Статьи

КОГДА С РАБОТЫ ЛУЧШЕ УЙТИ

Работа сопряжена с явным грехом

Мне известны несколько случаев, когда люди потеряли свою работу, уверовав. Один был (тогда шли 90-е годы) сотрудником «охранной», а фактически бандитской структуры. Этот человек с некоторым трудом уговорил «коллег» отпустить его с миром, сильно потерял в деньгах, девушка, которая была с ним ради этих денег, его оставила, но он решил, что его новообретенная вера того стоит. Впрочем, и по земным меркам это было благоразумно: большая часть членов подобных структур погибла в междоусобных разборках, кто-то сел на долгие годы, и только очень немногие смогли легализовать свои деньги и зажить в относительном мире.

Другой был охранником в казино, где люди, у которых азартная игра превратилась в болезненную манию, проигрывали последнее. Обратившись ко Христу, он не захотел иметь какое-либо отношение к этому злому делу.

В сети полно историй бывших проституток, или порноактеров, или гадалок, которые, обретя веру, порвали с прежней «работой».

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Коринфянам 6:9-11).

Строго предупредив, что безнравственный или преступный образ жизни несовместим со спасительной верой, апостол говорит о том, что христиане пережили радикальную перемену в своем образе жизни, в т. ч. в том, как они зарабатывают на хлеб. Коринф был портовым городом – со всем его криминальным и околокриминальным миром. Более того, у «веселого Коринфа» была репутация места, где богатым предложат все виды развлечений и при этом сделают их заметно менее богатыми.

Кто-то из членов коринфской общины был просто вором; кто-то зарабатывал на жизнь проституцией; кто-то, предлагал суеверным морякам и торговцам обряды в языческих святилищах. Обращение ко Христу означало, что они порвали с этими видами заработка. Что-то подобное подразумевается и в других местах Нового Завета (см. Деяния 19:19-20).

Занятия чародейством в те времена (да в немалой степени и в наши) были не хобби, не способом пощекотать себе нервы, а именно средством заработка, обслуживания суеверных клиентов, которые хотели себе предсказаний или магических заговоров, предназначенных для обеспечения успеха в делах или в любви. Книги, которые при этом использовались, – не в последнюю очередь, чтобы произвести впечатление на клиентуру, – были важным инструментом и стоили немалых денег.

Люди, которые сожгли их, отказывались от старого заработка. Конечно, это означало немалый риск: часто у людей просто не было другой профессии, они оставляли и старые навыки, и старые связи. Взрослому человеку нелегко полностью перестроить свою карьеру: а если он хорошо зарабатывал, то переход другой работе, возможно, более тяжелой и менее доходной, может даться нелегко.

Но уже довольно скоро становится ясно, что это приобретение, а не потеря, – греховная работа, – всегда надламывает и губит человека, иногда просто физически. Уйти с нее – спасение, одно из проявлений того освобождения, которое дает Христос. Божий промысел всегда действует в жизни христианина, и он (или она) никогда не останется без средств к существованию.

Если вас вовлекают в нарушение закона

Одним из нашумевших уголовных дел последних лет был процесс известного театрального режиссера, которого обвинили в расхищении средств, выделенных ему на развитие театра. Режиссер был человеком известным и популярным в определенных кругах, – как у нас, так и за рубежом, – многие публично заступались за него. В обналичивании денег ему помогала его сотрудница, бухгалтер, немолодая женщина. Она не была ни известной, ни популярной, и поэтому сразу же оказалась в СИЗО.

В итоге режиссер получил условный срок, а бухгалтер благодаря тому, что она пошла на сотрудничество со следствием, – два года, впрочем, ее выпустили, потому что она уже отбыла их в СИЗО. Это только один случай, мы знаем о нем потому, что он был связан со знаменитостью. Множество людей отправляются за решетку вовсе не потому, что они являются сознательными преступниками, а потому что им не хватает решимости сказать «нет» начальству, которое вовлекает их в какие-то незаконные схемы. Они держатся за свои рабочие места, они не хотят портить отношения с руководством, они полагают, что все обойдется; в конце концов, от них не обычно не требуют каких-то страшных злодейств – просто подписать несколько бумаг. Потом эти бумаги всплывают на суде.

Но нарушать закон нельзя не только потому, что за этим последует наказание со стороны государства. Как говорит апостол, «…надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести» (Римлянам 13:5). Уважение к закону – часть нашего свидетельства о вере. Мы должны удерживаться сами и, если возможно, удерживать других от любых сомнительных схем.

От нас требуют поступать против совести

Иногда от нас могут требовать действий, которые не являются прямо незаконными: никто не посадит за них в тюрьму, но тяготят нашу совесть. Например, одной сотруднице банка предписывали навязывать дорогие, и, на самом деле, ненужные услуги пожилым клиенткам, которые совершенно не разбирались в финансах и легко поддавались убеждению. Это не грозило судебным преследованием, это было нетрудно и обещало премию, но она отказалась так поступать, и в итоге ей пришлось искать другую работу.

Мы сталкиваемся с систематическим дурным обращением. Речь не идет об эпизодических недоразумениях, чьих-то эмоциональных срывах, которые кончаются извинениями и примирением. Такое бывает; мы должны быть готовы проявлять терпение, понимание и готовность прощать. Совсем другое дело – постоянная атмосфера грубости и унижений.

Христиане склонны подставлять другую щеку и терпеть плохое обращение: как Библия, так и вся христианская традиция побуждают нас с добротой и терпением переносить несправедливые нападки. Однако будучи свободны в своем выборе работы, мы совершенно не обязаны оставаться там, где обстановка является настолько нездоровой и не дает оснований надеяться на улучшение.

Одно дело – проявлять терпение перед лицом неизбежного, другое – навлекать на себя беды, которых можно избежать. Мы призваны смиренно терпеть болезни, но при этом прибегать к лечению, которое должно нас от них избавить. Так и с болезненной обстановкой на работе: мы должны постараться ее улучшить, наладить отношения с начальством и сослуживцами. Если проблемы создает один человек, о нем можно поговорить с коллегами или руководством.

Но если это невозможно, нам следует найти место, где мы сможем приносить пользу, трудясь в более дружелюбной атмосфере. Смирение – это не забитость, а поиск воли Божией. Апостол Павел с явным неодобрением пишет коринфянам: «…вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» (2 Коринфянам 11:20).

Нездоровая атмосфера грубости и унижений требует не только грубиянов, но и жертв, которые готовы их терпеть. Отказываясь выступить против или уйти, мы участвуем в ее создании и этим грешим. Мы не должны принимать дурного обращения с кем бы то ни было и с собой в т. ч. 

Не стоит принимать поспешных решений

Однако решение искать другую работу не следует принимать поспешно, под влиянием момента. Если вас не вовлекают в явное преступление или грех и не подвергают травле, стоит стремиться принести пользу там, где вы уже трудитесь. Перед тем, как принимать какие-то решения, ищите совета у других христиан, особенно житейски и духовно опытных, которые способны посмотреть на вашу ситуацию со стороны. «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Притчи 15:22).

Для прослушивания данной статьи нажмите здесь: Сергей Худиев. Когда с работы лучше уйти

Сергей Худиев
Должность: Православный публицист, журналист, радиоведущий. Проводит беседы и лекции по богословию и апологетике, отвечает на вопросы на христианском Радио Теоc и на сайте миссии «Возвращение к Богу»