Библейские комментарии. От Луки

Евангелие от Луки и труд

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

В Евангелии от Луки Иисус провозглашается Царем, грядущим в этот мир. Под Его управлением будет исправлено все, что пошло не так из-за грехопадения. В наши дни многие правительства находятся в руках тех, кто взбунтовался против Бога. Однако этот мир является Божьим Царством, и повседневные дела, вкл. работу, являются делами этого Царства. Богу очень важны власти, продуктивность, справедливость и культура в Его мире.

Иисус является одновременно и Царем, и примером для подражания для тех, кто не обладает подобной властью. Хотя многие христиане знают, что Иисус является «царем», для большинства из нас этот титул кажется более религиозным, нежели имеющим отношение к фактическому правлению. Мы называем Иисуса «царем», но часто имеем в виду, что Он является «царем» только для верующих. Мы считаем Его основателем религии, но Лука показывает, что Он является основателем и восстановителем Божьего Царства на земле. Когда Иисус приходит лично, даже сатана и его приспешники признают неоспоримость Его власти (Луки 8:32). После того, как Он временно вернулся на небеса, Его пример показывает гражданам этого Царства, как использовать власть в Его владениях.

Лидерство Иисуса распространяется на все сферы жизни, вкл. работу. Поэтому неудивительно, что Евангелие от Луки во многом применимо и к труду. Лука обращает внимание на такие темы, как богатство и власть, экономика, управление, конфликты, лидерство, продуктивность и обеспеченность, а также инвестирование.

Искушение Иисуса оставить служение Богу (Луки 4:1-13)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Прежде чем Иисус приступил к служению в качестве Царя, сатана искушал Его, дабы Тот предал Бога. Иисус отправляется в пустыню, где сорок дней постится (Луки 4:2). Затем Он сталкивается с теми же соблазнами, с которыми столкнулись израильтяне в Синайской пустыне. Все ответы Христа сатане являются цитатами из Второзакония 6-8, где повествуется об Израиле в пустыне. Сначала Его искушают довериться Своей силе для удовлетворения собственных нужд вместо веры в Божью поддержку (Луки 4:1-3; Второзаконие 8:3, 17-20). «...если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Луки 4:3). Затем Его искушают отдать Свою преданность тому (сатане), кто обольщает Его коротким путем к власти и славе (Луки 4:5-8; Второзаконие 6:13, 7:1-26). «Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Потом Его искушают, чтобы Он засомневался, действительно ли Бог с Ним, и попытался заставить Бога помочь Ему (Луки 4:9-12; Второзаконие 6:16-25). «…если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз» (с храма). В отличие от израильтян Иисус сопротивляется этим искушениям, полагаясь на слово Божье. Он такой, каким должны были быть израильтяне, Адам и Ева, но никогда не стали.

Проводя параллели с искушениями израильтян во Второзаконии 6-8, мы видим, что они не уникальны для Иисуса. Он испытывал их так же сильно, как каждый из нас. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15). Подобно Израилю и Христу, мы можем ожидать искушений, причем не только в труде, но и во всех сферах жизни.

На работе велик соблазн трудиться только ради собственных нужд. Работа действительно должна удовлетворять потребности (2 Фессалоникийцам 3:10), но не только наши. Наш труд должен также служить и другим. В отличие от Иисуса у нас нет возможности служить самим себе с помощью чудес. Но у нас есть соблазн работать только ради зарплаты, сдаваться при трудностях, увиливать от обязанностей или перекладывать их на других. Также на работе велик соблазн искать легкие обходные пути.

Величайшим из соблазнов может быть искушение сомневаться в присутствии Бога и Его силе в нашем труде. Иисус был искушаем испытать Бога и заставить Его помочь Ему. Мы так поступаем, когда становимся ленивыми и безрассудными и ожидаем, что Бог позаботится о нас. Иногда это происходит, когда кто-то решает, что Бог призвал его на какую-то работу или должность, а затем этот человек просто сидит и ждет, что Бог Сам все сделает за него или нее. Но чаще мы бываем искушаемы отказаться от Божьего присутствия и Его власти на нашем рабочем месте. Мы можем думать, будто наша работа ничего не значит для Бога, или что Бога заботит только наша церковная жизнь, или что мы не можем молиться о Божьей помощи в наших повседневных делах. Иисус ожидал, что Бог будет участвовать в Его работе каждый день, но не требовал, чтобы Бог делал работу за Него.

Данная история начинается с того, что Дух Божий ведет Иисуса в пустыню, где Тот постится сорок дней. В те времена, как и сейчас, пост и уединение были способом приблизиться к Богу перед тем, как начать серьезные перемены. Иисус должен был начать труд в качестве Царя и хотел получить Божьи силу, мудрость и присутствие. И Ему это удалось. Когда сатана искушал Иисуса, Тот уже провел сорок дней в Духе Божьем. Он был полностью готов к сопротивлению. Однако пост сделал искушение более ощутимым: Христос «напоследок взалкал» (Луки 4:2). Соблазн часто приходит к нам намного быстрее, чем мы ожидаем, в т. ч. в начале нашей карьеры. Мы можем быть искушаемы вовлечься в какую-нибудь схему быстрого обогащения вместо того, чтобы начать с самого низа карьерной лестницы в какой-либо действительно полезной профессии. Мы можем впервые столкнуться с нашей собственной слабостью и быть искушаемы компенсировать это обманом или жульничеством. Мы можем думать, что не сможем получить ту работу, которую хотим, и поэтому искушаемся предоставить о себе ложные сведения. Мы можем занять выгодную, но неосуществимую позицию по принципу «это только на несколько лет, пока все не образуется», воображая, что позже мы сделаем что-то гораздо большее.

Заблаговременная подготовка является ключом к победе над соблазном. Искушения обычно приходят без предупреждения. Вам могут приказать предоставить ложный отчет. Вам могут предложить конфиденциальную информацию, которая станет достоянием общественности в будущем. Незапертая дверь может дать неожиданную возможность взять что-то чужое. Во время обеденного перерыва вас могут внезапно втянуть в сплетни. Лучшей подготовкой будет заранее представить возможные ситуации и в молитве спланировать реакцию на них. Еще одной защитой могут быть люди, которые вас близко знают и к кому вы можете тотчас обратиться, чтобы обсудить возникшее искушение. Если удастся поговорить с ними до того, как вы совершите какой-то поступок, возможно, они помогут вам справиться с соблазном. Иисус, будучи в общении со Своим Отцом в силе Духа Святого, столкнулся с искушениями, уже имея поддержку со стороны Своих близких, если так можно описать Святую Троицу.

Наши соблазны отличаются от искушений Иисуса, даже если у них много общего. У каждого из нас свои соблазны, большие и маленькие, в зависимости от нашего положения, обстоятельств и специфики работы. Никто из нас не является Сыном Божьим, однако то, как мы реагируем на соблазны, имеет последствия, влияющие на всю нашу жизнь (а порой и не только нашу). Представьте себе последствия, если бы Иисус отрекся от Своего призвания стать Царем и провел жизнь в роскоши, или выполняя приказы сатаны, или просто ожидая, что Отец совершит весь труд за Него.

Суббота и труд (Луки 6:1-11, 13:10-17)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Тема субботы является важной частью библейского понимания труда; Иисус учит о субботе в Евангелии от Луки. Работа и отдых являются не противоборствующими силами, а элементами цикла, благодаря которому возможны плодотворная работа и восстановление сил. В идеале этот цикл удовлетворяет потребности людей, но в падшем мире это работает далеко не всегда.

Господин субботы (Луки 6:1-11)

В Луки 6:1-5 описывается случай, когда Иисус и Его ученики проголодались в субботу. Они срывают колосья, растирают их руками и едят зерна. Некоторые фарисеи жалуются, что это является перемалыванием зерен, а, следовательно, работой в субботу. Иисус отвечает, что Давид и его друзья также нарушили священные законы, когда они проголодались, вошли в дом Божий и ели освященный хлеб, который было разрешено есть только священникам. Оба этих случая включают в себя голод. Когда кто-то голоден, то можно работать, чтобы накормить себя, даже если это означает работать в субботу. Но Иисус делает немного другой вывод: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Луки 6:5). Это подразумевает, что суббота основана на понимании Божьего сердца, а не на создании крайне подробных правил и исключений.

Вы можете найти дополнительные рассуждения о субботе, в некоторых случаях с позиции других взглядов, в Первые дни движения (Марка 1:21-45) и Господин субботы (Марка 2:23-3:6).

Исцеление в субботу (Луки 13:10-17)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Случаи, когда Иисус исцелял в субботу, описаны в Луки 6:9 и 14:5. Тем не менее, было бы трудно представить учение о субботе на основании событий только в Луки. Однако мы можем увидеть, что Иисус основывает Свое понимание субботы на нуждах людей. Нужды людей важнее соблюдения субботы, даже несмотря на то, что ее соблюдение предписывается в одной из Десяти заповедей. Однако удовлетворение этих нужд в субботу – это выполнение данной заповеди, а не ее отмена или нарушение. Исцеление больной женщины – яркий тому пример. «...есть шесть дней, в которые должно делать...», – ругает толпу возмущенный начальник синагоги. «...в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний» (Луки 13:14). В Своем ответе Иисус опирается на закон. Если люди поили своих животных в субботу, что соответствует закону, то «...cию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний»? (Луки 13:16).

Вы можете найти дополнительные рассуждения о субботе, в некоторых случаях с позиции других взглядов, в Первые дни движения (Марка 1:21-45) и Господин субботы (Марка 2:23-3:6).

Неверный управитель и блудный сын (Луки 16:1-13; 15:11-32)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Притча о мудром управителе (Луки 16:1-13)

Ключ к успеху и безопасности заключается не в безудержном зарабатывании денег и экономии, но в достойном доверия осуществлении расходов и служении. Если Бог доверяет нам траты средств на нужды других, то деньги, которые нужны нам самим, также будут обеспечены. В этом смысл притчи о неверном управителе. Он транжирит средства господина, в результате чего ему намекают на предстоящее увольнение. Он использует свои последние рабочие дни, чтобы еще больше обмануть своего хозяина; однако в том, как он это делает, есть странный поворот. Он не пытается что-то украсть. Возможно, он знает, что ничего не сможет забрать с собой. Вместо этого он обманным путем уменьшает долги тех, кто что-то должен его хозяевам, надеясь, что те в ответ обеспечат его, когда он будет безработным.

Подобно неверному управителю, мы ничего не можем взять с собой, когда уходим из этой жизни. Даже в этой жизни наши сбережения подвержены таким рискам, как гиперинфляция, обрушение рынка, воровство, конфискация и т. д. Таким образом, большие сбережения не могут обеспечить защиту от всех невзгод. Вместо этого нам следует расходовать наши средства на нужды других, надеясь, что они поступят таким же образом в отношении нас, когда это потребуется. «…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Луки 16:9). Обеспечивая должников своего хозяина, неверный управитель тем самым устанавливает дружеские связи. Взаимное мошенничество, возможно, не лучший способ выстраивать отношения. Однако, очевидно, лучше выстраивать их хотя бы так, чем никак вообще. И еще лучше выстраивать отношения ради обретения безопасности, нежели ради одного лишь обогащения. Слово «вечные» подчеркивает, что добрые отношения помогают нам в трудные моменты нашей жизни, и что они пребудут и в жизни вечной.

Доведенные до крайности примеры этого принципа можно увидеть в ситуациях, когда война, финансовый кризис или природный катаклизм угрожают экономическим и социальным основам общества. В подобных ситуациях каким бы богатым человек ни был, может не оказаться возможности достать даже корку хлеба. Но если ранее вы помогали другим, вполне вероятно, что в этот раз уже они помогут вам. Обратите внимание: люди, которым помогает нечестный управитель, вовсе не богаты. Они должники. Т. е. он зависит не от их благосостояния, но от отношений, выстроенных на взаимоподдержке.

В то же время Христос не говорит, что мы должны полагаться на шаткие сентименты людей, которым мы, возможно, помогали на протяжении многих лет. Притча быстро переключается с должников на господина (Луки 16:8). Иисус подытоживает ее его словами: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Луки 16:10). Это указывает на Бога как гаранта того, что использование средств ради отношений может способствовать формированию долгосрочной безопасности. Встраивая добрые отношения с другими людьми, мы тем самым выстраиваем доброе общение с Богом.

Иисус не говорит, что для Бога важнее – щедрость по отношению к бедным или хорошие отношения с людьми. Возможно, и то, и другое. «…если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Луки 16:11). Истинное богатство – это хорошие отношения с людьми, основанные на принятии друг друга как образа Божьего или Божьих чад, в то время как хорошие отношения с Богом – это щедрость к бедным. Добрые отношения производят добрые плоды, что повышает нашу способность быть щедрыми по отношению к другим. Если Бог доверяет нам в том, чтобы мы делились хотя бы небольшими деньгами и выстраивали благодаря этому хорошие отношения, то Он доверит нам и более серьезные ресурсы.

Другими словами, если у вас недостаточно сбережений, чтобы чувствовать себя в безопасности, не пытайтесь сэкономить. Вместо этого потратьте чуть-чуть на щедрость или гостеприимство. Реакция других людей может даровать больше безопасности, нежели попытки сэкономить последние копейки. Конечно, поступать таким образом следует обдуманно и мудро, стараясь действительно принести пользу, а не манипулировать другими. В любом случае, конечный источник нашей безопасности – это Божьи щедрость и принятие.

Сходства и различия с блудным сыном (Луки 15:11-32)

Подобный совет может показаться неожиданным: не копите, но тратьте, что имеете, на то, чтобы сближаться с людьми. Заметьте, однако, что данный отрывок следует сразу за притчей о блудном сыне (Луки 15:11-32). В ней младший сын растрачивает все свое наследство, в то время как старший настолько бережлив, что не тратит деньги даже на самых близких друзей (Луки 16:29).

Расточительность младшего приводит его к краху; тем не менее, это позволяет ему осознать свою полную зависимость от отца. Отчая радость настолько велика, что смывает всякие негативные чувства, вызванные потерей половины состояния. В отличие от этого, экономность старшего препятствует сближению с собственным отцом.

Ни в одной из этих притч Иисус не говорит, что богатство является чем-то плохим по своей природе. Скорее, Он учит, что должное использование средств заключается в том, чтобы тратить их в идеале на Божьи цели или хотя бы на то, что позволит нам осознать нашу зависимость от Бога.

Иисус и богатство (Луки 18:18-30)

Пер. с англ. с разрешения © Theology of Work Project, Inc.

Иисус увидел, что богатство развратило сердце человека, о котором мы читаем в Луки 18:18-30. Он предложил ему способ избавиться от подобного тлетворного влияния: «Что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Луки 18:22). Человек, чье глубочайшее желание заключается в познании Бога, несомненно, будет стремиться к личному общению с Его Сыном. Однако для богатого начальствующего уже слишком поздно: его любовь к богатству превзошла любовь к Богу. «Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (Луки 18:23).

Основная проблема богатства заключается в том, что оно вытесняет Бога из жизни состоятельных людей: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Луки 12:34). Иисус хочет, чтобы люди поняли, что их жизнь зависит не от их имущества, а от Божьей любви к ним и Божьего призвания для их жизни. Лука ожидает, что мы (и наш труд) испытаем фундаментальное преображение благодаря встрече со Христом.

Из Евангелий мы знаем, что Иисус не призывал всех Своих слушателей раздать все имущество. Однако ни для кого из них богатство не представляло такую проблему, как для этого человека. Мы видим здесь не осуждение против богатых людей, но суровые последствия огромной искусительной силы богатства. Люди, стоявшие подле Иисуса и начальствующего, также осознали всю глубину проблемы и испытали отчаяние. Они спросили, может ли хоть кто-то воспротивиться искушению богатства, хотя сами они отказались от всего, чтобы последовать за Христом (Луки 18:28). Иисус, однако, не отчаивается, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Луки 18:27). Сам Бог является источником силы и желания любить Его больше богатства.

Возможно, самая вероломная опасность богатства заключается в том, что оно может лишить нас стремления к лучшему будущему. Если мы богаты, то нас и так все устраивает. Любые изменения представляют собой угрозу, а не возможности. В случае с этим начальствующим богатство ослепило его настолько, что он не узрел возможность куда более чудесной жизни со Христом. Иисус предложил ему новую идентичность и защиту. Если бы он только представил, насколько богаче он бы стал, отказавшись от земного богатства, возможно, он бы откликнулся на призыв Христа. Кульминация происходит тогда, когда ученики говорят, что отказались от всего, чтобы последовать за Ним. Он же обещает им превосходящие разумение богатства Царства: «Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Луки 18:29-30). Это то, что богатый начальствующий упустил из виду самым трагичным образом. Он видит только то, что потеряет, а не что приобретет.

В чем заключается наше богатство: в работе, умениях и навыках, имуществе? Это хорошие вещи (Божьи дары), если они занимают должное место в нашей жизни. Однако они не должны стать важнее стремления к Царству Божьему (Mатфея 6:33) и правильных (праведных) отношений с Богом и ближними. Если же мы будем держаться за наше богатство и работу мертвой хваткой, подобно молодому богачу, то, как и он, мы отвернемся от Бога.