Статьи

УТРАЧЕННОЕ ЗВЕНО РЕФОРМАЦИИ

Источник: газета «Мирт».

Христианский центр «Мирт» – стратегический партнер проекта «Вера и труд».

С другими работами автора на сайте интернет-газеты «Мирт» можно ознакомиться здесь.

У сапожника, кузнеца, крестьянина и у каждого есть свое ремесло, должность и дело, и все же все они в одинаковой мере являются посвященными священниками и епископами; и каждый, исполняя свою должность или занимаясь своим ремеслом, обязан приносить пользу другим и служить им.

Это цитата из обращения Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации», опубликованного почти 500 лет назад, летом 1520 г. Лютер со всей решимостью заявляет, что каждый христианин, независимо от рода его занятий, является «помазанным священником и епископом». При этом Лютер не имеет в виду, что сапожник, после того как закончит работу в мастерской, должен был заняться приготовлением воскресной проповеди, а каждый крестьянин должен иметь право крестить и совершать причастие. Напротив, он считал, что каждый христианин призван и помазан на служение Богу именно в своей профессиональной деятельности: Бог призывает и помазывает кузнеца трудиться в своей мастерской, князя – заниматься делами государства, а проповедника (пасторский труд Лютер рассматривает как одну из профессий) – изучать Писание, чтобы верно учить Слову Божьему. И именно выполняя свои профессиональные обязанности (или, говоря словами самого Лютера, «исполняя свою должность или занимаясь своим ремеслом») христианин и реализует свое священническое призвание. Иными словами, для Лютера любой профессиональный труд может и должен быть священнодействием. 

Даже сегодня такое понимание всеобщего священства – вызов сложившемуся представлению о том, что можно и следует считать служением Богу. Неслучайно один из моих друзей назвал учение о всеобщем священстве «утраченным звеном Реформации». Мы привыкли думать, что «служить Богу» – значит, делать что-то в церкви или для церкви. Именно так считалось и в Средние века: если Бог призывает человека, значит Он хочет, чтобы тот стал священником или монахом (сегодня мы бы сказали «пастором или миссионером»). Но как насчет призвания быть инженером или дизайнером? Может ли Бог призвать Своих детей заниматься управлением проектами или предпринимательством? Готовы ли мы согласиться с тем, что призвание к такого рода деятельности столь же значимо для Бога, как и призвание служителя церкви? Считаем ли мы, что строители, программисты, бизнесмены и домохозяйки «в одинаковой мере являются посвященными священниками и епископами»? 

Всеобщее священство – это не только все христиане. Это еще и любая сфера деятельности. Мы либо верим, что любой труд является Божьим призванием, а потому может и должен быть священнодействием, и будем снаряжать святых на дело служения в их профессии, либо мы вовсе не верим в учение о священстве всех верующих. И тогда нам снова нужна реформация.

Михаил Дубровский
Место работы: Руководитель программы «Миссия в профессии» Евроазиатской богословской семинарии
Должность: Координатор движения «Бизнес как миссия» в России; член координационного совета группы «Служение на рабочем месте» при Лозаннском движении. Ведущий семинаров по священнодействию в профессиональном труде и предпринимательстве