Статьи

ТРУД И ПРОКЛЯТЬЕ ГРЕХА

Источник: газета «Мирт».

Христианский центр «Мирт» – стратегический партнер проекта «Вера и труд».

С другими работами автора на сайте интернет-газеты «Мирт» можно ознакомиться здесь.

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка! (Валерий Брюсов. Работа)

В древнем городе Кафа (нынешняя Феодосия) есть храм, построенный в 14 веке. Роспись этого храма выполнил Феофан Грек. В 15 веке Кафа оказалась в руках турков. Желая спасти уникальную роспись, жители города заштукатурили и закрасили фрески. Роспись обнаружили только 300 лет спустя… Все эти три века фрески были на своем месте, но их никто не видел. И только когда смыли более позднюю штукатурку, люди снова могли увидеть первоначальную роспись. Подобной «штукатуркой» покрыты и многие сферы нашей жизни. Подчас мы даже не знаем, что эта «штукатурка» не входила в первоначальный замысел.

Когда Бог после грехопадения обратился к Адаму, Он сказал, что человек обнаружит последствия греха прежде всего в процессе своего труда. Труд – лучший способ убедиться, что «грех» – не богословская абстракция, а реальная сила, действующая в нашем мире. Сам язык напоминает нам, что вся человеческая деятельность «отягчена злом»: слово «работа» происходит от слова «раб»; «труд» – это выполнение того, что «трудно». Произнося эти слова, мы слышим оттенки несвободы, принуждения, несправедливости, боли, необходимости преодолевать трудности. И нет никаких намеков на свободное радостное сотворчество с Богом, о котором мы читаем в первых главах Библии. Именно поэтому слова проклятья «в поте лица будешь есть свой хлеб» приходят на память гораздо быстрее, чем поручение заботиться о саде.

Нам надо внимательно всмотреться в то, как действует грех в сфере труда. Не для того, чтобы в бессилии опустить руки, а чтобы увидеть, что многие вещи, которые мы привычно считаем «нормальными», таковыми вовсе не являются; чтобы убрать лишние «слои штукатурки» и открыть для себя подлинный смысл того, что призвал нас делать Бог.

Сопротивление среды. Бог сказал Адаму, что отныне его усилия по возделыванию земли будут наталкиваться на сопротивление:

…со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб (Бытие 3:17-19).

Сегодня истину этих слов мы видим не только в сфере сельского хозяйства: при реализации любого проекта приходится учитывать то, что принято называть «сопротивлением среды». Это сопротивление описать очень просто: для достижения результата нам всегда нужно больше, намного больше усилий и ресурсов, чем это видно при самых скрупулезных подсчетах. Заметнее всего это на примере времени. Можно часто услышать, как специалисты по стратегическому планированию говорят: подсчитайте, сколько времени у вас уйдет на реализацию проекта, а потом умножьте полученный результат на два, – тогда вы получите более или менее реалистичный прогноз. И этот принцип относится не только ко времени, но и другим ресурсам. Сложно даже представить, как выглядела бы деятельность человека, если бы нам не приходилось иметь дело с сопротивлением среды!

Отчуждение труда. Труд стал не только трудным, но часто и бессмысленным. Разделение труда, которое дало невероятный рост производительности, а значит и повышение благосостояния, имеет и обратную сторону. В современном мире человек редко видит конечный результат своего труда. И еще реже имеет возможность сам пользоваться тем, созданию чего он посвящает годы своей жизни. Единственный смысл, который он видит в своем труде – это возможность заработка. В итоге мы теряем связь с тем, что лежит в основании подлинно человеческой жизни, – привилегией участвовать в Божьей работе по преображению мира. 

Эксплуатация. Это такой тип отношений, когда одна сторона заведомо берет больше, чем отдает. В молодежном сленге есть словечко «юзать» (от английского to use – использовать), которое очень точно выражает понятие «эксплуатировать». Несправедливость оплаты труда, организация мировой экономики таким образом, что богатые страны продолжают богатеть, а бедные становятся еще беднее, хищническое отношение к природе, – вот некоторые примеры того, как извращается смысл труда в современном обществе. Христиане должны видеть в этих уродливых проявлениях действие греха, отделяя его от труда в его изначальном значении.   

Безработица. Миллионы людей во всем мире лишены возможности трудиться, создавать что-то значимое для других, делать мир лучше и зарабатывать этим себе на жизнь. Даже если эти люди получают достаточное пособие, и им не приходится вести унизительную борьбу за выживание, такая жизнь уродует их психику и разрушает самооценку. Еще больше людей (по некоторым данным порядка 60 % работников в мире) заняты в «неформальном секторе». Их труд ничем не защищен: им платят заведомо меньше, их могут уволить без объяснения причин, у них нет ни медицинской страховки, ни пенсии по старости.

Рабство. В современном мире порядка 46 миллионов людей находятся в рабстве. Речь идет не об «офисном» или «ипотечном» рабстве, а о рабстве в самом буквальном смысле этого слова: эти люди лишены свободы, у них забрали документы, они не могут отказаться от выполнения того, что требует «хозяин». Они работают буквально за еду, причем довольно скудную. По данным организаций, занятых решением проблемы рабства, в современной России таких людей порядка 800 тысяч!

Проклятье греха в сфере труда совершенно реально, осязаемо. Но не менее реально и искупление, совершенное Христом. Христиане призваны трудиться в мире, в котором все еще действует грех, потому нам неизбежно придется иметь дело с сопротивлением среды, с «терниями и волчцами». Но сами мы уже не во власти греха. А значит мы можем, более того – призваны, приносить искупление, совершенное Христом, в мир профессионального труда, превращая тем самым свою работу не просто в средство заработка, а в священнодействие, в свидетельство о Христе и Его грядущем Царстве. Знаки этого приближения могут быть видны уже здесь и сейчас в том, как мы трудимся, и в том, что является результатами нашего труда.

Михаил Дубровский
Место работы: Руководитель программы «Миссия в профессии» Евроазиатской богословской семинарии
Должность: Координатор движения «Бизнес как миссия» в России; член координационного совета группы «Служение на рабочем месте» при Лозаннском движении. Ведущий семинаров по священнодействию в профессиональном труде и предпринимательстве