Библейские комментарии. Исход

Божий призыв к Моисею (Исход 2:11-3:22)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Хотя Моисей был евреем, он воспитывался в царской семье как внук фараона. Его отвращение к несправедливости вылилось в летальное нападение на египтянина, избивавшего еврейского рабочего. Это происшествие привлекло внимание фараона, поэтому Моисей был вынужден спасаться бегством и стал пастухом в Мадиамской земле, находящейся за несколько сотен километров к востоку от Египта с другой стороны Синайского полуострова. Мы точно не знаем, сколько он жил там, но за это время он женился, и у него родился сын. Кроме того, произошли два важных события: фараон умер; Господь услышал вопль Своего народа, находящегося в угнетении, и вспомнил Свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом (Исход 2:23-25). То, что Бог вспомнил его, не означает, что Он забыл о Своем народе. Это значит, что Он начал действовать ради них. Для этого Он и призвал Моисея.

Бог призвал Моисея, когда тот был на работе. Рассказ о том, как это произошло, включает шесть элементов, которые формируют образец, явно проявляющийся в жизни других лидеров и пророков в Библии. Поэтому нужно обязательно исследовать повествование об этом призыве и рассмотреть его значение для нас сегодня, особенно в контексте работы.

Во-первых, Бог противостал Моисею и привлек его внимание горящим кустом (Исход 3:2-5). Нет ничего удивительного в том, что в полупустыне загорелся куст, однако Моисея заинтересовал конкретный куст. Моисей услышал свое имя и ответил: «Вот я» (Исход 3:4). Это утверждение о готовности, а не о местоположении. Во-вторых, Господь представился Богом патриархов и сообщил о намерении вывести Свой народ из Египта и привести их в землю, которую обещал Аврааму. В-третьих, Бог поручил Моисею идти к фараону, чтобы вывести Божий народ из Египта. В-четвертых, Моисей возразил (Исход 3:11). Хотя он непосредственно перед этим услышал мощное откровение о том, Кто говорил с ним, его сразу же стал беспокоить вопрос: «Кто я?». В ответ на это Бог убедил Моисея обещанием Своего присутствия (Исход 3:12). Наконец, Бог заговорил о подтверждающем знамении (Исход 3:12).

Те же элементы присутствуют в нескольких других рассказах о призывах в Писании (Гедеон, Исаия, Иеремия, Иезекииль, некоторые ученики Иисуса). Это не жесткая формула, т. к. многие другие призывы в Писании совершались иначе. Но это предполагает, что Божий призыв часто приходит через расширенную серию встреч, которые со временем ведут человека Божьим путем.

 

 

Судья

Гедеон

Пророк

Исаия

Пророк

Иеремия

Пророк

Иезекииль

Ученики Иисуса

Матфея

Противостояние

6:11-12

6:1-2

1:4

1:1-28

28:16-17

Представление

6:12-13

6:3-7

1:5

1:28-2:2

28:18

Поручение

6:14

6:8-10

1:5

2:3-5

28:19-20

Возражение

6:15

6:11

1:6

2:6, 8

 

Убеждение

6:16

6:11-13

1:7-8

2:6-7

28:20

Подтверждающее знамение

6:17-21

 

1:9-10

2:9-3:2

Возможно, Деяния

 

Заметьте, что в основном это призвания не к священническому или религиозному служению в общине. Гедеон был военачальником, Исаия, Иеремия и Иезекииль – общественными критиками, а Иисус – Царем (хотя и не в традиционном смысле). Во многих церквях в наши дни слово «призыв» ограничено религиозными занятиями, но в Писании это не так, особенно в Исходе. Сам Моисей был не священником или религиозным лидером (в отличие от Аарона и Мириам), а пастухом и государственным лидером. Вопрос Господа к Моисею «что это у тебя в руке?» (Исход 4:2) меняет цель обычного пастушеского инструмента, придав ему такие виды применения, которые Моисей никогда не считал возможными (Исход 4:3-5).

Божий труд по искуплению Израиля (Исход 5:1-6:28)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

В книге Исход основным действующим лицом является Бог. То, что мы читаем в 6:2-8, относится не только к непосредственному контексту угнетения израильского народа в Египте. Это вырисовывает общий план, который характеризует всю Божью работу в Библии. Христианам важно иметь ясное представление о масштабах Божьей работы, т. к. это помогает понять, что значит молиться о пришествии Божьего Царства и о том, чтобы Его воля совершилась на земле, как и на небе (Матфея 6:10). Исполнение этих намерений – это то, чем занят Бог. Для их осуществления Он будет вовлекать весь Свой народ, а не только тех, кто занимается «религиозной» деятельностью. Ясное понимание Божьего труда помогает нам лучше размышлять не только о сущности нашей работы, но и о том, как мы должны ее выполнять в соответствии с Божьими намерениями.

Чтобы лучше оценить этот ключевой текст, приведем краткие наблюдения, а затем поговорим о его применении в богословии труда. После первого убедительного ответа на обвинительный вопрос Моисея о Божьей миссии (Исход 5:22-6:1) Бог ставит более расширенный ответ в рамки слов «Я Господь» (Исход 6:2-8). Эта ключевая фраза отмечает начало и конец абзаца и дает его содержанию высокий приоритет. Следует обратить внимание на то, что эта фраза не сообщает о сущности Бога в смысле Его титула. Она открывает собственное Имя Бога, говоря о том, кто Он есть. Он Бог, заключивший завет, сдержавший обещание, явившийся патриархам. Поэтому труд, который Он собирается исполнить для Своего народа, основан на намерениях, которые Он выразил им, а именно: размножить потомков Авраама, сделать его имя великим и благословить его, чтобы через него благословились все племена земные (Бытие 12:2-3).

Десять заповедей (Исход 20:1-17)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Заповедь № 1: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исход 20:3)

Первая заповедь напоминает нам, что все в Торе проистекает из любви, которую мы испытываем к Богу. Она, в свою очередь, является ответом на Его любовь к нам. Эта любовь была явлена тем, что Бог избавил Израиль «из дома рабства» в Египте (Исход 20:2). Ничто другое в жизни не должно беспокоить нас больше, чем наше желание любить и быть любимыми Богом. Если у нас есть какая-то другая забота сильнее, чем наша любовь к Богу, то дело не в том, что мы нарушаем Божьи правила, а в том, что мы в действительности не находимся в общении с Богом. Что-то иное, будь то деньги, власть, безопасность, признание, секс и т. п., стало для нас богом. У него будут собственные заповеди, противоречащие Божьим, и мы будем неизбежно нарушать Тору, исполняя требования этого бога. Соблюдение же десяти заповедей возможно только со стороны тех, у кого нет иного бога, кроме Истинного.

В мире труда это означает, что мы не должны позволять работе или ее требованиям и плодам заменять Бога и становиться важнейшей для нас заботой в жизни. Не позволяйте никому и ничему ставить под угрозу центральное место Бога в вашей жизни. Поскольку большинство людей работают в основном ради заработка, чрезмерное стремление к деньгам, вероятно, является самой распространенной опасностью для первой заповеди в связи с работой. Иисус предупреждал именно об этом: «Никто не может служить двум господам… Нельзя служить Богу и богатству» (Матфея 6:24). Но почти все, связанное с работой, может исказиться в наших желаниях до такой степени, что будет мешать нашей любви к Богу. Карьера скольких людей трагически заканчивается из-за того, что средства для достижения целей ради любви к Богу, такие как политическая власть, финансовая устойчивость, приверженность работе, статус среди коллег или превосходные результаты, сами становятся целями?

Практический критерий состоит в том, чтобы спросить, проявляется ли наша любовь к Богу в нашем отношении к людям на работе. «Кто говорит: «Я люблю Бога», - а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоанна 4:20-21). Если мы ставим свои личные заботы превыше заботы о людях, с которыми, для которых и среди которых мы работаем, то мы делаем свои личные заботы нашим богом. В частности, если мы относимся к другим людям как к вещам, которыми надо манипулировать, препятствиям, которые надо преодолевать, инструментам, с помощью которых надо достигать желаемого, или просто нейтральным объектам в своем поле зрения, то мы демонстрируем, что не любим Бога всем своим сердцем, душой и разумом.

В этом контексте мы можем начать перечислять некоторые связанные с работой действия, имеющие высокий потенциал воспрепятствовать нашей любви к Богу. Заниматься работой, которая идет вразрез с нашей совестью или открывает другим людям путь, противоречащий их совести, с целью получения прибыли, то это не любовь к Богу: работа в организации, где для достижения успеха нам приходится вредить другим; настолько длинный рабочий день, что почти не остается времени на молитву, поклонение, отдых и углубление наших отношений с Богом; работа среди людей, которые деморализуют нас или соблазняют уйти от Бога; работа там, где алкоголь, злоупотребление наркотиками, насилие, сексуальная распущенность, коррупция, неуважение, расизм или другое нечеловеческое отношение искажают образ Бога в нас и людях, с которыми мы встречаемся на работе. Если мы можем найти способы избежать подобных опасностей на работе, даже если это значит сменить работу, то будет мудро именно так и поступить. Если это невозможно, мы можем хотя бы осознать, что нуждаемся в помощи для поддержания нашей любви к Богу в контексте нашей работы.

Заповедь № 2: «Не делай себе кумира» (Исход 20:4)

Вторая заповедь поднимает вопрос поклонения кумирам. Кумиры – это боги, которых мы сами сотворили, не имеющие в себе ничего, что не исходило бы от нас, боги, которых, как нам кажется, мы контролируем. В древние времена идолопоклонство часто принимало форму поклонения физическим объектам. Но на самом деле вопрос заключается в доверии и преданности. На чем в конечном итоге мы основываем нашу надежду на благосостояние и успех? Все, что не способно исполнить нашу надежду, т. е. все кроме Бога, – это идол независимо от того, физический это объект или нет. История о семье, которая сделала идола с целью манипулировать Богом, и о катастрофических личных, социальных и экономических последствиях наглядно рассказана в Судьей 17-21.

В мире труда принято говорить о деньгах, славе и власти как потенциальных кумирах, и это оправданно. Они не являются идолами сами по себе и по факту могут быть необходимы для выполнения наших ролей в Божьем творческом и искупительном труде в этом мире. Однако когда мы считаем, что полностью контролируем их, или что их достижение обеспечит нам безопасность и процветание, мы начинаем впадать в идолопоклонство. То же может произойти почти с каждым другим аспектом успеха, вкл. подготовку, усердную работу, крепкое здоровье, творчество, риск, богатство и другие ресурсы и благоприятные обстоятельства. Как работники, мы должны признать истинную важность этих элементов. Как Божьи люди, мы должны распознавать, когда начинаем делать из них кумиров. По Божьей благодати мы можем преодолеть искушение поклоняться этим благим вещам. Развитие подлинно божественной мудрости и навыка для любой задачи заключается в том, «чтобы упование твое было на Господа» (Притчи 22:19).

Отличительный элемент идолопоклонства – тварная сущность кумира, сотворенного человеком. На работе опасность идолопоклонства возникает тогда, когда мы по ошибке принимаем свою власть, знания, культурную проницательность и мнение за исчерпывающую реальность. Когда мы перестаем считать себя ответственными за соответствие стандартам, которые устанавливаем для других, прекращаем прислушиваться к идеям других или стремимся сокрушить тех, кто с нами не согласен, не начинаем ли мы делать кумиров из самих себя?

Заповедь № 3: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исход 20:7)

Третья заповедь буквально запрещает Божьему народу напрасно употреблять Имя Бога. Эта заповедь не ограничивается именем «Яхве» (Исход 3:15), но включает в себя Бога, Иисуса, Христа и т. д. Но что это значит? Это, конечно, включает в себя неуважительное употребление Его Имен(и) в проклятии, клевете и богохульстве. Но что более важно, эта заповедь означает ложное приписывание человеческих намерений Богу. Она запрещает нам требовать Божьей власти для наших собственных действий и решений. К сожалению, некоторые христиане полагают, что следование за Богом на работе состоит прежде всего в том, чтобы говорить о Боге на основании своего личного понимания, а не в том, чтобы работать с уважением к другим и нести ответственность за свои действия. «Божья воля в том, чтобы...» или «Бог наказывает тебя за...» – очень опасные высказывания, которые почти никогда не бывают верными, если произносятся людьми без различения (1 Фессалоникийцам 5:20-21). В этом свете, возможно, традиционная еврейская сдержанность в произношении слова «Бог» даже в переводе, не говоря уже о самом Имени, демонстрирует мудрость, которой часто не хватает христианам. Если бы мы были немного осторожнее в том, чтобы не разбрасываться словом «Бог», то, возможно, мы были бы более рассудительны, утверждая, что знаем волю Бога, особенно в отношении других людей. Третья заповедь также напоминает нам, что уважение к человеческим именам важно для Бога. Добрый Пастырь «зовет своих овец по имени» (Иоанна 10:3) и предупреждает нас, что если мы назовем другого человека дураком, то «геене огненной» (Матфея 5:22). Помня об этом, мы не должны обзывать других. В этом смысле мы неправильно употребляем имена людей, когда их проклинаем, унижаем, притесняем и обманываем. Мы должным образом употребляем имена людей, когда используем их для поощрения, благодарности, солидарности и приветствия. 

Заповедь № 4: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай» (Исход 20:8-11)

Вопрос субботы сложен не только в Исходе и Ветхом Завете, но и в христианском богословии и практике. Первая часть заповеди призывает к прекращению работы в один день из семи. Другие упоминания субботы можно найти в Исходе 16 (сбор манны), 23:10-12 (седьмой год и цель еженедельного отдыха), 31:12-17 (наказание за нарушение), 34:21 и 35:1-3. В древнем мире суббота была уникальна для Израиля. С одной стороны, она была несравненным даром израильскому народу. Никакой другой народ не имел привилегии отдыха в один из семи дней. С другой стороны, она требовала необычайного доверия Божьему обеспечению. Шести дней работы должно было быть достаточно, чтобы сеять, собирать урожай, носить воду, прясть и зарабатывать средства благодаря производству. Когда Израиль отдыхал один день в неделю, окружающие народы продолжали ковать мечи, ставить оперение на стрелы и тренировать воинов. Израилю приходилось верить, что Бог не позволит дню отдыха привести к экономическим и военным катастрофам.

Мы сталкиваемся с тем же вопросом доверия Божьему обеспечению и в наши дни. Если мы соблюдаем эту заповедь и живем по Божьему циклу труда и отдыха, сможем ли мы конкурировать в современной экономике? Требуется ли работать все семь дней, чтобы не потерять работу (а то и две или три работы), содержать дом в чистоте, готовить еду, косить траву, мыть машину, платить по счетам, учиться и покупать одежду, или мы можем доверять, что Бог будет нас обеспечивать, даже если у нас будет один выходной каждую неделю? Сможем ли мы выделить время для поклонения Богу, молитвы и встречи с другими верующими для изучения и ободрения? И если мы это сделаем, это повысит или понизит нашу производительность? Четвертая заповедь не объясняет того, как Бог устроит все это для нас. Она просто говорит нам отдыхать каждый седьмой день.

Христиане перенесли день отдыха на День Господа (Воскресенье, т. е. день воскресения Христа), но суть субботы не в том, чтобы возвысить определенный день недели (Римлянам 14:5-6). Полярность, которая фактически дает основание субботе, – это работа и отдых. Четвертая заповедь включает в себя и то, и другое. Шесть дней работы настолько же являются частью этой заповеди, как и один день отдыха. Хотя многие христиане находятся в опасности того, чтобы позволить работе сократить время отдыха, другие подвержены противоположной опасности – уклоняться от работы и пытаться жить в досуге и безделье. Это даже хуже, чем отрицать субботу, т. к. «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тимофею 5:8). Нам нужен здравый алгоритм работы и отдыха, который подходит нам, нашей семье, работникам и клиентам. Такой ритм может включать (или не включать) двадцать четыре часа непрерывного отдыха, выпадающих на воскресенье (или на субботу). Пропорции могут меняться в зависимости от временных необходимостей (современный эквивалент вытаскивания вола из колодца в субботу; см. Луки 14:5) или меняющихся потребностей в различные периоды жизни.

Если излишняя работа является нашей главной опасностью, нам нужно найти путь соблюдения четвертой заповеди, избегая ложного дуализма, противопоставляющего духовное (воскресное богослужение) светскому (работа с понедельника по субботу). Если опасность для нас представляет стремление избежать работы, нам надо научиться находить радость и смысл в работе как служении Богу и ближним (Ефесянам 4:28).

Заповедь № 5: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20:12)

Существует множество способов выражения почтения (или непочтения) к родителям. Во дни Иисуса фарисеи хотели ограничить это тем, чтобы хорошо о них говорить. Но Иисус указал на то, что исполнение этой заповеди требует работы ради обеспечения своих родителей (Марка 7:9-13). Мы почитаем людей, трудясь для их блага.

Для многих людей хорошие отношения с родителями – одна из радостей жизни. Служение в любви – это радость, и исполнять эту заповедь легко. Но для нас эта заповедь также является испытанием, когда мы считаем обременительным работать ради наших родителей. Возможно, мы подвергались жестокому обращению, пренебрежению, контролю или назойливости с их стороны. Пребывание рядом с ними может подрывать наше самосознание, приверженность супругу или супруге (вкл. наши обязанности в связи с третьей заповедью) и даже отношения с Богом. Даже если у нас хорошие отношения с родителями, может наступить время, когда забота о них станет крупным бременем просто из-за времени и труда, которые для этого требуются. Если старение или склероз крадут у них память, способности и доброжелательность, забота о них может превратиться в скорбь.

Однако пятая заповедь дается вместе с обетованием: «…чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Бытие 20:12). Так или иначе, почитание отца и матери практическим способом несет не менее практическую выгоду, давая нам более долгую (возможно, в значении «более полноценную») жизнь в Божьем Царстве. Нам не сказано, как это будет происходить, но нам сказано ожидать этого, и для этого мы должны доверять Богу (см. первую заповедь).

По сути эта заповедь относится и к работе, поскольку это командная работа на благо родителей. Рабочее место может быть там, где мы зарабатываем, чтобы их поддерживать, или оно может находиться в том месте, где мы помогаем им в повседневных делах. И то, и другое – труд. Когда мы устраиваемся на работу, потому что она позволяет нам жить недалеко от них, отправляем им деньги, применяем ценности и способности, которые они в нас развили, или исполняем то, важности чего они нас научили, мы почитаем их. Когда мы ограничиваем свою карьеру, чтобы иметь возможность быть с ними, занимаемся уборкой и готовим для них, моем и обнимаем их, возим их туда, где они любят бывать или снижаем их страхи, мы почитаем их.

Мы также должны признать, что во многих культурах то, какой работой люди будут заниматься, диктуется выбором их родителей и потребностями их семей, а не их собственными решениями и предпочтениями. Временами это поднимает серьезный конфликт для христиан, которые находят требования первой заповеди (следовать Божьему призыву) и пятой заповеди конкурирующими друг с другом. Они обнаруживают, что вынуждены сделать трудный выбор, которого родители не понимают. Даже Иисус испытал родительское недопонимание, когда Мария и Иосиф не могли понять, почему Он остался в храме, когда Его семья отправилась из Иерусалима домой (Луки 2:49).

На своих рабочих местах мы можем помочь другим людям исполнять пятую заповедь, а также можем соблюдать ее сами. Мы должны помнить, что работодатели, клиенты, коллеги, начальники, поставщики и другие люди также имеют семьи; тогда мы можем корректировать наши ожидания, чтобы поддерживать их в почитании их семей. Когда другие делятся или жалуются на свои трудности с родителями, мы можем выслушать их с состраданием, их поддержать практически (например, предложив отработать за них смену, чтобы они могли побыть с родителями), возможно, предложить им задуматься о благочестивой точке зрения или просто отражать благодать Христову для тех, кто чувствует, что терпит неудачу в своих отношениях с родителями.

Заповедь № 6: «Не убивай» (Исход 20:13)

К сожалению, шестая заповедь имеет практическое применение и на современных рабочих местах, где насилие может закончиться убийством. Но убийство – не единственная форма насилия на работе. Это крайность. Иисус сказал, что даже гнев является нарушением шестой заповеди (Матфея 5:21-22). Как отмечал Павел, мы можем оказаться неспособны предотвратить чувство гнева, но можем научиться с ним справляться: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефесянам 4:26). Тогда наиболее значимым выводом из этой заповеди для работы может быть следующее: если вы злитесь на работе, обратитесь за помощью, чтобы научиться контролировать гнев. Признание того, что в некоторых культурах проявление непропорционального гнева часто является обычным поведением при решении проблем на работе, – первый шаг к его сдерживанию. Моделирование самоконтроля и поиск молитвенной паузы будут хорошими первыми шагами. Пасторы и церкви могут предлагать уроки и консультации по управлению гневом, их применение может быть весьма эффективным способом соблюдения шестой заповеди.

Убийство – это то, что совершается преднамеренно, но прецедентное право, вытекающее из шестой заповеди, показывает, что мы также обязаны предотвращать непреднамеренные смерти. Особенно наглядным примером является случай, когда вол (рабочее животное) убивает мужчину или женщину (Исход 21:28-29). Если это событие было предсказуемо, убийцей считается хозяин вола. Другими словами, начальники и менеджеры несут ответственность за обеспечение безопасности на рабочем месте (в разумных пределах). Этот принцип закреплен в законодательстве многих стран, где безопасность на рабочем месте является предметом государственной политики, саморегулирования промышленности, а также политики и практики компаний. И все-таки различные предприятия продолжают требовать или позволять персоналу работать в экстремальных условиях. Шестая заповедь напоминает христианам, играющим какую-либо роль в создании условий работы и / или осуществляющим надзор за работниками, что создание безопасных условий работы является одной из главных обязанностей в мире труда.

Заповедь № 7: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14)

Работа – одно из самых распространенных мест для прелюбодеяния, причем не только тогда, когда оно происходит на самом рабочем месте. Часто оно начинается с рабочей обстановки и отношений с коллегами. Поэтому первое применение этой заповеди к рабочему месту буквально. Женатые и замужние люди не должны заниматься сексом ни с кем, кроме человека, с которым они состоят в браке (в т. ч. на или из-за своей работы). Очевидно, это запрещает иметь дело с сексуальными профессиями, такими как проституция и порнография, за исключением случаев, когда организация занимается борьбой с ними. Любой вид работы, ослабляющий узы брака, нарушает седьмую заповедь. Это может происходить многими путями. Некоторые типы работы поощряют сильные эмоциональные связи между коллегами без адекватной поддержи их преданности супругам, как бывает в больницах, коммерческих и некоммерческих предприятиях, учебных заведениях, а также церквях. Некоторые условия труда излишне приводят людей к тесному физическому контакту в течение длительных периодов времени или не в состоянии установить разумные ограничения на встречи в нерабочее время, как это бывает при длительных командировках.

Среди других опасностей – работа, подвергающая людей сексуальным домогательствам и принуждению заниматься сексом с теми, кто имеет над ними власть. Некоторые виды работы раздувают самолюбие людей или подвергают их лести, как порой бывает со знаменитостями, известными спортсменами, титанами бизнеса, чиновниками и сверхбогатыми людьми. Работа может требовать проводить так много времени вне дома (физически, умственно или эмоционально), что это разрушает узы супружества. Все это может представлять опасность, которую христианам следует распознавать и избегать. И все же серьезность седьмой заповеди возникает не столько потому, что прелюбодеяние является незаконным сексом, сколько потому, что оно нарушает установленный Богом завет. Бог сотворил мужа и жену, чтобы они стали «одной плотью» (Бытие 2:24), и комментарий Иисуса на седьмую заповедь подчеркивает роль Бога в брачном завете: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19:6). Следовательно, прелюбодеяние – это не только секс с кем-то, с кем его не должно быть, но и нарушение завета с Господом Богом. Ветхий Завет часто использует слово «прелюбодеяние» и связанные с ним образы для обозначения не сексуального греха, а идолопоклонства. Пророки часто называли неверность Израиля Богу словами «прелюбодеяние» и «блуд», (например, Исаии 57:3, Иеремии 3:8, Иезекииля 16:38 и Осии 2:2 и т. д.). Поэтому любое нарушение верности Богу Израиля – это прелюбодеяние в фигуральном смысле, независимо от того, есть ли в нем незаконный секс или нет. Такое применение термина «прелюбодеяние» объединяет первую, вторую и седьмую заповеди и напоминает, что Десять Заповедей являются выражением единого завета с Богом, а не неким списком из десяти важных правил.

Поэтому следует избегать работы, которая требует от нас или ведет нас к идолопоклонству. Трудно представить, как христианин может вести веб-сайт с распутным контентом, создавать идолопоклонническое искусство или музыку или издавать богохульные книги. Все, что мы делаем в жизни, вкл. работу, в некоторой степени имеет тенденцию усиливать или ослаблять наши отношения с Богом; в течение всей жизни постоянный стресс на работе, который духовно ослабляет нас, может оказаться губительным. Нам следует включить этот фактор в наши карьерные решения настолько, насколько только возможно.

Отличительный аспект заветов, нарушаемых прелюбодеянием, заключается в том, что они являются заветами с Богом. Но разве не каждое обещание или соглашение, данное христианином, подразумевают завет с Богом? Павел призывает нас: «Все, что вы делаете, словом или действием, делайте во имя Господа Иисуса» (Колоссянам 3:17). Договоры, обещания и соглашения – это, безусловно, то, что мы исполняем словом и / или действием. Если мы делаем все это во имя Господа, то не может быть такого, что некоторые обещания должны выполняться, потому что являются заветами с Богом, в то время как другие могут быть нарушены, т. к. они даны только людям. Мы должны соблюдать все наши соглашения и не вынуждать других нарушать свои. Независимо от того, содержится ли это в Исходе 20:14 или разъяснено в учениях Ветхого и Нового Заветов, которые вытекают из него, принцип выполнять свои обещания и помогать другим выполнять свои может послужить хорошим выводом из седьмой заповеди для мира труда.

Заповедь № 8: «Не кради» (Исход 20:15)

Восьмая заповедь также тесно связана с трудом. Кража является нарушением трудовых правил, поскольку она лишает жертву плодов ее труда. Она также является нарушением заповеди трудиться шесть дней в неделю, поскольку в большинстве случаев воровство совершается с целью избежания честного труда, что вновь указывает на взаимосвязь Десяти Заповедей. Поэтому мы можем принять как слово Божье то, что мы не должны воровать у тех, для кого, с кем или среди кого мы работаем. Воровство может происходить во многих формах. Каждый раз, когда мы забираем какую-либо ценность у ее законного владельца без его согласия, мы совершаем кражу. Незаконное присвоение ресурсов или средств для личного использования является воровством. Использование обмана для осуществления продаж, завоевания доли рынка или повышения цен является кражей, потому что обман означает, что то, на что соглашается покупатель, не является реальной ситуацией. Подобным образом, получение прибыли с использованием в своих интересах страхов людей, их уязвимости, бессилия или отчаяния является воровством, потому что их согласие не является действительно добровольным. 

К сожалению, многие виды работы включают в себя использование незнания других людей или отсутствие альтернатив для склонения их к сделкам, на которые они иначе бы не согласились. Компании, правительства, отдельные лица, союзы и т. д. могут использовать свои полномочия для принуждения других к несправедливым ценам, заработной плате, финансовым и трудовым условиям, рабочему времени или другим факторам. Даже если мы не грабим банки и не воруем у наших работодателей и / или клиентов, мы, вероятно, участвуем в несправедливых или неэтичных действиях, которые лишают других людей их прав. 

Заповедь № 9: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16)

Эта заповедь чтит право человека на собственную репутацию. Она находит прямое применение в судопроизводстве, где сказанное людьми описывает реальность и определяет ход жизни. Судебные решения и другие юридические процессы оказывают огромное влияние, и в этом смысле Библия отстаивает верховенство закона. Манипулирование юридическим процессом подрывает этическую структуру общества и, таким образом, представляет собой крайне серьезное преступление. 

Хотя девятая заповедь изложена языком юридическим, она применима практически ко всем аспектам жизни. Мы никогда не должны говорить или делать что-то, что искажает мнение о других. Порой даже в церквях репутации запятнываются или губятся за кофе, который подают в фарфоре с десертом. Эти де-факто судебные заседания проводятся без надлежащей правовой процедуры. Делаются обвинения; допускаются слухи; без возражений звучат клевета и лжесвидетельства. Нет улик, нет адвокатов. Как христиане, мы должны отказываться терпеть любые разговоры, в которых отсутствующего человека позорят или обвиняют, и он или она не может себя защитить. Греховно передавать слухи в любой форме, даже если это молитвенные просьбы или пастырские заботы. Христиане не только не должны участвовать в распространении слухов, но должны останавливать тех, кто их распространяет.

Это также предполагает, что сплетни на работе являются серьезным нарушением. Часть может относиться к личным или посторонним вопросам, что, однако, уже представляет собой серьезное зло. Но что сказать о случаях, когда кто-то пятнает профессиональную репутацию коллеги? Может ли действительно прозвучать правда в отсутствии тех, о которых говорят, когда они не могут за себя высказаться? Что насчет оценки производительности? Какие меры предосторожности должны быть, чтобы обеспечить достоверность и точность отчетов? В больших масштабах маркетинг и реклама работают в публичном пространстве организаций и частных лиц. В интересах представления своих собственных продуктов и услуг в лучшем свете в какой степени можно указать на недостатки и слабые стороны конкурентов без учета их точки зрения? Возможно ли, что права «вашего ближнего» могут включать в себя права других компаний? Масштабы глобальной экономики предполагают, что эта заповедь в действительности может иметь очень широкое применение. В мире, где чье-то субъективное восприятие часто выдается за общую объективную реальность, риторика эффективного убеждения может иметь (или не иметь) отношение к достоверным фактам. Данная заповедь напоминает нам, что люди могут быть не в состоянии определить, является ли их представление о других точным или нет. Однако Бога не обмануть. 

Заповедь № 10: «Не желай… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17)

Зависть может возникнуть где угодно, в т. ч. на работе, где статус, размер заработной платы и власть являются обычными факторами в профессиональных отношениях. У нас может хватать причин желать продвижения или вознаграждения на работе. Но зависть не должна быть одной из них. Также нельзя быть одержимым работой из-за стремления к общественному положению, которое она может обеспечить. В частности, на работе мы сталкиваемся с искушением неоправданно завышать наши достижения, в т. ч. за счет других. Противоядие этому простое (хотя порой трудноосуществимое): пусть для вас будет постоянной практикой полное признание достижений и заслуг других людей. Если научиться радоваться чужим успехам или хотя бы признавать их, мы оборвем канал, питающий зависть и алчность. Более того, если научиться работать так, чтобы наш успех шел рука об руку с успехом других, то алчность может замениться сотрудничеством, а зависть – солидарностью.

Дополнительные мысли о связи Десяти Заповедей и труда

В чем могут заключаться опасности «дара любви» для христианских лидеров? Можно ожидать, будто труд служителей будет оплачиваться в соответствии с должностной инструкцией и установленной зарплатой. Но не может ли эмоциональная привлекательность «дара любви» открыть врата для идолопоклонства? Билли Грэм и его молодая команда служителей еще в 1948 году установили барьеры в своем служении, чтобы подобной практики не было, решив тем самым поддерживать высочайший стандарт библейской нравственности и честности.

Христианин может нанять другого христианина для выполнения определенной работы или служения; служитель может даже похвастаться, что он просто хочет помочь. Он отказывается дать справедливую оценку ожидаемой компенсации, которую он желает получить по завершении своего служения, восклицая «Бог покажет вам» или «как скажете». Говоря подобное, он должен хранить свое сердце, чтобы действительно вверить этот вопрос Богу и не надеяться получить переплату. И наверняка он должен хранить свой язык от распространения любой критики в адрес тех, кто, как ему кажется, недоплатил ему. Как вариант, вопрос объема компенсации можно просто доверить другим верующим, которые разбираются в локальном контексте и специфике востребованной деятельности.

Кредитование и залог (Исход 22:25-27)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Рассмотрим еще один ряд законов относительно финансов и залогов (Исход 22:25-27). В данном отрывке затрагиваются две ситуации. Первая – о нуждающемся члене народа Божьего, который просит финансовый заем. Такой заем не должен выдаваться в соответствии с традиционными стандартами кредитования. Другими словами, он не должен выдаваться «под процент». Использующееся здесь еврейское слово нешекх привлекает внимание многих ученых. Означает ли оно завышенный и, таким образом, нечестный залог, превосходящий разумный процент, который должник обязан будет выплатить вместе с кредитом? Или это слово означает вообще любой залог? Отрывок не дает достаточного количества подробностей, чтобы ответить на подобные вопросы, однако последний вариант кажется более вероятным, поскольку в Ветхом Завете нешекх упоминается только в случаях кредитования для людей, оказавшихся в тяжелых обстоятельствах. Таким людям сложно выплатить любой процент. Если Израиль будет загонять своих людей в бесконечный круг финансовых долгов, это сподвигнет милостивого Бога к действию.

Данный отрывок не затрагивает вопрос, хорошо ли это или плохо для бизнеса. Уолтер Брюггеман замечает: «Закон не говорит об экономической целесообразности подобной практики. Он лишь утверждает востребованность заботы конкретным способом и требует от общины выработки практических деталей».

Вторая ситуация говорит о человеке, который оставляет в залог свое последнее одеяние. Вернуть ему таковой залог следует уже вечером, чтобы он мог уснуть, не подвергая здоровье риску (Исход 22:26-27). Означает ли это, что кредитор должен вернуться к нему уже на следующее утро, чтобы забрать его одежду на день, и поступать таким образом ежедневно до тех пор, пока должник не вернет долг? Судя по и без того предельно очевидному контексту, благочестивый кредитор не будет поступать столь абсурдно и просто не будет брать у должника ничего в залог. Конечно, подобные установления в меньшей степени применимы в современных условиях банковского кредитования и более подходят для систем социальной защиты бедных слоев населения.

Представление столь специфических требований вслед за Десятью заповедями означает, что Бог желает, чтобы Его народ почитал Его посредством фактических действий, направленных на удовлетворение реальных нужд. Эмоции в отрыве от осознанных действий не оказывают нуждающимся востребованной поддержки. Как говорит Иаков, «…вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Изучение примеров практического применения этих законов в древнем Израиле помогает нам понять, как применять их и сегодня. Однако следует помнить, что даже тогда эти законы служили скорее иллюстрациями. Так, Теренс Фретхайм заключает: «Практической реализации закона свойственна открытость. Текст призывает слушателей / читателей применить этот отрывок к каждой сфере жизни, где может повстречаться несправедливость. Другими словами, мы призваны законом выйти за рамки закона».

Внимательное прочтение открывает три причины, почему Божьему народу следует исполнять эти законы и применять их к текущим ситуациям. Во-первых, израильтяне и сами были рабами и чужестранцами в Египте (Исход 22:21, 23:9). Напоминание об этой истории говорит не только об искуплении, но также мотивирует относиться к другим так, как бы мы хотели, чтобы относились к нам (Матфея 7:12). Во-вторых, Бог слышит плач притесняемых и действует, особенно когда бездействуем мы (Исход 22:22-24). В-третьих, мы призваны быть Его святым народом (Исход 22:31Левит 19:2).