, а о том, как осуществить свое, Богом данное призвание.

Человеческий труд после грехопадения (Бытие 4-8)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Когда Бог изгнал Адама и Еву из Едемского сада (Бытие 3:23-24), они понесли с собой свои надломленные отношения и тяжкий труд. Им пришлось прокармливать себя за счет неподатливой почвы. Тем не менее, Бог продолжает заботиться о них, сшивая им одежду, когда они оказались неспособны сделать это самостоятельно (Бытие 3:21). Проклятие не разрушило их способность к размножению (Бытие 4:1-2) и не отняло стремление к процветанию (Бытие 4:3-4).

Труд, описанный Бытии 1-2, продолжается. Все еще необходимо возделывать почву и изучать, описывать и придумывать названия явлениям природы. Мужчины и женщины все равно должны плодотворно трудиться и руководить. Но теперь необходим еще один вид работы – исцеление и восстановление того, что идет не так/ Это нужно, чтобы исправить совершенное зло. В контексте современного мира это означает, что труд фермеров, ученых, акушеров, родителей, руководителей и всех, кто еще участвует в процессе творения, до сих пор необходим. Но это также касается и работы дезинсекторов, врачей, похоронных бюро, сотрудников исправительных учреждений, судмедэкспертов и всех, чья профессия связана с борьбой со злом, предотвращением катастроф, восстановлением ущерба и здоровья. На самом деле, любая работа сочетает в себе элементы творения и восстановления, ободрения и раздражения, успеха и неудачи, радости и грусти. Грубо говоря, сейчас у нас в разы больше работы, чем было до этого в Эдемском саду. Труд не стал менее важен для Божьего замысла; как раз наоборот.

Первое убийство (Бытие 4:1-25)

В Бытии 4 в деталях описывается первое убийство: Каин убивает своего брата Авеля в порыве злобной ревности. Оба брата приносят плоды своего труда в жертву Богу. Каин занимается сельским хозяйством и приносит плоды земледелия. В Библии не говорится, были ли это первые или самые лучшие плоды его труда (Бытие 4:3). Авель же является пастухом и приносит «от первородных стада своего и от тука их» (Бытие 4:4). Несмотря на то, что каждый из них производит пищу, они не работают и не поклоняются вместе. Работа больше не является местом для добрых отношений.

Богу нравится жертва Авеля, но не Каина. В первом упоминании злобы в Библии Бог предупреждает Каина не впадать в уныние, но преодолеть обиду и добиваться лучшего результата в будущем. Господь спрашивает его: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Бытие 4:7). Вместо этого Каин дает волю гневу и убивает брата (Бытие 4:8, ср. 1 Иоанна 3:12; Иуды 11). Бог отвечает на это следующими словами:

...что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Бытие 4:10-12).

Грех Адама навлек проклятие не на людей, а на землю (Бытие 3:17). Грех Каина навлек проклятие земли на самого Каина (Бытие 4:11). Он больше не может возделывать почву. Земледелец Каин становится скитальцем, поселившимся в итоге в земле Нод к востоку от Эдема, где он строит первый город, упомянутый в Библии (Бытие 4:16-17).

Последствия действий Каина преследуют его потомков на протяжении семи поколений до Ламеха. Как ни странно, на фоне злодеяний Ламеха его предок Каин выглядит вполне смиренным. Ламех демонстрирует усугубление грехов. Сначала идет полигамия (Бытие 4:9), что противоречит Божьему предназначению для брака в Бытии 2:24 (ср. Матфея 19:5-6). Затем месть привела к тому, что он убил того, кто просто ударил его (Бытие 4:23-24). При этом в Ламехе мы также видим начало цивилизации. Разделение труда, которое привело к проблемам между Каином и Авелем, приводит здесь к возникновению новых профессий, дающих определенные возможности. Некоторые из сыновей Ламеха создали музыкальные инструменты и ремесла, используя медные и железные орудия (Бытие 4:21-22). Способность создавать музыку, изготавливать музыкальные инструменты и развивать металлургические технологии является частью того, что мы созданы по образу Божьему. Искусство и наука являются достойным трудом в рамках повеления творению, но злорадство Ламеха о его ужасных делах указывает на те опасности, которые сопровождают технологии в культуре, развращенной насилием. Первый поэт среди людей после грехопадения прославляет человеческую гордыню и жестокость. Однако гусли и свирель могут быть использованы во благо для прославления Бога (1 Царств 16:23), так же как и металлургия, которая применялась для изготовления иудейской скинии (Исход 35:4-19, 30-35).

Размножившись, люди стали сильнее отличаться друг от друга. Адам возложил на Сифа надежду о праведном потомстве, которое включает в себя Еноха и Ноя. Но со временем возникла группа людей, которые сошли с Божьего пути.

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины [великаны, герои, свирепые воины – точное значение неизвестно], особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Бытие 6:1-5).

Что могло поднять праведное потомство Сифа, которое в конце концов свелось лишь к Ною и его семье, против культуры, которая была настолько развращена, что Бог решил в итоге полностью ее уничтожить?

Важный вопрос для многих современных христиан, связанный с работой, заключается в том, как соблюдать те принципы, которые, как мы верим, отражают Божьи цели и волю для нас как Его представителей и носителей Его образа. Как мы можем делать это в тех случаях, когда работа склоняет нас к обману, неверности, низкокачественному исполнению своих обязанностей, крайне низкой зарплате и тяжелым условиям труда, эксплуатации беззащитных коллег, клиентов, поставщиков и общества в целом? Мы знаем из примера Сифа и многих других людей, упомянутых в Библии, что в этом мире всегда есть место для труда людей по Божьему замыслу и повелению.

Когда другие могут поддаться страху, сомнениям или необузданному стремлению к власти и богатству, Божьи люди могут оставаться стойкими в этичном, целенаправленном и сострадательном труде. Почему? Потому что мы верим, что Бог проведет нас через трудности, непомерные без Божьей благодати. Когда люди оказываются жертвами алчности, несправедливости, ненависти или пренебрежения, мы можем вступиться за них, соввершая справедливый труд, исцеляя их раны и прекращая распри, потому что у нас есть доступ к искупительной силе Христа. Христиане среди всех людей способны давать отпор греху, с которым сталкиваются на работе, даже если он исходит из их собственных сердец. Почему Бог сокрушил проект Вавилонской башни? Потому что «...и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Бытие 11:6). Другими словами, люди обращались не к своим истинным возможностям, а к своей гордыне. Однако благодаря Божьей благодати у нас на самом деле есть силы совершить все, что Бог поручил нам во Христе, Который заявляет, что «ничего не будет невозможного для вас» (Матфея 17:20), и что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).

Действительно ли мы трудимся так, как должны, если верим в силу Божью? Или мы растрачиваем Божьи обещания, просто пытаясь избежать тех или иных нагрузок?

Комментарий на Бытие 6

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Ной ходил перед Богом: не подражать злу

Есть известная фраза про то, что самый большой соблазн – это соблазн словами «все так делают». Мы не первые грешники на свете; мы живем в окружении людей, которые могут привычно делать что-то, что что наша совесть не одобряет. «Так заведено», «у нас это иначе не делается». Грех, который творят «все», уже не выглядит таким уж ужасным. Кто нас осудит? Окружающие, которые ведут себя так же? Человек, который решится поступать правильно, а не «как все», рискует вызвать раздражение: «Тебе что, больше всех надо?». Если мы тихие, мирные люди, нам проще всего быть конформистами и плыть по течению вместе со всеми остальными.

Более того, нечестность и недобросовестность на рабочем месте могут казаться не только общепринятыми, но и почти вынужденными: ты не сможешь как следует зарабатывать и достигать своих целей, если будешь слишком щепетилен. Однако слово Божие говорит о том, что это неправда, и что можно быть «праведным и непорочным» в любом окружении.

Ной жил в исключительно плохом окружении. Люди были настолько злы и испорчены, что приближался потоп. Но он решился «ходить перед Богом», повиноваться Его заповедям несмотря ни на что. Иногда нам может казаться, что пойти на нравственные компромиссы – это хороший выход из ситуации или путь к карьерному росту. Но мы должны отвергнуть этот соблазн ради послушания Богу. Более того, в итоге может оказаться, что мы выиграли даже в земном плане: репутация честного, принципиального, добросовестного человека может сослужить нам добрую службу.

Строительство Ковчега: упорное послушание Богу

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье (Бытие 6:14-16).

Бог дает Ною определенные указания о том, как именно построить Ковчег, который описан здесь как довольно большое сооружение, создание которого требовало планирования и значительных усилий. Мог бы Бог избавить Ноя от всех этих трудов, просто создав Ковчег сверхъестественным образом, актом Божественной воли, или просто переместив Ноя и семейство в безопасность чудесным образом? Разумеется. Ничего невозможного в этом не было.

Но Бог дает возможность Ною проявить веру и послушание и быть свидетелем для его окружения. Как говорит святой Иоанн Златоуст, «…каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, прийти в сознание своих грехов, если бы только захотел».

Блаженный Августин говорит о том, что Ковчег – это прообраз Церкви: «Ковчег, в котором Ной со всеми своими, то есть с женой, сыновьями и невестками, а также и с животными, которые вошли к нему в ковчег по заповеди Божией, мог бы спастись от потопа, без всякого сомнения, служит образом странствующего в веке сем града Божиего, то есть Церкви».

Ной трудится над созданием Ковчега, когда на небе еще нет ни облачка, и единственная причина верить в то, что грядет Потоп – это слово Божие. Ной проявляет свою веру и возрастает в ней, созидая Ковчег. Труд, которым он занят, созидает плод не только во внешнем мире в виде Ковчега, но и в его собственной душе. Он меняется как личность, укрепляется и возрастает в своей верности Богу, выполняя эту работу.

Мы не заняты в строительстве Ковчега; относительно немногие из нас трудятся непосредственно над созиданием Церкви как пастыри, проповедники или учителя. Но мы призваны воспринимать любой труд как послушание Богу и исполнять его с тщанием и упорством, подражая Ною, который следовал указаниям Бога о постройке Ковчега.

Бог призывает Ноя и создает новый мир (Бытие 6:9-8:19)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Некоторые ситуации можно искупить. Другие же могут быть неискупимыми. В Бытии 6:6-8 мы читаем о Божьем разочаровании в состоянии мира перед потопом и Его решении начать все сначала:

И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа.

Начиная с Адама и до наших дней, Бог ищет людей, способных противостоять греху. Адам не прошел это испытание, но стал первым в родословной Ноя. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Бытие 6:9). Ной был первым человеком, чей труд был, прежде всего, искупительным. В отличие от других, которые были заняты добыванием пропитания из земли, Ной был призван спасти человечество и природу от уничтожения. В нем мы видим родоначальника священников, пророков и апостолов, которые призваны к труду по искуплению природы. В той или иной степени все работники, начиная с Ноя, призваны к работе по искуплению и примирению.

Но каким строительным проектом был ковчег! Несмотря на насмешки соседей, Ной и его сыновья должны срубить тысячи кипарисов, затем сделать из них достаточно ровные доски, чтобы построить плавучий зоопарк. Это трехпалубное судно должно вместить разные виды животных, а также еду и воду на неопределенный период. Несмотря на трудности, в тексте ясно говорится «И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Бытие 6:13-22).

В мире бизнеса предприниматели привыкли брать на себя риск, работать вопреки общепринятым знаниям, чтобы придумать новые товары и услуги. В этом деле необходим взгляд на долгосрочные перспективы вместо концентрирования на краткосрочных результатах. Ной столкнулся с тем, что порой казалось невыполнимой задачей, и некоторые исследователи Библии предполагают, что само построение ковчега заняло сотню лет. Это также требовало веры, упорства и тщательного планирования пред лицом скептиков и критиков. Возможно, нам следует добавить  проектный менеджмент в список инновационных достижений Ноя. В наши дни изобретатели, бизнесмены и те, кто бросают вызов общепринятым мнениям и установкам у нас на работе, все еще нуждаются в источнике внутренней силы и убеждении. Конечно, суть не в том, чтобы брать на себя необдуманные риски, а в том, чтобы молиться и просить совета у тех, кто мудр в Господе, когда мы сталкиваемся с сопротивлением и разочарованием. Возможно, мы нуждаемся в расцвете христиан, одаренных и подготовленных к работе по поддержке и улучшению креативности новаторов в бизнесе, науке, образовании, искусстве, правительстве и других сферах труда.

История потопа, описанная в Бытии 7:1-8:19, хорошо известна. Более полугода Ной, его семья и все животные находились внутри ковчега, пока бушевало наводнение, кружа ковчег в воде, покрывающей горы. Наконец наводнение стихло, земля высохла, и выросли новые растения. Обитатели ковчега вновь ступили на сушу. Этот текст отсылает нас Бытию 1, поскольку упор здесь на продолжение творения.  «И навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода» (Бытие 8:1-3). Однако в определенном смысле это новый мир, измененный силой потопа. Бог дал человечеству возможность начать все сначала и сделать это правильно. Для христиан это предзнаменование новых небес и новой земли в Откровении 21-22, когда человеческие жизнь и труд будут идеальны вместе с миром, исцеленным от последствий грехопадения.

Возможно, менее очевидным в этом является то, что первый крупномасштабный инженерный проект в истории человечества связан с окружающей средой. Несмотря на сломанные отношения людей со змеем и всеми созданиями (Бытие 3:16), а, возможно, и в результате этого, Бог поручает человеку спасение животных и верит, что он преданно выполнит это. Люди не были освобождены от Божьего призвания «владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Бог всегда трудится над восстановлением того, что было утеряно в грехопадении, и использует падшее, но восстанавливающееся человечество как Свой главный инструмент.

Обращение к Богу в начале работы (Бытие 8:20)

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Потоп завершается, и Ной и его семья начинают новую жизнь в новом мире. Очевидно, Ною предстоит множество дел по обустройству на очищенной и обновленной потопом земле. Но первое, что делает Ной, выйдя из ковчега, – приносит жертву Богу. Современному читателю это может показаться странным: зачем тратить время, силы и часть немногочисленного скота на то, чтобы принести жертву Богу? 

Религия вообще может показаться неверующему человеку напрасной тратой ресурсов. Мы молимся, хотя могли бы в это время работать; читаем Библию, хотя могли бы читать что-то по своей профессии. Обычно, даже когда люди не возражают против необходимости молитвы, они говорят, что им «некогда». Но когда нам «некогда» молиться, мы подразумеваем, что у нас есть более важные дела.

Первое (и самое важное) дело, с которого должен начинаться наш рабочий день, – это обращение к Богу. Новый день лежит перед нами, как новый мир перед Ноем. Мы не приносим в жертву животных, как в Ветхом Завете (это не нужно, эти жертвы только предуказывали на грядущую искупительную жертву Христа). Но жертва, которую приносим мы – это молитва и хвала. «Итак будем через Него [Христа] непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т. е. плод уст, прославляющих имя Его» (Евреям 13:15). Мы признаем перед Богом, что получили этот день в дар от Него, и приступаем к работе как Его служители.

Помолившись Богу, поблагодарив Его за то, что он призвал нас совершать эту работу, за то, что у нас есть возможность делать нечто доброе и полезное и кормить наши семьи, мы приступаем к делам этого дня.

Для прослушивания данного комментария нажмите здесь: Сергей Худиев. Обращение к Богу в начале работы (Бытие 8:20)

Верность Авраама и неверность Вавилона (Бытие 12:1-3)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

В Бытии 12 Бог призвал Авраама к завету верного служения. Оставив землю своих неверующих родственников и последовав Божьему призыву, Авраам тем самым провел четкую грань между собой и своими дальними родственниками, которые жили в Месопотамии и пытались построить вавилонскую башню, о чем говорится в заключении Бытия 11. Сопоставление Авраама и его ближайших родственников в главе 12 и прочих потомков Ноя в главе 11 выявляет пять различий между ними. 

Во-первых, Авраам доверял Богу, а не человеческим замыслам. В отличие от этого строители башни считали, что благодаря собственным навыкам и искусности они могут возвести башню «высотою до небес» (Бытие 11:4) и тем самым достичь важности и безопасности, узурпировав власть Бога.

Во-вторых, строители хотели сделать себе имя (Бытие 11:4), в то время как Авраам верил Божьему обетованию, что именно Он возвеличит имя его (Бытие 12:2). Различие заключается не в желании достичь величия как такового, но в желании прославиться собственными усилиями. Бог воистину прославил Авраама, но не ради него самого, а чтобы благословились в нем все племена земные (Бытие 12:3). Строители же хотели прославить самих себя, но до сих пор никто не знает их имен.

В-третьих, Авраам желал следовать за Богом, куда бы Тот его ни повел, в то время как строители пытались собраться в одном привычном для них месте. Они замыслили постройку из страха, что рассеются по всей земле (Бытие 11:4). Тем самым они отвергли заповедь Бога ко всему человечеству «наполнять землю» (Бытие 1:28). Кажется, будто они боялись, что расселение в явно жестоком мире окажется слишком тяжелым для них. Они были креативными и технологически инновационными (Бытие 11:3), но они не желали в полной мере усвоить Божий замысел для них «плодиться и размножаться» (Бытие 1:28). Их страх реализовать всю полноту творения совпал с их решением заменить Божьи водительство и благодать человеческим изобретательством. Когда мы перестаем стремиться к чему-то, что превосходит наши собственные грани, наши устремления теряют смысл.

В отличие от всего этого, Бог превратил Авраама в своего рода предпринимателя, всегда стремящегося к новым возможностям в новых местах. Бог призвал его из Арана в Ханаан, где Авраам никогда не жил на одном месте. Он стал известен как «странствующий Арамеянин» (Второзаконие 26:5). Подобный образ жизни был по сути более богоцентричным, поскольку Аврааму приходилось доверять Божьему слову и водительству, чтобы обрести славу, безопасность и успех. Как сказано в Евреям 11:8, Авраам «пошел, не зная, куда идет». В мире труда верующим следует уяснить подобный контраст между этими двумя подходами. Любой труд предполагает планирование и проектирование. Нечестивый труд берет свое начало в желании полагаться только на самих себя, тем самым ограничиваясь стремлением делать что-то полезное только для самих себя, и возможно, для самых близких нам людей. Благочестивый труд желает полагаться на Божьи водительство и власть и нести пользу всему миру.

В-четвертых, Авраам желал, чтобы Бог привел его к новым отношениям. В то время как строители желали запереться в охраняемой крепости, Авраам верил Божьему обетованию о том, что от его семьи произойдет великий народ (Бытие 12:215:5). И хотя они жили в Ханаане среди чужестранцев (Бытие 17:8), у них были хорошие отношения с теми, кто общался с ними (Бытие 21:22-3423:1-12). Это дар общения. Из этого вытекает еще одна ключевая тема богословия труда: Божий замысел для Его народа заключается в том, чтобы люди трудились в контексте здоровых отношений.

Наконец, Авраам был благословлен терпением, необходимым для того, чтобы смотреть на вещи в долгосрочной перспективе. Божьи обетования должны были сбыться во времена потомства Авраама, а не во дни его собственной жизни. Апостол Павел говорит, что «семя, или потомство» это Иисус (Галатам 3:19), подразумевая, что обетование Аврааму сбылось более чем через тысячелетие. Фактически, обетование Аврааму в полной мере будет реализовано по возвращении Христа (Матфея 24:30-31). Его исполнение нельзя адекватно измерить в ежеквартальных отчетах! Строители башни, в отличие от этого, не задумывались о том, как их проект повлияет на будущие поколения, и Бог явным образом осудил этот их промах (Бытие 11:6).

Итак, Бог обещал Аврааму славу, плодовитость и добрые отношения, подразумевая, что он и его семья станут благословением всему миру, и что в должное время они сами будут невообразимо благословлены (Бытие 22:17). В отличие от других, Авраам понимал, что попытки достичь всех этих вещей исключительно собственными усилиями окажутся безрезультатными, или того хуже. Вместо этого он доверился Богу и ежедневно полагался на Его водительство и провидение (Бытие 22:8-14). И хотя к концу Бытия эти обетования не исполнились в полной мере, они послужили началом завета между Богом и Его народом, через который искупление мира свершится в полной мере в день Христов (Филиппийцам 1:10).

Бог обетовал семейству Авраама новую землю. Обрабатывание земли требует многих видов труда, поэтому дар земли напоминает, что труд – это неотъемлемая часть Божьей воли. Обрабатывание земли требовало владения профессиональными навыками пастушества, сооружения палаток, военной защиты и производства широкого спектра товаров и услуг. Более того, потомки Авраама должны были стать многочисленным народом, «как много звезд на небе». Это предполагало труд по развитию личных отношений, родительства, политики, дипломатии и администрирования, образования, искусства врачевания и прочих социальных видов деятельности. Дабы даровать такие благословения всему миру, Бог призвал Авраама и его потомков «ходить пред Ним и быть непорочным» (Бытие 17:1). Это предполагало труд поклонения, искупления, ученичества и прочих религиозных видов деятельности. Труд Иосифа заключался в поиске решения проблемы голода, и порой наш труд заключается в том, чтобы восстановить сломленное. Все эти виды труда и совершающие их работники находятся в Божьей власти, водительстве и провидении.

Отклик на Божий призыв (Бытие 12:1-3)

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Авраам – один из самых заметных героев Библии; его называют «отцом всех верующих». Почему? Потому что он отозвался на призыв Бога и последовал за Ним. Аврам родился в Уре Халдейском. Это был процветающий и по тем временам цивилизованный город.  Люди в нем поклонялись лунному божеству Нанну. Аврам явно занимал в городе не самое последнее место; он был богатым и уважаемым горожанином.

Но когда Бог, – не языческий бог, которому поклонялись его сограждане, а единый истинный Бог, Творец неба и земли, – обратился к Авраму, он поверил, послушался и последовал Божьему призыву. Мог ли он отказаться? Так, увы, бывает, что люди отказываются от благословения. У них уже есть какая-то сложившаяся жизнь, какое-то положение, устоявшиеся привычки. Они предпочитают не слышать Божьего призыва. Но Авраам услышал и стал одной из ключевых фигур в истории спасения.

В Библии нередко возникает этот образ ухода, когда человек покидает привычные места, чтобы отправиться в неизведанное будущее, о котором ему известно только то, что Бог будет с ним. Но во всех этих случаях важно не географическое перемещение само по себе, а перемена в нас самих. Наша жизнь может глубоко измениться, наши ценности и цели – претерпеть глубокую трансформацию, даже если мы не сходим с места. Иногда этому действительно помогает физический переход из одного места в другое, разрыв старых связей, невозможность следовать привычной рутине. Но это не обязательно. Важнее другое: мы, подобно Аврааму, внимательно прислушиваемся к голосу Бога в нашей жизни. Мы перестраиваем ее на другом основании.

Если раньше мы видели в нашем труде только средство приобретения пропитания, то теперь мы видим работу, как и все остальное, как возможность для прославления Бога. На первый взгляд, мы делаем то же, что и неверующие: трудимся и получаем зарплату. Но то, как мы видим нашу жизнь и нашу работу, неизбежно скажется и на ее качестве, и на наших отношениях с людьми, и на наших перспективах.

Для прослушивания данного комментария нажмите здесь: Сергей Худиев. Отклик на Божий призыв (Бытие 12:1-3)

Гостеприимство Авраама и Сарры (Бытие 18:1-15)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Бытие 18 рассказывает о щедром гостеприимстве Авраама и Сарры к трем гостям, которые пришли к ним у дубравы Мамре. Полукочевой образ жизни часто сводил людей из разных семей, и поскольку Ханаан соединял Азию и Африку, это был популярный торговый путь. Из-за того, что гостиниц как таковых в то время не было, у людей, живущих в городах и шатровых лагерях, было социальное обязательство принимать чужеземцев. В Ветхом Завете и др. древних ближневосточных текстах описываются семь правил гостеприимства, которое оказывает честь людям, их семьям и сообществам, предоставляющим кров незнакомцам. Вокруг поселений была территория, на которой местные должны были проявлять гостеприимство.

1. На этой территории поселенцы были ответственны за проявление гостеприимства к чужеземцам.

2. Чужеземец должен был быть обращен из потенциальной угрозы в союзника через проявление гостеприимства.

3. Только представители мужского пола могли приглашать гостей.

4. Приглашение могло иметь временное ограничение на период пребывания гостей, но затем его можно было продлить с согласия обеих сторон.

5. У чужеземца было право отказаться, но это могло быть расценено как оскорбление чести принимающей стороны и стать причиной конфликта.

6. Как только приглашение принято, роли принимающей стороны и гостей устанавливаются правилами обычая. Гость не должен ни о чем просить. Хозяин предоставляет все самое лучшее, что у него есть, несмотря на изначально скромное предложение гостеприимства. От гостя в ответ сразу же ожидаются новости, предсказание удачи или выражение благодарности за то, что ему дают, и прославление щедрости хозяев. Хозяин не должен задавать гостю личные вопросы. Такие вопросы могут только добровольно подниматься самим гостем.

7. Гость остается под защитой принимающей стороны до тех пор, пока не покинет ее территорию.

Этот отрывок из Бытия перекликается с повелением в Новом Завете: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евреям 13:2).

Гостеприимство и щедрость часто недооцениваются в христианских кругах. Однако в Библии Царство Небесное описывается как щедрое, даже расточительное и пирующее (Исаии 25:6-9Матфея 22:2-4). Гостеприимство способствует укреплению взаимоотношений; гостеприимство Авраама и Сарры демонстрирует раннее библейское понимание того, как отношения и совместный прием пищи идут рука об руку. Незнакомцы лучше понимали друг друга, разделяя трапезу. Это остается в силе и в наши дни. Хорошие рабочие отношения и более продуктивное общение часто являются плодами гостеприимства.

Во времена Авраама гостеприимство было практически обязательным. В наше время это не всегда возможно или даже нежелательно, и индустрия гостеприимства упростила его проявление. Если вы хотите проявить гостеприимство, но ваш дом слишком мал, а кулинарные способности ограничены, вы можете сводить кого-нибудь в кафе и насладиться общением и укреплением отношений там. Работники этой индустрии помогут вам в проявлении гостеприимства. Более того, если вы и сами работаете в этой сфере, то у вас есть возможность улучшать отношения людей, предоставлять кров и служить другим, как сделал Иисус, превратив воду в вино (Иоанна 2:1-11) и омыв ноги ученикам (Иоанна 13:3-11). Индустрия гостеприимства составляет 9 % мирового ВВП и дает работу миллионам людей. Пример Авраама и Сарры показывает, что такой труд может быть очень важным как служение Богу и людям. Как еще мы можем побуждать друг друга быть щедрыми в гостеприимстве, независимо от нашего рода деятельности?

Авраам не дает благословению пройти мимо (Бытие 18:1-5)

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Аврааму являются три таинственных мужа, и это оказывается Божиим посещением. В Библии ангелы, знаменующие Божие присутствие, являются обычно не в виде крылатых существ, которых мы привыкли видеть на картинках, а как мужи или, реже, юноши. Все древние церковные толкователи сходятся на том, эти трое мужей – Ангелы, знаменующие Святую Троицу.

Авраам видит перед собой «трех мужей», которые идут куда-то во время «зноя дневного», и приглашает их зайти к нему, передохнуть и поесть. Чему мы можем научиться из этого примера? Авраам уповает на Бога, который все устроит в его жизни. Но это упование не является пассивным. Святой Иоанн Златоуст подчеркивает усердие Авраама, который настойчиво приглашает странников к себе.

Эти мужи идут мимо, но Авраам спешит оказать им гостеприимство. И тут оказывается, что он принимает не просто путников, которые шли мимо его шатра: под его кров входит сам Бог – Бог, который подтверждает Свое обетование: «И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей» (Бытие 18:10).

Мы призваны видеть возможность послужить Богу, в т. ч. на нашем рабочем месте, и энергично за нее ухватываться. Тогда Бог благословит нас.

Для прослушивания данного комментария нажмите здесь: Сергей Худиев. Авраам не дает благословению пройти мимо (Бытие 18:1-5)

Нетерпение лишило Исава первородства (Бытие 25:29-34)

Автор: Сергей ХУДИЕВ

Исав – охотник, «искусный в звероловстве», его промысел сильно зависит от удачи и ловкости; он заботится о стаде и, как бы мы сейчас сказали, «ведет сельское хозяйство». Его деятельность предполагает гораздо больше планирования, постоянных, рассчитанных усилий. По-видимому, в этот день Исаву не повезло на охоте: у него нет дичи, которую он мог бы себе приготовить или хотя бы предложить Иакову в обмен на похлебку.

Иаков предлагает отдать ему первородство. Первородство, т. е. статус старшего сына в семье, имело огромное значение. Оно означало, что человек будет продолжателем рода и наследником. Мы до сих пор употребляем выражение «продать первородство за чечевичную похлебку» для обозначения ситуации, когда что-то очень важное отдают за бесценок. Почему Исав совершает такой глупый поступок? По очевидной причине: его охота не удалась, он голоден и огорчен. Он не умирает в буквальном смысле и, конечно, не умер бы, потерпев голод чуть подольше. На следующий день он наверняка поймал бы что-нибудь. Но он лишен той внутренней дисциплины, которая побуждает человека откладывать удовлетворение своих желаний. Это оборачивается величайшим провалом в его жизни.

Терпение – способность переносить дискомфорт, неудовлетворенность, откладывать исполнение своих желаний. Это важное качество человека, который добивается успеха. Чтобы добиться чего-то, нам часто приходится прилагать усилия, которые не приносят немедленного удовлетворения, например, когда мы осваиваем новую профессию и занимаемся таким невыносимо скучным делом, как изучение грамматики иностранного языка. Но без упорного терпения мы ничего не добьемся и рискуем потерять то, что у нас уже есть.

Для прослушивания данного комментария нажмите здесь: Сергей Худиев. Нетерпение лишило Исава первородства (Бытие 25:29-34)

Преображение Иакова и примирение с Исавом (Бытие 32-33)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

После ухудшения отношений со своим тестем и разделения хозяйства, в которых оба они вели себя не очень хорошо, Иаков покинул Лавана. Заняв свое положение с помощью нечестности и хитрости Лавана много лет назад, Иаков теперь видит возможность узаконить это положение, придя к согласию со своим жившим отдельно братом. Однако он ожидал напряженных переговоров. Испугавшись, что Исав идет навстречу с четырьмя сотнями вооруженных людей, Иаков разделил свою семью и животных на две группы, чтобы повысить шансы на выживание. Он молился о защите и заранее отправил большой дар, чтобы успокоить Исава. Однако за ночь до встречи к хитрому Иакову к его удивлению пришла непонятная личность. Сам Бог атаковал его в виде сильного человека, с которым Иакову пришлось бороться всю ночь. Оказывается, Бог – это не только Бог поклонения и религии, но также Бог труда и семейных дел, и Он не выше того, чтобы проучить таких хитрецов, как Иаков. В этой борьбе Он добился преимущества, постоянно нанося раны бедру Иакова, однако тот в своей слабости сказал, что не сдастся, пока нападавший не благословит его.

Это стало поворотным моментом в жизни Иакова. Он познал годы противостояния с людьми, однако вместе с этим он также испытывал трудности в отношениях с Богом. Наконец он встретил Бога и получил Его благословение во время противостояния. Иаков получил новое имя (Израиль) и даже переименовал то место в честь того, что встретился на нем лицом к лицу с Богом (Бытие 32:30). Казавшаяся ранее зловещей встреча с Исавом произошла следующим утром и опровергла страшные ожидания Иакова самым замечательным образом. Исав побежал к Иакову и обнял его. Он любезно пытался отказаться от даров Иакова, хотя тот и настаивал, чтобы он взял их. Преображенный Иаков сказал Исаву: «...я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие» (Бытие 33:10).

Неопределенная личность противника Иакова неслучайна в этой истории. Она подчеркивает, что Иаков боролся как с Богом, так и с человеком. Иаков показывает нам пример истины в основе веры: наши отношения с Богом и людьми взаимосвязаны. Наше примирение с Богом делает возможным примирение с людьми. Таким же образом в этом примирении с другими мы начинаем лучше видеть и познавать Бога. Примирение применимо к семье,  друзьям, церкви, компаниям и даже народам. Только Христос может дать нам мир, но мы являемся Его посланниками для этого. Исходя из первоначального обещания Бога Аврааму, это благословение относится ко всему миру.

Божий замысел, чтобы все было во благо (Бытие 50:15-21)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Слова раскаивающихся братьев привели Иосифа к одному из важнейших богословских вопросов его жизни и во многом всей книги Бытия. Он сказал им не бояться, и что он не будет мстить за то, как они обошлись с ним. «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших» (Бытие 50:20-21). Слова Иосифа о «великом числе людей» являются отсылкой на завет Бога благословить «все племена земные» (Бытие 12:3). Как мы можем увидеть, Бог послал гораздо больше благословений, чем Иосиф представить (см. Ефесянам 3:20).

Божья работа в самом Иосифе и через него имела реальную, практическую ценность: сохранить жизни. Если у нас когда-либо складывается впечатление, что Бог хочет, чтобы мы работали, только чтобы иметь возможность рассказать другим о Нем, или что единственная важная часть нашей работы – это построение отношений, то труд Иосифа говорит об обратном. То, что мы делаем на работе, само по себе важно для Бога и людей. Иногда это потому что наш труд является частью чего-то большего, и мы не видим все результаты нашей работы. Иосиф смотрел на свой труд более широко, и его не разочаровывали неизбежные взлеты и падения.

Это не означает, что взаимоотношения на работе не важны. Утешение Иосифа в адрес его братьев является хорошим примером прощения. Следуя указанию отца, Иосиф прощает их и тем самым освобождает от вины. Его прощение, как и всякое истинное прощение, было не просто словами. Иосиф использовал богатые ресурсы Египта, которые Бог отдал в его власть, ради оказания поддержки и процветания. Он осознал, что осуждение – не его дело, «ибо я боюсь Бога» (Бытие 50:19). Он не посягнул на роль судьи, но помог своим братьям наладить отношения с Богом, спасшим всех их.

Отношения Иосифа с братьями были одновременно и семейными, и экономическими. Между этими сферами нет четкой грани; прощение необходимо и там, и там. Мы можем подумать, будто наши духовные ценности применимы только в религиозной сфере, например, в поместной церкви. Конечно, значительная часть нашей трудовой жизни проходит среди других людей, и мы должны принять тот факт, что многие из них не разделят нашу веру. Но четкое разделение жизни на отдельные части, – «святое» и «мирское», – не соответствует библейской перспективе. В этом смысле утверждение о важности и пользе прощения в рабочем коллективе не является проявлением религиозного фанатизма.

В этой жизни всегда будет много боли и страданий. Никакая организация не защищена от этого. Наивно предполагать, что никто не будет намеренно причинять вред своими словами или действиями. Иосиф прекрасно знал, что некоторые люди пытались причинить ему боль целенаправленно. У нас самих, возможно, был подобный опыт. Однако в этом есть и более глубокая правда о Божьих благих намерениях. Помня об этом во время страданий, мы легче переносим боль и лучше понимаем Христа.

Иосиф считал себя соработником Бога, полезным для Божьего труда среди Его людей. Он непонаслышке знал, какой вред способны причинять люди, и принимал тот факт, что люди иногда являются своими же злейшими врагами. Он знал семейные истории о вере и сомнениях, о верном служении и самосохранении, о правде и обмане. Он также знал о Божьих обещаниях Аврааму, Его обетовании благословить эту семью и о Божьей мудрости в работе с Его людьми, когда Он совершенствует их через жизненные трудности. Он не закрывал глаза на их грехи, а скорее воспринимал их в контексте великого Божьего труда. Осознание неизбежного и чудесного успеха Божьих обещаний делает наш труд осмысленным, чего бы нам это ни стоило.

Из многих уроков о труде в книге Бытия именно этот объясняет суть искупления, ставшего возможным через распятие (1 Коринфянам 2:8-10). Наша работа дает нам окружение, в котором проявляются наши ценности и личность, когда мы принимаем решения, влияющие на нас самих и на окружающих. В Своих мудрости и силе Бог способен работать с нашей верностью, смешанной со слабостью, исправляя наши неудачные попытки исполнить то, что Он приготовил для нас.