Статьи

К ОСНОВАНИЯМ ПЕДАГОГИКИ ВСЕОБЩЕГО СВЯЩЕНСТВА

Источник: Философско-религиозные тетради. ТЕТРАДЬ № 011. ВСЕОБЩЕЕ СВЯЩЕНСТВО: священная повседневность

Вступление

Царственное священство народа Божьего видно ярче всего не в церкви, а в повседневной жизни и в труде верующих, но как научить народ Божий «служить всей своей жизнью»? Данный вопрос заставляет прояснять концептуальные основания педагогики всеобщего священства. Для этого будет сделано небольшое введение в тему всеобщего священства и описание ключевых понятий, связанных с этой темой. Затем будут рассмотрены библейские тексты, обосновывающие искомую педагогику. В завершении будет описана метафора знатного наследника и слуги-детоводителя (греч. παιδαγωγός), которая послужит основой для концептуализации педагогики всеобщего священства. Рефлексия трехлетнего опыта развития образовательной программы «Миссия в профессии»[1] позволит сформулировать некоторые требования к инфраструктуре, способствующей эффективной реализации такой педагогики.

Всеобщее священство: история вопроса, актуальность и уточнение понятий

Прежде чем обсуждать указанные вопросы педагогики всеобщего священства, сделаем небольшое введение о месте учения о всеобщем священстве в Писании и в истории церкви. В философско-религиозной тетради № 7 (далее ФРТ № 7)[2] показано, что основания учения о всеобщем священстве можно увидеть во многих местах Писания (Бытие 1:26-28, 2:15; Исход 19:5-6; 1 Петра 2:5, 9; Откровение 5:10), однако Библия ничего не рассказывает об институционализации всеобщего священства в народе Божьем. Практику всеобщего священства можно разглядеть в разные эпохи как в основных, так и в маргинальных христианских движениях. Во времена европейской реформации данная концепция «всплывает» значимым мотивом христианского отношения к труду, однако до сих пор всеобщее священство не рассматривалось как важный богословский вопрос жизни и служения церкви. Почему основные христианские традиции не воплотили всеобщее священство в жизнь как основу экклесиологии, и, создавая институциональные формы церкви, вернулись к ветхозаветной священнической иерархии? Можно выделить, по крайней мере, две причины, по которым всеобщее священство народа Божьего так и осталось нереализованным на протяжении нескольких тысячелетий.

Во-первых, царственное священство является достаточно сложным уровнем духовной организации Божьего народа, который требует значительной зрелости – зрелости не только «вождей», но и самого народа. Пасторско-священническая иерархия проще во многих отношениях. Она, как показывает история, является самым эффективным способом управления жизнью и служением церкви при низком уровне просвещенности народа и отсутствии в нем глубокого посвящения Христу. История же пробуждений свидетельствует, что при увеличении посвященности христиан иерархические структуры церкви теряют способность эффективно организовывать жизнь и активное служение в ней.

Во-вторых, социокультурные формы общественной жизни оказывают непосредственное влияние на «живучесть» всеобщего священства как устойчивой практики церкви. Малая глубина разделения труда, невысокая социальная мобильность и жесткая иерархическая или сословная структура общества препятствуют развитию священства всего Божьего народа.

Сложность современного мира порождает много новых вызовов и проблем для христианства, но увеличение уровня образованности и вариативности жизненных траекторий современного человека могут стать теми внешними условиями, которые позволят церкви высвободить мощный потенциал священства народа Божьего. Такие надежды на реализацию замысла о царственном священстве делают задачу создания педагогики всеобщего священства чрезвычайно актуальной.

Разработка обсуждаемой педагогической концепции опирается на язык «всеобщего священства», формирование которого еще продолжается. Соберем здесь основные понятия, чтобы опираться на них в дальнейших дискуссиях о педагогике всеобщего священства[3].

Всеобщее священство подразумевает такую форму организации жизни и служения Церкви, при которой каждый христианин в меру зрелости служит своими дарами, участвуя тем самым в воплощении Божьего замысла о Творении. Такое служение не ограничено церковной вовлеченностью. Оно связано с различными сферами жизни христианина и особенно с его трудовой деятельностью. Призвание к всеобщему священству относится и к церковным служителям, и к рабочим, служащим, бизнесменам, домохозяйкам. Всеобщее священство – это не духовный уровень, не ранг служения и не ступень зрелости. Всеобщее священство – это сущностный статус, это наследство Божьего народа.

Чтобы точнее выразить смысл понятия «всеобщее священство», иногда используют более развернутые формулировки – царственно-священническое служение, всеобщее царственно-священническое служение. В некоторых текстах по теме всеобщего священства используется троичная формулировка – всеобщее пророческое царственно-священническое служение или всеобщее царско-священническо-пророческое служение[4]. В тексте статьи такая триада не используется из-за малой проработанности пророческого аспекта всеобщего священства.

Опираясь на тексты ФРТ № 7, определим используемые выше понятия царственного, священнического и пророческого служения[5]. Священническое служение есть восстановление и поддержание связи между Творцом и Его творением. Царское служение – это забота о порядке, благополучии и реализации Замысла в Божьем Творении. Пророческое служение – это возвещение Божьего Замысла о реальности Творения, высвобождение слова, которое приводит мир к должному. В дальнейшем под всеобщим священством будет подразумеваться не только присутствующее лексически в данном словосочетании священничество, но также царственность и пророчественность этого служения[6]. Для избегания повторений в тексте употребляется словосочетание «священническое служение христиан» (т. е. народа Божьего) как синоним всеобщего священства.

Важными основаниями для раскрытия понятия «всеобщее священство» являются два поручения – культурное поручение и великое поручение. В первых двух главах книги Бытия описано поручение Бога о земле, данное Адаму и Еве. На Четвертом Евангельском Соборе А. Федичкин для обозначения этого поручения ввел в дискуссию термин культурная миссия Адама, где слово «культура» берется в своем изначальном этимологическом значении от латинского глагола, оз- начающего «возделывание», «культивирование». Об этой миссии мы также говорим как о культурном поручении, о поручении Адаму или об Адамовом поручении. Давая великое поручение, Христос нигде не отменяет культурного, поэтому можно утверждать, что это поручение остается в силе. Пример жизни христиан, внесших значимый вклад в развитие культуры и науки, показывает, что исполнение поручения Адаму укрепляет силу свидетельства о Христе. Безответственность же в Адамовом поручении обесценивает Благую весть. В тексте по отношению к этим поручениям взаимозаменяемо используются слова «труд» и «служение».

Говоря о двух поручениях, полезно сослаться на используемое А. Негровым словосочетание «повседневная духовность»[7], которая описывает практику всеобщего священства как преодоление дихотомии сакрального и профанного, когда не только церковная практика, но и повседневная деятельность в служении Богу обретает статус духовной.

Не менее важна для рассмотрения всеобщего священства концепция двух времен – исторического и эсхатологического. Пространство двух времен позволяет не противопоставлять два поручения, а рассматривать их как взаимодополняющие. Поручение к Адаму и обыденная человеческая жизнь принадлежат времени историческому. Находясь во времени историческом, можно одновременно проживать и эсхатологическое время (см. Матфея 12:28; Марка 1:15, 9:1; Луки 17:20-21). Именно в эсхатологическом времени мы ожидаем скорого возвращения Христа. Поручение Христа делает человека причастным к этому эсхатологическому времени. Два времени находятся в напряжении друг с другом, их соотнесение в жизни христиан можно выразить в таком совете: трудись столь усердно, как будто знаешь, что еще тысячу лет твоим потомкам дожидаться возвращения Христа, но молись при этом так горячо, как будто известно, что Он придет завтра.

Описав используемые в статье базовые понятия, введем и основное. Рассматривая педагогику как искусство воспитания, определим педагогику всеобщего священства как искусство подготовки христиан к служению согласно призыву ко всеобщему священству.

Библейские основания и метафора педагогики всеобщего священства

Древние израильтяне были призваны стать народом священников, но ряд решений и стиль жизни не позволили им взойти на эту «священную гору». Божья близость на громыхающем Синае испугала народ, и они просили Моисея быть посредником между ними и Всевышним. Обетование о священстве народа обусловлено исполнением закона, данного Богом Моисею, но, начиная с книги Исход, Писание повествует о регулярном отступлении народа от заповедей. Не только великое обетование о священстве осталось в ту эпоху нереализованным – через несколько поколений израильтяне потеряли и особую Божью царственность в народе, возжелав государственного устройства, как у окружающих народов, и согласились на царственную иерархию вместо теократического правления.

Мессия, посетив Свой народ в обещанное через пророка Даниила время, обнаружил непонимание духовной иерархии Царства Божьего даже среди своих учеников (см. Матфея 16:24; Марка 10:42-45). Эти отрывки из Писания подчеркивают, что для исполнения миссии, данной человеку Богом, для несения царско-священнического служения необходимо победить свой эгоизм. Только это позволит осознать своё место в народе Божьем и творении в целом. Только разворот от себя к Богу и к миру позволит стать учеником Христа: всеобщее священство не является легким путем, этот «путь узок», а «врата тесны» (см. Матфея 7:14).

Обретение царско-священнического звания означает не возвышение над другими, а отказ от своих эгоистичных амбиций ради миссии, данной Богом. Миссия реализуется через служение другим, при этом не делая человека рабом прихотей и нужд этих других. Христос задает образ служения: направление деятельности определяется не желаниями и нуждами, направление служения определяется Божьей миссией (Missio Dei), выраженной в двойном поручении – культурном и великом (Матфея 28:18-20).

Текст Великого поручения важен тем, что четко раскрывает направленность миссии на людей и народы. Упомянутый отрывок показывает, что «научить» из синодальной формулировки «идите и научите все народы» не подразумевает привычную для школьников практику обучения, когда задача ученика – правильно воспроизвести то, что рассказал учитель, или что написано в учебнике. Важнейший аспект миссии учеников Христа — помогать людям, далеким от Христа, становиться Его учениками. Великое поручение инклюзивно и не имеет культурных, национальных, возрастных или еще каких-либо иных ограничений.

Наряду с поручением Христа для рассмотрения педагогики всеобщего священства необходимо удерживать «культурное поручение». Поручение «возделывать и хранить землю», данное Адаму и Еве всем их потомкам, распространяется и на христиан. Нигде в Новом Завете мы не находим текстов, явно отменяющих это поручение Адаму. Нет и указаний на то, что Великое поручение заменяет миссию заботы о земле через свою деятельность.

Ключевым текстом для нас является Ефесянам 4:11-16, где Павел описывает задачу тех христиан, которым доверено особое служение, связанное с внутренней жизнью церковной общины. Именно здесь мы видим важное утверждение о том, что задача тех, кого сегодня часто называют церковными служителями или священнослужителями, состоит не в том, чтобы самим служить от лица всех христиан, а в том, чтобы приготовить, или снарядить (синодальный перевод), каждого из них для служения, что будет способствовать созиданию Церкви.

Для решения педагогической задачи всеобщего священства важны действия всех снаряжающих даров, упомянутых в Ефесянам 4:11. В этом отрывке говорится об учителях, но не они одни ответственны за снаряжение «святых на дело служения» (см. Ефесянам 4:12).

Для развития концепции педагогики всеобщего священства рассмотрим ее в свете библейских текстов через метафору знатного наследника, к которому приставлен слуга-педагог (παιδαγωγός). Слово «педагог» с греческого переводится буквально как детоводитель (παιδίον – ребенок, άγω – вести). В Древней Греции оно использовалось по отношению к слуге, который заботился о знатном несовершеннолетнем наследнике, в т. ч. сопровождал его в школу на обучение.

Метафора знатного наследника позволяет акцентировать в педагогической деятельности особый или даже элитный статус царственного и священнического призвания. «Знатный род» – это, во-первых, особый статус в творении человека, созданного по образу Божьему, во-вторых, данное во Христе право быть Божьими детьми и наследниками (Иоанна 1:12, Римлянам 8:17). Педагог – это община и непосредственно служители этой общины, вкл. пасторов и учителей. Учитель (с большой буквы), к которому педагог водит наследника, – это сам Христос (Матфея 23:8) и посланный Ему на смену Святой Дух (Иоанна 14:26).

Элитарность и всеобщность царственно-священнического призвания противоречивы с точки зрения привычного социального и церковного устройства. Всеобщность подразумевает массовость и доступность для всех, а священство и особенно царственность говорят об исключительности. Всеобщее и элитарное образование строятся на совершенно разных принципах. Выскажем предположение, что одна из важных задач педагогики всеобщего священства – удерживать напряжение всеобщности и элитарности.

Всеобщность проявляется в масштабе Божьего призыва: званы все, но всякий ли званый реализует в своей жизни эту элитарность и избранность? Нет, не всякий. В такое призвание сначала надо поверить, а потом еще дорасти до зрелости, позволяющей в нем действовать. Творец желает видеть Свой народ народом царственного священства. Как Отец, Он готовит детей к важному служению и помогает дорасти до исполнения замысла. Пока наследник мал, он не способен распоряжаться наследством по своему усмотрению, поэтому есть слуги, поставленные его сопровождать. Каждый христианин, являясь по сущности священником, может долго и не знать об этом или быть не способным являть эту сущность. Павел так об этом пишет:

…Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного] (Галатам 4:1-2).

Христианин и община, к которой он принадлежит, являются действующими лицами в процессе приготовления к царско-священническому служению. Христианин – это наследник, а община и ее служители – это педагог, реализующий Божье поручение воспитать наследников завета. В этом педагогическом служении общины равно важны как особый труд ее служителей с дарами снаряжения (Ефесянам 4:11), так и поддержка братьев и сестер по вере, способных поделиться опытом жизни во Христе и опытом своего священнического служения.

Используя метафору педагога в отношении общины, уточним роль церковнослужителей в ней. Можно утверждать, что в перспективе всеобщего священства их педагогическая функция становится главной, а организация церковной жизни и богослужения остается хоть и важной, но вспомогательной задачей. При обсуждении назначения богослужения полезно задать следующие вопросы: какое служение нужно Богу, кто и кому должен служить, когда народ Божий собирается вместе? Павел указывает, что Бог дал общинам служителей с разными дарами, чтобы «приготовить святой народ Божий к делу служения, к делу созидания Тела Христа» (Ефесяням 4:11-12). Бог через них желает служить Своим детям, чтобы они были способны исполнить свою часть в Его замысле, раскрывающемся через два поручения – культурное и великое. Функция церковнослужителей, которая традиционно приписывается им как священникам еще со времён храмового служения в Израиле, – это предстояние за народ перед Богом. Если такое предстояние понимается как посредничество между паствой и Богом и дает особый статус священнику как представителю Бога в народе, то можно говорить о явном «протаскивании» в новозаветные отношения Бога с Его народом жреческой храмовой концепции священноначалия, которая несовместима с концепцией священства всего Божьего народа. Верно трудящиеся церковнослужители достойны двойной почести не за свой священный сан, а за особую важность их труда по снаряжению народа Божьего на священническое служение.

Концепции всеобщего священства чуждо деление христиан на священноначалие и паству. Деление верующих на разные категории происходит согласно дарам, призванию и зрелости. Всегда в Церкви есть зрелые христиане, которые реализуют священническое призвание, есть те, кто только вступил на этот путь, есть и духовные младенцы или люди с душевными ранами, не способные служить. Рассуждая в рамках педагогики о духовном возрасте, можно обратиться к классификации в 1 Иоанна, разделяющего христиан по уровням духовной зрелости на детей, отроков, юношей и отцов (1 Иоанна 2:12-13). Педагогическая задача всеобщего священства заключается в том, чтобы помочь каждому христианину пройти этот пусть возрастания, достичь зрелости отцов и священствовать в соответствии со своими дарами и призванием.

Возвращаясь к метафоре наследника, о котором заботится педагог, можно сказать, что ошибки, нерадивость и неумение тех, кто заботится о следующем поколении, страшнее плохой работы многих других профессионалов. Плохие сапожники или булочники могут испортить жизнь определенному количеству горожан, но плохие учителя могут испортить целое поколение. Понимая ответственность, лежащую на тех, кто призван снаряжать Божий народ на служение, Иаков пишет: «…не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся боль- шему осуждению» (Иакова 3:1).

Педагогика всеобщего священства: проблемные зоны

В завершении статьи выделим ряд проблемных зон в образовательной среде, которые усложняют развитие педагогической практики всеобщего священства. Воспользуемся для этого опытом разработки и реализации программы «Миссия в профессии» в Евроазиатской богословской семинарии. Эта программа была создана на основании идей всеобщего священства для подготовки христианской молодежи, получающей профессиональное образование в вузах или уже начавшей трудовую деятельность. Трехлетний опыт реализации этой программы позволяет увидеть следующие проблемные области.

1. Концепция всеобщего священства не имеет укорененности в вероучительных основаниях поместных общин. Большинство студентов воспринимают служение в рамках классического церковного служения и с трудом перестраиваются на парадигму служения в профессии как равноважного служению в церкви. Для многих эта концепция пока воспринимается как теория, оторванная от практики. Задача, которую можно сформулировать в связи с данной ситуацией, звучит так: найти эффективные способы передачи богословской концепции всеобщего священства.

2. Христианская, или протестантская, трудовая этика не имеет широкого распространения в русскоязычных общинах, что приводит к отсутствию ценностных оснований для выполнения своего труда «как для Господа». Этика труда еще не делает труд служением, но ее отсутствие однозначно не позволяет служить на своем рабочем месте. Это ставит задачу инсталляции трудовой этики как одного из необходимых воплощений всеобщего священства.

3. В русскоязычном пространстве сложно найти христиан, осознанно относящихся к своему труду как к служению Богу, способных богословски обосновать такую позицию и готовых рассказать об этом опыте служения другим. В связи с этим возникает дефицит профессиональных наставников, способных поделиться опытом священнического служения в своей профессиональной области. Это ставит следующую задачу: развивать институт наставников (менторов, тьюторов) для поддержки молодых христиан-профессионалов.

4. Неразвитость практики священнического служения в профессиональной деятельности приводит и к отсутствию профессиональных площадок для практики священства через труд. Необходимо развивать профессиональные сообщества христиан, через которые могли бы возникать общеотраслевые или специализированные площадки практики. Эти профессиональные сообщества также выполняли бы и функции взаимной поддержки, позволяли бы совместно искать решения сложных ценностных вопросов, а также стимулировали бы развитие института наставничества.

5. Отсутствие критериев нормировки служения в профессии затрудняет и процесс подготовки к такому служению. При каких условиях труд христианина является служением, а при каких – нет? Всякий ли труд может быть служением? Есть ли перечень «благословенных» и «не благословенных» профессий? Как христианина-профессионала научить рефлексировать свою трудовую деятельность-служение? Все эти вопросы ставят задачу нормировки профессиональной деятельности-служения, которая помогала бы получать оценку успешности и эффективности служения и показывала бы пути дальнейшего совершенствования.

Заключение

Третий и четвертый Евангельские Соборы поставили задачу богословской проработки темы всеобщего священства. Последние несколько лет эта работа происходит на разных исследовательских и практических площадках, вкл. богословский семинар, которым руководит Михаил Дубровский, и программу «Миссия в профессии» Евроазиатской богословской семинарии, которая стала экспериментальной педагогической площадкой по данной тематике.

В данной статье, во-первых, показана актуальность педагогического рассмотрения темы всеобщего священства и собраны основные понятия языка обсуждения всеобщего священства. Во-вторых, изложены библейские основания педагогики всеобщего священства и предложена метафора знатного наследника и слуги-детоводителя (греч. παιδαγωγός) как отправная точка для концептуализации такой педагогики. В-третьих, основываясь на трехгодичном опыте обучения христианской молодежи в рамках программы «Миссия в профессии», сформулированы «белые пятна» – отсутствующие, но очень важные для педагогической работы элементы программы и инфраструктуры.

Видится, что дальнейшее развитие темы педагогики всеобщего священства следует вести по следующим направлениям:

• необходимо продолжать богословское осмысление темы всеобщего священства, что послужит развитию педагогической концепции и позволит практической ее стороне обретать более твердые теоретические основания;

• необходимо развитие кооперации с практиками христианского служения в сфере профессионального труда и бизнеса. Это усилит практический аспект обучения, создаст пространство апробации педагогических методов и даст возможность регулярной рефлексии образовательного процесса;

• следует развивать партнерские связи с теми, кто развивает подобные педагогические практики.


[1] Эмпирический материал, на основании которого формулируются ожидания от инфраструктуры образовательного процесса, взят из трехлетнего опыта развития программы «Миссия в профессии» Евроазиатской богословской семинарии, etsem.org.

[3] Некоторые понятия еще требуют уточнения, о чем указано в тексте или в сносках.

[4] Основанием для такого суждения является пример служения Иисуса Христа, который является одновременно и Царем, и Пророком, и Первосвященником. Если Церковь есть Тело Христово, то в ее служении должны присутствовать все три аспекта служения ее Главы.

[5] В этой статье не вводится различение понятий священства и священничества, которое предлагает С. Градировский, поэтому прилагательное «священнический» используется как общее для них. Удобство и необходимость такого различения требует дополнительного обсуждения. См. Градировский С. Живые камни всеобщего священства. // Философско-религиозные тетради. Тетрадь № 7. Результаты богословского осмысления темы всеобщего священства. С. 70.

[6] В настоящее время происходит уточнение употребления всех этих понятий. Возможно, при такой инклюзивности понятия «всеобщее священство» стоит подумать и об использовании термина «священнослужение» в рамке всеобщего священства тоже инклюзивно, чтобы избежать двойственных или тройственных лексических конструкций.

[7] Негров А. Христианская духовность на рабочем месте. // Философско-религиозные тетради. Тетрадь № 10. С. 31-42.

Алексей Горбачев
Место работы: Евроазиатская богословская семинария
Должность: Ректор