Статьи

ORA ET LABORA: как избежать расслабленности на удаленке

Структура рабочего дня: труд и молитва

Пандемия привела к тому, что многим из нас пришлось работать дома. Формально для офисных работников это мало что меняет: вы сидели в офисе с 9 до 17 перед экраном компьютера, а теперь можете сидеть то же время перед аналогичным экраном у себя дома. Кажется, что так даже лучше: вы не тратите время на дорогу и можете спокойно обедать дома вместо того, чтобы платить за бизнес-ланч в ресторане. Но это, казалось бы, гораздо более удобное положение дел создает массу неожиданных затруднений. Оказывается, дома работать труднее. По ряду причин.

В книге Притчей есть обличительная речь к ленивцу:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притчи 6:6-8).

Муравей упорно трудится несмотря на то, что у него нет начальника или приставника; а вот людям бывает трудно сосредоточиться на работе, когда они утратили привычное рабочее окружение – руководителей, сотрудников, офисный компьютер, на котором не стоит ничего лишнего, необходимость являться в офис в одно время и уходить из него в другое. Само сознание, что тут я нахожусь на работе в оплачиваемые часы.

Дома никто не видит, ходите вы по юмористическим сайтам или играете в игры. Грани между «рабочим временем», которое нужно посвящать выполнению своих обязанностей, и «свободным», когда можно заниматься чем угодно еще, не существует. Рядом с вами не сотрудники, а домашние, которые могут отвлекать от работы на какие-то домашние дела. Поэтому дома бывает гораздо труднее сосредоточиться и взяться за работу.

Как можно решить эту проблему? Работа в офисе, которая начинается и заканчивается в определенное время, создает структуру: наше рабочее время имеет четко обозначенные рамки и внутри этих рамок имеет свои подразделения – обеденный перерыв и перерывы на кофе. Мы чередуем сосредоточенность на выполнении нашей работы с перерывами.

Когда мы работаем дома, мы тоже нуждаемся в такой структуре, и для нас, христиан, ответ на эту проблему найден столетия назад. В монастырях (и не только) труд регулярно прерывался молитвой, а молитва – трудом.

В православной (и католической) традиции существует практика «часов» – особых молитв, совершаемых четыре раза в сутки, в ходе которых вспоминаются важнейшие события истории нашего спасения и истины нашей веры.

На знаменитой картине французского художника Жанна Франсуа Милле «Анжелюс» изображена супружеская пара крестьян, стоящая на поле. Услышав церковный колокол, муж и жена отложили инструменты и оторвались от работы, чтобы совершить традиционную молитву «Ангел Господень». В молитве речь идет о тайне Боговоплощения, а упомянутый Ангел – это Гавриил, который возвещает Марии, что она станет Матерью Спасителя.

У христиан прошлого были церковные колокола, чтобы напоминать им о моменте, когда они должны оторваться от работы и совершить молитву; а у нас есть множество устройств, – от будильников до специальных программ для компьютера, – которые могут напомнить нам о том, что надо на минуту прерваться и вознести молитву Богу.

Эти краткие перерывы на молитву вносят в наш рабочий день необходимую ему структуру: они выделяют те отрезки времени, когда мы сосредоточенно работаем.

Древнее правило, – ora et labora, «молись и работай», – поможет нам сосредоточиться и тогда, когда мы должны трудиться вне привычной обстановки офиса.

Сознание осмысленности своего труда

Обычная рутина, – дорога на работу и с работы, общение с руководством и сослуживцами, – играет роль «начальника и приставника», того, что побуждает нас к работе. Нам бывает трудно усидеть за экраном, когда мы одни. Это признак довольно распространенной проблемы – недостатка мотивации. Зачем вообще я трачу свое время и силы на эту работу? Мотивация может быть различной. Она может быть неосознанной: нас просто увлекает сам процесс, и мы не задумываемся, почему. Человеку просто нравится его работа, как другому может нравиться игра. Это относительно нетрудно представить, когда речь идет, например, о работе человека, снимающего телепередачи о разных странах: можно представить, что ему достаточно интересно ездить по миру за счет редакции. Или о работе кого-то вроде Жак-Ива Кусто, который снимал фильмы о подводной жизни.

Конечно, в реальности и эти кажущиеся такими привлекательными профессии наверняка предполагают массу чего-то утомительного и неприятного, но, глядя со стороны, нам кажется, что на такой работе мы могли бы трудиться с увлечением.

Большинство людей не испытывают такого неосознанного увлечения своей работой: мы работаем для того, чтобы заработать на жизнь и расплатиться с кредитами. Поэтому мы нуждаемся в том, чтобы увидеть смысл в том, что мы делаем. Для этого нам стоит поставить несколько вопросов.

Как моя работа прославляет Бога?

Если мои сослуживцы, клиенты и вообще люди, которые видят мой труд, знают о том, что я христианин, качество моей работы является свидетельством моей веры. Добросовестное и усердное отношение к делу, готовность сознательно помогать своей компании и ее клиентам – это нечто большее, чем просто профессионализм. Это свидетельство характера, сформированного Евангелием. Как говорит Христос, «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16).

Добросовестный труд, «чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фессалоникийцам 4:12), – это тоже доброе дело, прославляющее Бога. Добросовестное выполнение своих обязанностей, внимательное отношение к сотрудникам и их нуждам – это тоже прославление Бога.

Как моя работа помогает людям?

Любая честная работа (а с нечестной надо бежать как можно быстрее) – это служение людям, удовлетворение их потребностей. Это наш частный вклад в ту сложную ткань цивилизованной жизни, где люди живут в сытости, безопасности и тепле. Мы не просто совершаем какие-то действия, за которые нам заплатят, – мы приносим пользу другим людям.

Как моя работа помогает мне?

Конечно, она приносит средства, необходимые для того, чтобы содержать семью. Это тоже важно. Как говорит апостол, «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тимофею 5:8). Но работа также является важной частью личного роста – профессионального и, не в последнюю очередь, духовного.

Способность к самодисциплине, терпению, упорной работе – это важные добродетели. Опыт работы меняет нас, и если мы правильно к нему относимся, меняет к лучшему.

Тренировка способности к сосредоточению

Когда экран нашего компьютера не видит никто, кроме нас, это соблазн отвлечься от работы и отправиться в социальные сети. Там мы наверняка наткнемся на что-то, что нас заинтересует или, еще вернее, напугает или разозлит. Есть шутливая картинка: человека глухой ночью зовут спать, он отвечает, сидя за компьютером: «Не могу! В интернете опять кто-то неправ!».

Неправота других людей в сети обычно увлекает нас гораздо сильнее, чем наши рабочие обязанности. Быть втянутым в раздраженный и бессмысленный спор гораздо легче, чем втянуться в работу. Мы выйдем из этого спора усталыми и расстроенными, не принеся никому никакой пользы и исчерпав время и силы, которые должны были потратить на что-то более осмысленное.

Чтобы выскочить из обсуждения (и оставить «поле боя» за оппонентами), нужна определенная решимость. Иногда помогают специальные плагины в браузерах, которые блокируют на заданное время доступ к социальным сетям.

Удаленка: пространство роста

Любое испытание и даже простое неудобство – это возможность для духовного и профессионального роста. Мы можем воспользоваться ею, чтобы измениться к лучшему как люди, научиться лучше прославлять Бога и трудиться на благо людей. Мы просто должны сделать такой выбор и просить у Бога, чтобы Он дал нам его осуществить.

Для прослушивания данной статьи нажмите здесь: Сергей Худиев. Ora et labora: как избежать расслабленности на удаленке

Сергей Худиев
Должность: Православный публицист, журналист, радиоведущий. Проводит беседы и лекции по богословию и апологетике, отвечает на вопросы на христианском Радио Теоc и на сайте миссии «Возвращение к Богу»